Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Сны Степана Писахова

25 октября исполнилось 145 лет со дня рождения Степана Григорьевича Писахова. 

Впрочем, можно и столетний юбилей сказочника отметить, поскольку первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай» появилась в сборнике «На Северной Двине» в 1924 году. Для названия сказки он использовал первую половину русской народной пословицы, которая в полном виде звучит так: «Не любо, не слушай, а лгать (или: а врать) не мешай!». Она стала негласным девизом, руководством к действию для сочинителя Писахова, который в сказках «врал», себя не ограничивая. В этом он похож на северных сказителей, которых в народе, любя и восхищаясь, именовали «вралями».

 Иным было творчество художника Писахова. На раннем его этапе (1905-1910-е годы) он тяготел к реализму. Впрочем, иного и не предусматривало классическое образование в академии им. Штиглица. С другой стороны, именно к этим годам относятся первые произведения художника из символического цикла «Сны» и близкая им по духу работа «Церковь, путь к которой потерян». Их можно увидеть в архангельском Музее художника и сказочника Степана Писахова. Некоторые почитатели творчества северного художника узнают в них голубой туман Клода Моне («Бульвар Капуцинок» 1873) и даже улавливают манеру письма одного из столпов постимпрессионизма Винсента Ван Гога.

 Пусть гадают специалисты. Непосвященного в тонкости художественной критики обозначения, термины лишают порой возможности видеть то, что изначально задумано не ими, а творцом. И потому на живописные полотна иногда лучше смотреть, не применяя ни одного «определения», представляя, что впервые видишь и познаёшь эти картины. И если получится, возможно, увидишь всё глазами автора.

 Следует сказать, что главный источник символизма - разочарование в реальном мире. Отсюда желание сбежать из него в более идеализированный, который ищется в мистических, мифологических и религиозных идеях и сюжетах. При этом цветам символисты придавали большое значение. Один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма Андрей Белый по этому поводу писал: «Окружающая жизнь есть бледное отражение борьбы жизненных сил человеческих с роком. Символизм углубляет либо мрак, либо свет: возможности превращает он в подлинности: наделяет их бытием».

 Синий цвет у символистов обычно ассоциируется с прошлым, ушедшим временем. Это цвет космоса, тоски, безумия, хаоса. Вспомним Александра Блока: «Что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание — не живое, не мертвое, синий призрак».

 Придавал ли подобное значение цветам художник Писахов? Вполне возможно. По крайней мере, использовал их он как настоящий мастер. О некоторых его картинах хотелось бы поведать. 

 Картина Степана Писахова «Церковь, путь к которой потерян» (на фото над текстом) имеет датировку «1907-1908 (?)»

 Название храма художник не привёл. Возможно, образ Церкви собирательный. К началу XX века множество памятников архитектуры Русского Севера было забыто. Деревянные храмы ветшали и разрушались, уходя в прошлое, о котором словно тоскует, грезит художник. Это чувство буквально разлито в пустоте тёмно-синей зимней ночи. Впрочем, имеет право на существование и более масштабная, философская трактовка ощущения постепенного «ухода» веры из жизни русских людей в указанные времена и предчувствия для неё тёмного будущего.

 Первая (известная) работа Писахова из серии «Сны» (фото под текстом) называется «Причудливые облака на воде» (1910 год. Холст на двп, масло. 24,2×33,8). Здесь тот же тёмно-синий цвет, только не ночи, а воды, которая расходится кругами вокруг будто бы «снежных» облаков замысловатых форм.

 У этой картины, как и у большинства других полотен Писахова, хорошо медитировать. То есть наблюдать, не оценивая. Уходят при этом отрицательные эмоции, постепенно снимается излишняя психологическая напряжённость, в состоянии отрешенной сосредоточенности ненужными становятся антидепрессанты. Попробуйте, у вас получится.

 Вторая (известная) работа Писахова из серии «Сны» (на фото под текстом), датируемая 1912 годом, называется «В подводном мире церквушка на скале» (Холст на двп, масло. 30,2×38,5). Здесь уже не «Церковь, путь к которой потерян», а церквушка на ушедшей под воду скале. 

 Если долго всматриваться в это полотно, белые узоры подводных течений вокруг небольшого деревянного строения начинают напоминать облака и вдруг просыпается надежда – не утонула церквушка, на небесах она, не всё ещё потеряно.

 И следующая наполненная светом картина (на фото под текстом) «Силуэты деревьев» (холст на двп, масло. 31,7×33,5) серии «Сны», датируемая 1910 - ми годами, словно подтверждает эту надежду.

 На переднем плане мы видим сероватые, чуть призрачные силуэты деревьев. Завтра их может не быть. А вот земля под ними, переходящая в водную гладь, которая в свою очередь сливается со слабо затянутым неуловимо голубоватыми облаками небом, тускло-жёлтый серп месяца, серебристые тона белой, прохладной ночи будут повторяться в многочисленных вариациях долгими веками. И здесь можно вновь вспомнить значение цветов в символизме, где белый считается самым чистым, так как объединяет в себе все цвета, которые при слиянии в луч белого разгоняют тьму. Серебристо-белым, в светлой цветовой гамме написаны многие пейзажи Писахова.

 Карандашом исполнен рисунок без названия из серии «Сны» (фото под текстом) в 1936 году. То ли деревья шумят листвой на берегу реки? Или это крутой обрыв из человеческих лиц и головы плавают в воде? Или? 

 Первой половиной ХХ века со знаком вопроса датируется ещё одна акварель (фото под текстом) без названия из серии «Сны». И снова тёмно-синие тона, что-то мрачное давит, тяготит. Если вспомнить СССР тех времён, многое становится понятным. «Большой террор» - термин современной историографии, характеризующий период наиболее массовых политических репрессий 1937—1938 годов. Окружающий мир отражался в творчестве художника, имеющего к тому же «грехи» сотрудничества с белыми властями Северной области. Тревожными, сумрачными стали его сны. В сказках от кошмаров он спасался. 

 ***

Согласно данным Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в собрании Музейного объединения художественной культуры Русского Севера (г.Архангельск) имеется 14 этюдов, акварелей и рисунков Писахова из серии «Сны». Большинство из них датируются (со знаком вопроса) первой половиной XX века. Множество вопросов возникает во время созерцания этих картин, общения с ними. С другой стороны, правильно заданный вопрос содержит в себе ответ. И ещё. Мир не бывает белым, чёрным или синим. Он такой, каким мы его видим.

 ***

 В январском номере 1919 года архангельской газеты «Возрождение Севера» опубликован отрывок из начатого и незавершённого романа Степана Писахова с говорящим названием «Моя антипатия». Ещё три части в том же году под заголовком «Мои Я» опубликованы в сборнике стихов и рассказов «На Севере дальнем». Лейтмотив романа – ощущение человеком катастрофы, вызванной крушением привычного миропорядка. Герой романа (то есть сам Писахов), находящийся в душевном смятении, говорит себе: «В момент, вернее в период пробуждения, я как будто делаю полшага в сторону от себя и вижу целый ряд Я. И часто не знаю, который Я – сам Я, центральный Я».

 В одной из частей есть и такие слова: «Выкинутый за грань мироздания, усталый, несущийся в бесконечности этой страшной мучительной пустыни, - я вдруг нашёл свои слёзы».

 Слезами горю не поможешь. Завершает публикацию глава с символическим, ранее использованным для картины названием «Церковь, путь к которой потерян». Был ли знаком Писахов с опубликованной в апреле 1918 года поэмой Блока «Двенадцать», которая завершилась образом Христа, неизвестно. Многие представители русской интеллигенции, отторгавшие ранее церковь, обратилась тогда к христианству как единственной, по их вдруг просветлённому мнению, духовной силе, способной в дни великого перелома помочь человеку обрести смысл жизни. Именно такой идиллической картиной заканчивается глава романа Писахова: «Мои Я все разом вошли в церковь…Служба кончилась, мои Я вышли радостные, наполненные солнечным светом».

 ***

«И у меня был край родной, Прекрасен он! Там ель качалась надо мной… Но то был сон!» (Генрих Гейне).

За 1919-м годом пришёл 1920-й. Северная область канула в лету. Коммунистическая идея воцарилась в большевистской России. Померк для Писахова солнечный свет. Остались сны. Там он находился в своём собственном мире. 

 Александр Чашев



За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (277)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20