Вряд ли кто будет спорить, что кинопрокат стал одним из самых пострадавших сегментов культурного бизнеса в эпоху тотальных ограничений.
Сначала кинотеатры просто закрыли свои двери. Потом немного приоткрыли, но с особыми условиями по рассадке. Прокатчики признают – теперь даже не премьерах американских блокбастеров в залах меньше зрителей, чем разрешает Роспотребнадзор.
То есть, сейчас крутить кино – это уже не бизнес, а мужественная попытка сохранить часть культурного социума. Помещения - большие, аппаратура – сложная и дорогая, поддержание того и другого в рабочем состояние плюс сохранение штата сотрудников требует больших расходов при полном обвале прибыли.
Когда-нибудь этот кошмар закончится. Зритель вернётся и в театры, и в музеи, и в парки аттракционов. Потому что замены этому нет… согласитесь, балет или опера на экране монитора лишь жалко подобие настоящего таинства высокого искусства. Даже драматические спектакли в телевизоре не прижились – нет магии живого контакта с актёрами.
А вот у кино есть опасность очередного забвения. Мы это проходили в 90-х, когда расплодившиеся видеосалоны и прокат кассет почти полностью вытеснили культуру похода в кино. Кинотеатры переоборудовались во что угодно – в казино, ярмарки, салоны по продажам автомобилей и мебели… да вы сами помните.
Вернуть туда зрителей с домашних диванов был тяжкий труд. Который в итоге увенчался успехом, правда, потребовавшим огромных вложений и изменений в культурном кинокоде отечественного потребителя.
И вот опять. В отечественном кинопроизводстве уже началось какое-то шевеление, но больше ориентированное на сериальную продукцию, в моду вошли интернет-платформы, очень серьёзная конкуренция не только эфирному ТВ, но и кинопрокату.
В Архангельске ситуация усугубляется тем, что в областной столице нет НИ ОДНОГО муниципального кинотеатра. А это значит, что нет шансов на бюджетную поддержку, потенциальному зрителю остаётся уповать на добрую волю кинопрокатчиков.
И она такие есть! Сеть кинотеатров «Мираж» не только возобновила киносеансы, но и гостеприимно распахнула двери залов перед участниками и зрителями Международного кинофестиваля Arctic Open (4-6 декабря). Билеты на показы и встречи с авторами, кстати, бесплатные. То есть, чистый финансовый убыток.
Зачем им это надо? И что дальше? Об этом в беседе с генеральным директором сети кинотеатров «Мираж-Синема» Виктором Рудманом:
- Сетевые кинотеатры разительно отличаются от своих собратьев из моего детства. Мы ходили конкретно на сеанс и при удачном раскладе на стакан лимонада с коржиком. Сейчас поход в кино превращается в экскурсию выходного дня по торговому центру с целым набором развлечений. Это сознательная политика или вынужденная – кино само по себе уже не привлекает потребителя?
- В размещении кинотеатра на территории ТЦ в первую очередь заинтересован сам ТЦ. Кинокомплекс для ТРК так называемый якорный арендатор. Торговые центры давно уже стали видом культурно-семейного досуга. Каждый бизнес борется и всегда будет бороться за трафик. Конкуренция высока. Люди живут в бешеном ритме и делают выбор в сторону оптимизации собственного времени. Удобно, когда одним походом можно решить социальные, бытовые и досуговые потребности.
- Какие «заманухи» готовит в будущем «Мираж» в конкурентной борьбе за зрителя?
- Ещё с момента локдауна в период шестимесячного простоя наша сеть инвестировала немалые средства в создание современного омниканального бесшовного сервиса для клиентов. Основная доля была направлена на обновление электронных сервисов – платежной системы, мобильного приложения. В скором времени мы порадуем наших зрителей сайтом и абсолютно новой программой лояльности. Чтобы удержать и привлечь зрителя, недостаточно устраивать еженедельные акции и обрушивать цены. Мир развивается техническими скачками, поэтому выбор всё чаще направлен в сторону качественного сервиса и удобства.
- Эффективна ли шахматная рассадка на взгляд ответственного прокатчика?
- Разумеется, да, но только в комплексе предпринятых санитарных мер. Конечно, с точки зрения бизнеса – это коммерчески невыгодно. Учитывая колоссальные дополнительные затраты на антиковидное переоборудование кинокомплексов, дезинфекцию и социальное дистанцирование, часть кинотеатров в убытке, и мы балансируем на грани рентабельности. Однако, мы прекрасно осознаем, что подобные жесткие меры необходимы для борьбы с коронавирусной инфекцией. Мы вместе со всем городом с тревогой следим за динамикой заболеваемости и желаем скорейшего выздоровления всем заболевшим. Со своей стороны, мы делаем всё возможное, чтобы обезопасить наших сотрудников и гостей и внести посильный вклад в борьбу с пандемией. Кинотеатр в наше время является, пожалуй, самым безопасным видом культурного досуга благодаря соблюдению всех рекомендаций Роспотребнадзора, техническим возможностям воздухообмена, большой кубатуре помещений и низкой концентрации людей.
- Каковы финансовые потери сети за период коронавирусных ограничений?
- Потери колоссальные. Один месяц простоя каждого кинокомплекса обходился компании от 1 до 3 миллионов рублей. Возместить эти убытки уже никогда не удастся, а прибыль от работы ещё очень далека от докризисной. В сентябре мы не смогли достичь даже 50% от показателей прошлого года, а сейчас посещаемость ещё хуже. Следующее гипотетическое закрытие будет означать коллапс индустрии кинопоказа в России как таковой.
- Что (или кто) мешает работать «Миражам» в Архангельске?
- «Миражам» никто и ничто не мешает работать в Архангельске, и мы точно ни с кем не скандалили. Напротив, хотим поблагодарить всех наших архангелогородских партнеров и, в первую очередь – арендодателей за очень продуктивное сотрудничество на фоне пандемии.
- Сколько «Миражей», по вашим расчетам, сможет «заглотить» Архангельская область в перспективе?
- Мы будем рады увеличивать количество кинокомплексов «Мираж Синема» в Архангельской области. Однако, сейчас, в связи с пандемией, строить какие-либо прогнозы совершенно невозможно.
- Считаете ли вы муниципальные кинотеатры своими конкурентами?
- Все участники рынка - конкуренты. Только одни понижают цены, а другие расширяют репертуар и улучшают сервис.
- Участие «Миражей» в кинофестивалях – это только часть социальной ответственности, но и маркетинговый ход?
- В первую очередь, это возможность предложить нашему зрителю альтернативный контент. Как правило, фестивальные и артхаусные фильмы имеют небольшую, но постоянную аудиторию. Поэтому пока есть спрос и интерес у наших гостей, мы со своей стороны будем оказывать всяческое содействие в проведении фестивалей на наших площадках.
Беседовал Леонид Черток