Самая популярная тема школьного сочинения – «Кем я хочу стать?».
Моё поколение поголовно мечтало стать космонавтами. Ну, это в младших классах. Ближе к окончанию нашлось место прагматизму – диапазон интересов от МГИМО до Института советской торговли. Самые отпетые романтики рвались в загранплавание.
В перестройку венцом жизненного успеха считался цивилизованный кооператор.
90-е… и новая шкала престижности, от банкиров до бандитов, от фотомоделей до компьютерщиков. Что касается последних, молодежь тех лет долго путалась в понятиях, чем она хочет заниматься – создавать программы или торговать оргтехникой.
Нулевые и фантастический рост мировых цен на энергоносители поднял на гребень волны нефтяников и газовиков. Но ближе к концу первого десятилетия нового века у молодёжи появляется свой модный тренд – профессия чиновника, государственная и муниципальная службы.
Во многом благодаря нашим сериалам – в них эта профессия романтизирована настолько, что любой браток из прошлого от зависти удавится. Как будто эта работа заключается исключительно в том, чтобы принимать от посетителей конверты с благодарностью.
Но нет, наша молодёжь не настолько испорченная. Просто пребывает в плену иллюзий, полагая, что работа на государство обеспечит их, как минимум, бесплатной квартирой… в крайнем случае, совсем уж льготной ипотекой.
И это не такая святая наивность, как кажется на первый взгляд. В той же Америке молодёжь стоит перед выбором – идти в бизнес или на государственную (муниципальную) службу. В первом случае можно надеяться на высокий размер зарплаты, перспективу в будущем открыть собственное дело… но одновременно существует риск остаться совсем без работы, банкротство и прочие неприятности капитализма. Плюс расплачиваться за все прелести жизни в развитом высокотехнологичном государстве из собственного кармана.
Да, на муниципальной службе оклады пожиже. Но льготы… начиная с бесплатной медицинской страховки, ипотека под 1.5-2 % или жильё в муниципальных квартирах, оплачиваемые отпуска, а также расходы на транспорт, в том числе беспроцентный кредит на авто, оплата ремонта и бензина. Но главное, что прельщает людей того мира – это стабильность положения, когда тебя не могут уволить по одному лишь капризу самодура-хозяина. И кризисы тебе не так страшны, как труженикам частного капитала, ведь мэрию закроют в последнюю очередь.
Когда-то в стране всеобщей занятости безработица нас совсем не волновала. Как и стабильность положения – она была, пусть и тонким слоем, размазана на всех. Но даже в советской системе работа в горисполкоме считалось престижной – и зарплаты побольше, чем на аналогичных должностях в других учреждениях, и продовольственные заказы к праздникам, и месячные (а то и больше) отпуска с оплаченным проездом, льготные санаторные путёвки, медицинское спецобслуживание, постановка на учёт для улучшения жилищных условий, локальные распродажи дефицита… да и просто ощущение, что работаешь при власти.
Кое-что из вышеперечисленного сохранялось в 90-х и в самом начале нулевых. Например, когда я устраивался на работу в областную администрацию, то задал наивный вопрос – а где тут у вас ставят на учёт по жилплощади? Понятно, что не в собственность, хотя бы в муниципальный наём. Э, говорят, парень – тебе с такими запросами в мэрию надо устраивается, там хотя бы какая-то надежда есть.
Вернее, была. Теперь работники муниципалитета города Архангельска находятся в одинаковом положении с остальными горожанами – расчёт только на свои силы и возможности.
Какие ощутимые плюсы от такой службы? Разве что, работа в самом центре, встречи в коридоре мэрии со знаковыми людьми, не слезающими с экрана местных телеканалов, качественная столовая и гордая фраза – «я работаю в управлении городом». Морально приятно… и всё.
Касаемо других ценностей. Практически все упомянутые выше льготы и преимущества остались в прошлом. Разве что стабильность положения – чтобы уволить вас с муниципальной службы нужна более серьёзная мотивация, чем простое начальственное – «а вот не нравишься ты мне». Характерный пример – громкий уход из муниципальной газеты «Архангельск – город воинской славы» журналистки Марии Гавриловой, представленный общественности как наступление на свободу слова, но на деле оказавшийся всего лишь демаршем самой фигурантки. На апрельской встрече с главными редакторами городских СМИ мэр Игорь Годзиш так и объяснил – «муниципальная газета не частная лавочка, типа «Руснорда» или «Правды Севера-Запада», журналистка при желании могла засудить и своего главреда, и всё руководство мэрии. Видимо, просто хотелось поменять место работы… но с помпой и имиджем борца за правду».
Так что стабильность ставим в плюс, и переходим к минусам.
В конце концов, все мы ходим на работу ради зарплаты, когда ещё начнёшь подниматься по карьерной лестнице… если вообще такое случится. Так вот, устраиваясь на работу в мэрию Архангельска, знайте – для начала вам предложат 15 тысяч в месяц, может, чуть больше. И так постепенно по несколько тысяч прибавки с продвижением вверх и по выслуге лет. Без оплаты проезда до места отдыха и даже без льготного проездного на городской транспорт, распродажи дефицита и продуктовые заказы исчезли вместе с приходом в нашу жизнь товарного изобилия.
Да, по прошествии NN-ого количества лет вы можете дорасти до должности директора департамента с окладом 65 000 руб. Что отнюдь не является пределом мечтаний, если судить по предложениям от частных компаний. Зато соблазнов и психологической нагрузки… ведь это работа с бюджетными деньгами и ответственность за состояние всего города.
Но ещё до этого, при первом же устройстве на работу вам в отделе кадров придётся выложить всю свою подноготную. Как-то: справка о доходах и их происхождении (не только ваших, но и членов семьи), справка о состоянии здоровья и прочая, и прочая. Кроме того, при всех имеющихся у вас талантах на позицию служащего не возьмут соискателя без диплома о высшем образовании и без опыта работы в аналогичной должности. И всё это сомнительное счастье за 15-18 тысяч рублей…
Но стоит вам чуть-чуть подрасти… и начинаются новые проблемы. Так, управляющий (например, по госзакупкам) с окладом в 35 000 за любое нарушение может быть подвергнут штрафу до 50 000, как вам такая арифметика? Не она ли является питательной средой для коррупции?
И ещё архиважный момент. Из-за низких окладов мэрия вынуждена принимать на работу, скажем так… не самых квалифицированных и востребованных в своей профессии специалистов. То есть, той работой, которую мог бы выполнять один профессионал высокого класса, занимаются несколько средних специалистов. В среде которых тоже высокая текучка… а это передача дел, введение в курс, притирка с коллективом, всё то, что отвлекает от основной работы и сказывается на производительности.
Ну, кто-то до сих пор завидует такому хлебному месту, овеянному легендами прошлых лет? Вот и я думаю… Самое время подумать о возвращении материального престижа работы в управлении городом.
Леонид Черток