Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Кто-кто в теремочке живёт? «Многоэтажка» Антона Маслова

Страна размером с многоэтажку. Именно такая концепция по мнению автора этих строк была у режиссёра Антона Маслова. Известного пока только нашумевшим сериалом «Вампиры средней полосы», где нелюди преподнесены вполне симпатичными людьми… в отличие от людей настоящих. Что-то есть от бесконечных «Дозоров» Лукьяненко?  Таков жанр.

Впрочем, и в «Многоэтажке» с жанром непросто. Фильм заявлен как триллер, в нём действительно присутствует ожидание чего-то страшного, безысходного, что в конце концов случается. Но всё-таки это остросоциальная драма по сложности конструкции и безысходности финала, близкая к «Дураку» Юрия Быкова. Только ещё безысходней – с ЖКХ есть шанс справиться, а вот с человеческой сущностью…

В самом начале фильма приманка – центральный герой работает пожарным. Действие быстро переходит в интерьеры типовой многоэтажки без точной географической привязки. Зритель в праве ожидать грандиозного пожара со всеми вытекающими, что в итоге и происходит. Только горит не дом, горит общество, и этот пожар не потушить никаким брандспойтом.

Завязка сюжета нарочито бытовая, пусть и с оттенком «чернухи». Упомянутый пожарный, слегка потасканный жизнью мачо, он же «воскресный папа» с запойными проблемами, ждёт дочку-тинейджера. Которая исчезает при входе в подъезд. Как известно, любой хороший спасатель ещё и детектив в своей сути. Начинается многотрудный поиск по всем этажам (21), что называется, от двери к двери.

И тут вылезает… Только не думайте, что это кривое зеркало современной российской действительности, где граждане замкнулись в собственных проблемах. Хорошо помню советский телефильм начала 70-х, в котором хулиганы убивают парня на лестничной клетке и хоть бы одна дверь открылась. Только там было пять равнодушных, но с виду вполне благопристойных квартир, а здесь слепок общества. Со своими мини-историями – где-то пьют, где-то бьют, где-то ток-шоу Соловьёва запоем смотрят и делают выводы. А один, вот псих, любит только дикого зверя, живущего у него в квартире (по случайности или как, этот зверь один из любимчиков нашего президента), а на людей ему… с самого верхнего этажа.

Тема для добротного сериала (вспомним «Взрыв»). Но мастерство режиссёра - уложить длинную цепь событий и максимальное раскрытие персонажей в полуторачасовой формат. Чему подмога точная подборка актёров, пусть и не «первого эшелона», но хорошо узнаваемых.

Кто-то грустит о коммуналках доброго советского периода, неоднократно воспетых в фильмах той исторической эпохи. «Где без стука ходят в гости, нет ни зависти, ни злости» и т.д. Но кому-то не повезло с соседями, и очередь в единственный на 38 комнаток туалет (по Высоцкому) каждый раз превращается в путь на Голгофу, где слабого и беззащитного просто затопчут ил съедят поедом.

Так и тут, обитатели своих изолированных «человейников» перед случившейся бедой… а, точнее, поднятые активным, сходящим с ума от тревоги отцом вылезли в общий холл, чтобы впервые посмотреть соседям в лица. О, лучше бы они этого не делали…

Сразу скажу, многоэтажка типовая и явно муниципальная. Но что-то подсказывает мне, что в элитной новостройке или рублёвском посёлке всё происходящее выглядело ещё неприглядней.

Полный набор пороков современного российского общества. Первым под подозрение в похищении (и, конечно, в изнасиловании, куда уж без него) попадает тихий юноша нерусской национальности (надо объяснять, почему?). Рубаха-парень в тельняшке, первым откликнувшийся на просьбу о помощи, втихаря поколачивает бессловесную жену. А вон в той тихой квартирке ненавидят друг друга в частности и окружающий мир в целом. Скелеты из шкафов так и падают. В итоге эти несимпатичные люди напускаются на родителей пропавшей девчонки – «с нашими такое априори быть не может»

Резюме подводит подъездная активистка, искренне считающая, что все беды не в головах жильцов, а в отсутствии консьержки – «хороших людей не бывает, бывают недоизученные». Даже искреннее желание сделать доброе дело исчезает под страхом возможных неприятностей – как бы чего не вышло.

Но и это было бы просто и схематично. За отпущенные полтора час экранного времени режиссёр Маслов вытаскивает наружу проблему за проблемой, как социального, таки психологического свойства. Пропавшая девочка не хочет ехать с мамой и её новым мужем на ПМЖ в Америку (одна из причин её «исчезновения»). Не из чувства патриотизма, просто из-за юношеского каприза… и сразу становится полной дурой не только в глазах однокашников, но и педагогов. И с таким подрастающим поколением мы хотим… ну, вы понимаете.

Её мама на фоне её папы-мчсовца выглядит настоящей светской львицей, и это явно было всегда. Секрет их долголетнего альянса выходит из тени при фразе последнего: «Да потому что я тебя все годы … (любил) так, что соседи в стенку стучали». Что-то подобное я в далёкой юности прочитал у Аксёнова в «Поисках жанра», но не грех и повторить.

А ещё учитель, чью личную и профессиональную жизнь перевернул навет школьницы в домогательства… вспомните наши резонансные дела по этой статье.

Многоэтажка превращается в мини-модель российского общества (с отрицательными его сторонами, но на то и кино). И от этого становится весьма неуютно. Поэтому советую смотреть на уютном диване.

Леонид Черток  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (67)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20