Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Рыбаки просят губернатора Орлову поднять на Арктическом форуме проблему рыбных квот

В преддверии международного форума «Арктика – территория диалога» председатель рыбколхоза «Беломор» (д. Летняя Золотица) и Председатель правления Фонда развития поморских деревень Сергей Самойлов обратился к губернатору Архангельской области Игорю Орлову с просьбой поднять перед его участниками проблему предстоящего урезания 20% рыбных квот у небольших рыболовецких колхозов Поморья в пользу крупных компаний, получающих инвестиционные квоты под строительство судов на российских верфях (квоты «под киль»).

«Такое урезание квот грозит подрывом традиционной ресурсной базы и социальной катастрофой для десятков труднодоступных поморских сел и деревень на Белом море, - пояснил Сергей Самойлов. - В этом году форум проходит под девизом «Человек и Арктика», следовательно, вопросы сохранения социально-ориентированных рыбколхозов в Арктике и их законодательная поддержка вполне уместны. Для понимания проблемы: Единый сельхозналог (ЕСН) уплаченный, например, всеми рыбколхозами Онежского полуострова в 2016 году в Пертоминское МО (объединяющее три деревенских муниципальных образования), составил  1.780.000 рублей, что составляет почти 50% от собственных доходов муниципального образования».

Если у поморских рыбколхозов отнимут под инвестиционные цели 20% квот, бюджеты поселковых МО сразу же лишатся почти половины средств, направляемых в социальную сферу поморских деревень, предупреждает Самойлов.

Правительство РФ должно поощрять и поддерживать социально-ориентированные градообразующие рыболовецкие колхозы в Арктической зоне России, которые при достаточном получении рыбных квот могут полностью взять на себя развитие подотчетных им территорий, содержание в каждой труднодоступной поморской деревне местного самоуправления, ремонт и строительство дорог, мостов, детсадов, школ, больниц и других социальных объектов.

Помимо налоговых отчислений в расходы одного лишь рыбколхоза «Беломор» за минувший год вошли строительство в труднодоступной деревне школьной котельной, капитальный ремонт и монтаж системы отопления детского сада и школы, ремонт и строительство дорог, морских пристаней, а также материальная помощь школе, детсаду, клубу и местным жителям.

За последние годы рыбколхоз «Беломор» был дважды удостоен медалью и дипломами «Предприятие высокой социальной ответственности» от Минсельхоза РФ.

Как показывает история последних двух десятилетий, все прибрежные деревни на Белом и Баренцевом морях, где перестали существовать рыбколхозы, деградировали. Трудоспособное население было вынуждено покинуть их в поисках работы. Сами же деревни превратились в дачные поселки, у которых нет экономического и социального будущего.

Урезать у рыбколхозов Поморья их рыбные квоты – это значит отнимать у поморского населения природные ресурсы, без которых эти коренные люди Крайнего Севера и их древние поселения в Арктике погибнут.

 В письме председателя рыбколхоза "Беломор", которое представляет собою докладную записку на имя губернатора,  предлагается:

  1. Закрепить за рыболовецкими предприятиями, выполняющими за счет своей прибыли функции социально ответственных предприятий (в том числе, заключивших и выполняющих договоры о государственно-частном партнерстве), социальные неприкосновенные рыбные квоты, т.е. общий размер квот на вылов трески и пикши в Баренцевом море в твердом выражении, вне зависимости от участия или неучастия рыбколхоза в строительстве новых судов на российских предприятиях.
  2. Рассмотреть возможность наделения рыбколхозов, несущих социальную нагрузку, отчисляющих часть прибыли на содержание инфраструктуры и социальные нужды населения прибрежных деревень, необходимыми для этого ресурсами в размере общей квоты на треску и пикшу не менее 1500 тонн.

      Механизм и возможные источники компенсации выпадающих квот для градообразующих рыбопромышленных предприятий до прежнего уровня:

- нераспределенные квоты третьих стран;

- неосвоенные научные квоты;

- неосвоенные квоты предприятий за предыдущий год, которые дораспределяются в текущем году.

 Публикуем полный текст обращения Сергея Самойлова к губернатору Игорю Орлову:

«Уважаемый Игорь Анатольевич!

       Развитие и содержание инфраструктуры труднодоступных прибрежных поселений в Арктике, социальное обеспечение проживающего в них коренного и старожильческого населения - одни из главных стратегических приоритетов политики, проводимой государством на арктических территориях. Эффективное использование рыбных и других традиционных биоресурсов населения прибрежных труднодоступных территорий – традиционная основа социального благополучия живущих там людей.

       Жители прибрежных деревень Белого и Баренцева морей – это коренное и старожильческое население Арктической зоны России, для которого рыболовство – многовековая основа его существования. А рыбные ресурсы – основа жизнедеятельности поморского населения.

     Законодательство о рыболовстве и сохранении рыбных ресурсов РФ наделяет приоритетным правом получения рыбных квот «население, для которого рыболовство – основа его существования»:

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ):

     6) учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе КМНС РФ, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ).

   Крайне важно подчеркнуть, что в первую очередь в законе от 06.12.2007 N 333-ФЗ говорится не об учете интересов  КМНС (о них сказано лишь «в том числе»), а о «населении, для которого рыболовство – основа его существования»:

     Другой закон N 155-ФЗ от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Статья 21. Основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, п. 3. так же подчеркивает, что в первую очередь учитываются интересы не КМНС (о них говорится «в том числе»), а «населения, для которого рыболовство – основа существования»:  «Порядок и способы использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря устанавливаются законодательством РФ с учетом интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе КМНС РФ» (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ.

   Поморские деревни возникли и существуют несколько столетий только благодаря промыслам морской рыбы в Белом и Баренцевом морях, в основном - трески и пикши. Обычное сельское хозяйство в виде растениеводства и животноводства в беломорских деревнях нерентабельно по причине субарктического климата, отдаленности и труднодоступности поселений.

    Поэтому квоты на рыбные ресурсы, т.е. фактически, свободный доступ к жизненно важным традиционным ресурсам, для жителей прибрежных арктических территорий – это единственная основа выживания местных сообществ в Арктике. Если лишить рыбколхозы осваиваемых ими рыбных квот, т.е. ресурсов, коренные поморские поселения в Арктической зоне России по всему побережью Белого и Баренцева морей исчезнут.

     На протяжении всей многовековой истории развития рыболовства на севере России, все рыбные ресурсы, доставлявшиеся на российский рынок из районов поморских промыслов Белого и Баренцева морей, вылавливались исключительно жителями прибрежных поселений Архангельской губернии. Других участников добычи морских рыбных ресурсов на поморском Севере в российском государстве не было, соответственно не было и спекулятивного рынка рыбных квот, и современного механизма вывода квот за пределы Северного экономического района. Благодаря этому, экономика региона имела стабильный источник пополнения казны за счет развития рыболовства.

    Начиная с 1920-х гг все права на вылов рыбы в Северном экономическом районе распределялись между двумя участниками экономического процесса – рыболовецкими колхозами, которые были созданы на основе традиционных рыболовецких общин, буквально в каждой поморской деревне на побережье Белого моря, и - госпредприятием – Архангельским траловым флотом, где трудились, в основном, выходцы из поморских деревень Архангельской области. В этот период также не было сторонних претендентов на доступ к рыбным ресурсам Севера, вплоть до конца 90-х годов ХХ столетия. Все рыбные квоты страны на вылов трески, пикши, палтуса и других промысловых видов рыб в Белом и Баренцевом морях распределялись, согласно госплану, таким образом, чтобы флот рыбколхозов работал круглогодично.

   Государство давало поморам возможность ловить столько рыбы, сколько было нужно для содержания всей социальной сферы деревень и обновления рыболовецкого колхозного флота. В итоге, все объекты социальной инфраструктуры в беломорских деревнях, весь флот рыбколхозов Поморья создавались и содержались за счет отчислений на эти цели от полученной при вылове рыбы прибыли.

  Всё аграрное сельское хозяйство (земледелие и животноводство) прибрежных деревень Беломорья, ввиду его нерентабельности, дотировалось за счет рыбных промыслов.

   Сегодня рыбколхозы, в результате политики вывода квот за пределы Северного экономического района, получают от государства лишь незначительную долю от рыбных ресурсов, которые они имели до начала нулевых годов. Значительная часть квот (а, следовательно, рыбные ресурсы), которые осваивались рыболовецкими колхозами Беломорья, были изъяты из экономики в ходе так называемых рыбных аукционов, в пользу компаний из других регионов. Огромный объем квот был перераспределен в пользу спекулятивных контор, многие из которых не имели никакого отношения к рыбному бизнесу и покупали квоты исключительно с целью перепродажи. Тогда же поморские колхозы либо разорились, либо смогли купить лишь малую часть тех квот, которыми они пользовались прежде.

    Затем практика рыбных аукционов в России была признана ошибочной, и они были заменены на оплату, в виде дополнительного налога, на вылов водных биологических ресурсов, а квоты закреплены за предприятиями по  принципу наделения, в том числе и в  размере, в котором они были куплены ими на аукционах. Это, почему-то, назвали «историческим принципом» распределения квот, хотя за основу бралась очень короткая «история» - с начала и до конца периода рыбных аукционов (т.е. всего 3 года освоения рыбных ресурсов новыми владельцами квот). Например, в других странах «исторический принцип» распределения рыбных квот основан на десятилетиях и столетиях, а квоты достаются только специализированным, проверенным временем предприятиям и традиционным рыболовецким общинам.

   Так делают крупнейшие в мире рыболовные страны: Канада, Испания, Португалия, Япония, Чили, Перу, Дания, США, Исландия, Норвегия и многие другие. Рыбопромышленники в этих государствах самостоятельно обновляют флот и торгуют рыбой, прежде всего потому, что уверены в прочности рыболовного квотного законодательства. Квоты для рыболовных судов, например, в Норвегии закрепляются за судовладельцами в зависимости от типа судна до 25 лет. Рыбаки знают, что по истечении этого срока они или их приемники опять получат свои ресурсы на новый срок.

     В Нидерландах квоты закреплены за предприятиями постоянно. В Дании, Испании, Португалии и Ирландии также действует система индивидуальных передаваемых квот, закрепленных за судами. Дальше всех пошла Исландия. Там рыбные квоты, закрепленные на постоянной основе, даже наследуются. В Исландии вообще законодательно запрещен вход в рыбную отрасль новым людям с образованием новых компаний!

     Сегодня правительство РФ планирует забрать у рыбколхозов Поморья (в рамках реализации проекта «квоты - под киль» под инвестиционные цели строительства траулеров на российских верфях) ещё около 20% рыбных квот и передать их крупному капиталу. Т.е. - еще раз (после рыбных аукционов) лишить поморских рыбаков доли рыбных ресурсов. Заниматься рыбным бизнесом, и содержать социальную сферу поморских сел и деревень рыбколхозам будет уже нереально.

    При минимальной потребности не менее 3000 тонн общей квоты на треску и пикшу, многие из  рыбколхозов сегодня  получают в 2-3 раза меньше. Такое количество квот не может обеспечить строительство судов на российских верфях за счет прибыли рыбколхозов. Но и кредитование в российских банках на большие суммы и длительный период рыбколхозам тоже недоступно. В итоге, если раньше поморские рыбколхозы без проблем самостоятельно строили на российских верфях все свои суда и при этом содержали социальную сферу своих деревень, то теперь, когда им (с помощью несовершенного механизма распределения квот) фактически запретили пользоваться в прежнем объеме своими традиционными рыбными ресурсами, это для них стало проблематичным.

   Три рыбколхоза Архангельской области («Беломор», «Зимняя Золотица» и «Сояна») получают квоты в критическом для ведения бизнеса размере - менее 1 тысячи тонн. Этого хватает на 1-2 месяца работы в море, а остальное время суда либо простаивают или сдаются в аренду тем рыбопромышленникам, у которых нет своих судов. Это прямой результат изъятия на аукционах рыбных квот у колхозов.

     Общий объем квот добычи трески и пикши для рыбколхозов Архангельской области, согласно приказам Федерального агентства по рыболовству от 10.12.2015 года № 928 и №929, распределен следующим образом (включая промышленную и прибрежную квоту трески и пикши):

 

«Освобождение» - 3579.93 тонн,

«К-з им. М.И. Калинина» -   2614.33  тонн,

«Север» -  2464.77 тонн,

«Красное Знамя» - 2463.27 тонн,

«Прилив» - 1458.41 тонн,

«Сояна» -  904.27 тонн,

«Беломор» 896,97 тонн,

«Зимняя Золотица» 753.97 тонн

       В частности, рыбколхоз «Беломор» с 1932 года всегда строил свои суда за счет своей прибыли, благодаря тому, что получал необходимый ему объем квот. Для стабильной работы рыбколхоза ему требуется общая квота на вылов трески и пикши в размере не менее 3000 тонн. Сегодня он имеет общую квоту на вылов трески и пикши в Баренцевом море в объеме менее 900 тонн. Эту квоту он осваивает всего за 2 месяца работы! Для сравнения, в 1984 году колхоз «Беломор» облавливал в Баренцевом море 9034тонн, в 1985 – 7201 тонн.

    В 80-х годах рыбколхоз «Беломор» имел на своем расчетном счете около 1 млн советских рублей, плюс в кассе колхоза было 5 тысяч рублей. Денежные счета в банке и аккредитивы на капвложения колхоза «Беломор» составляли 1 млн 800 тыс рублей. Вся прибыль шла на развитие социальной сферы трех поморских деревень на Онежском полуострове, входивших в состав рыбколхоза и на приобретение новых судов флота.

    Рыбколхоз «Беломор» и сегодня является градообразующим предприятием, только с резко уменьшенными рыбными квотами. В 2016 году рыбколхоз получил прибыль 42,7 млн рублей, из которых 14,7 млн рублей – это прямые расходы на выполнение социальных функций по содержанию трех труднодоступных поморских деревень в Арктической зоне России, на Летнем берегу Белого моря - Летней Золотицы, Летнего Наволока и Пушлахты. В расходы рыбколхоза «Беломор» за минувший год вошли строительство школьной котельной, капитальный ремонт и монтаж системы отопления детского сада и школы, ремонт и строительство дорог, морских пристаней, а также материальная помощь школе, детсаду, клубу и местным жителям. За последние годы рыбколхоз «Беломор» дважды удостоен медалью и дипломами «Предприятие высокой социальной ответственности» от Минсельхоза РФ.

    Очевидно, что отчисления от прибыли рыбколхоза «Беломор» крайне важны для содержания социальной сферы в труднодоступных поморских деревнях. Но его прибыли явно недостаточно для участия рыбколхоза в строительстве судов на прописанных в Законе о рыболовстве новых условиях. При распределении инвестиционных квот приоритет будет отдан в пользу супербольших рыбопромысловых судов. Однако, в поручениях президента от 10 сентября 2016 г., было прямо указано предусмотреть инвестиционные квоты для средне- и малотоннажных судов.

    Согласно поправкам и дополнениям в Закон, квоты будут выделяться лишь тем компаниям, которые способны инвестировать не менее 1 млрд. рублей в строительство судов на российских верфях. На это потребовалось бы затратить всю прибыль рыбколхоза «Беломор» за 23 года работы!

     Важно подчеркнуть, что рыбколхозы Белого и Баренцева морей могли бы построить суда коллективно, объединив свои усилия и финансы. Но Федеральное агентство рыболовства ФАР не разрешает долевое строительство рыболовецких судов для получения инвестиционных квот!

    Таким образом, очевидно, что к концу 2017 года рыбколхозу «Беломор», как и другим рыбколхозам, будет резко уменьшен и без того недостаточный для промысла объем квот. Это приведет к падению его прибыли и нанесет разрушительный удар по всей системе выполнения им социальных функций.

    Ухудшение социально-экономического положения населения, которое проживает на прибрежных территориях Белого и Баренцева морей, не является целью ни в поручениях президента, ни в законе, ни в постановлениях правительства об инвестиционных квотах.

     Цель правительства при внедрении инвестиционных квот – развитие рыболовства, модернизация отечественного судостроения и, в конечном итоге, главная цель - улучшение социального уровня жизни населения. Правительство РФ должно поощрять и поддерживать социально-ориентированные градообразующие рыболовецкие колхозы в Арктической зоне России, которые при достаточном получении рыбных квот могут полностью взять на себя развитие подотчетных им территорий, содержание в каждой труднодоступной поморской деревне местного самоуправления, ремонт и строительство дорог, мостов, детсадов, школ, больниц и других социальных объектов.

    Все беломорские рыбколхозы создавались как градообразующие предприятия в труднодоступных поморских деревнях. Согласно госплану, колхозы должны были вылавливать и сдавать государству всю пойманную рыбу, оставляя себе часть прибыли, которая полностью расходовалась на цели социального развития поморских поселений и приобретение судов.

    Экономика поморских поселений сегодня, с развитием частной собственности, в основном также существует за счет рыболовства традиционных градообразующих рыболовецких предприятий - рыбколхозов, чья прибыль перераспределяется между колхозниками, а доля прибыли отчисляется на социальные нужды муниципальных образований поселкового уровня. Никакой альтернативы в обозримой перспективе градообразующим рыбколхозам в поморских деревнях не будет.

     Как показывает история последних двух десятилетий, все прибрежные деревни на Белом и Баренцевом морях, где перестали существовать рыбколхозы, деградировали. Трудоспособное население было вынуждено покинуть их в поисках работы. Сами же деревни превратились в дачные поселки, у которых нет экономического и социального будущего.

     Урезать у рыбколхозов Поморья их рыбные квоты – это значит отнимать у поморского населения природные ресурсы, без которых эти коренные люди Севера и их древние поселения в Арктике погибнут.

Экономика поморских поселений сегодня, как и на протяжении минувших столетий, существует в виде экономики традиционных рыболовецких общин, чья прибыль перераспределяется между рыбаками и жителями. Роль общин играют рыболовецкие колхозы. Эта экономика базируется на добыче рыбаками трески и пикши (квотируемых объектов лова), а все остальные традиционные поморские промыслы являются для выживания поморских деревень вспомогательными, хотя и не менее важными. Разрушение этой экономики путем изъятия у колхозов или уменьшения жизненно необходимых поморам квот на треску и пикшу приведет к падению отчислений от прибыли на содержание социальной сферы поморских поселений.

    Сегодня рыбколхозы Поморья – это предприятия социальной ответственности, готовые заключать, а некоторые из них уже заключили, с муниципалитетами и региональной властью договоры о социально-экономическом партнерстве по поддержке обеспечения социальной сферы в труднодоступных поморских деревнях. Работа деревенских жителей на колхозных рыболовецких траулерах крайне важна для сохранения опыта традиционного поморского рыболовства в Белом и Баренцевом морях. Десятки молодых поморов, живущих в беломорских деревнях, сегодня работают на колхозных рыболовецких траулерах в море. Сохранение рыбных квот за градообразующими предприятиями в малых поморских деревнях – это основа будущего Поморья.

     В связи с вышеизложенным, прошу поднять вопрос закрепления рыбных квот за социально-ответственными рыбколхозами Поморья перед участниками форума «Арктика - территория диалога»:

  1. Закрепить за рыболовецкими предприятиями, выполняющими за счет своей прибыли функции социально ответственных предприятий (в том числе, заключивших и выполняющих договоры о государственно частном партнерстве), социальные неприкосновенные рыбные квоты, т.е. общий размер квот на вылов трески и пикши в Баренцевом море в твердом выражении, вне зависимости от участия или неучастия рыбколхоза в строительстве новых судов на российских предприятиях.
  2. Рассмотреть возможность наделения рыбколхозов, несущих социальную нагрузку, отчисляющих часть прибыли на содержание инфраструктуры и социальные нужды населения прибрежных деревень, необходимыми для этого ресурсами в размере общей квоты на треску и пикшу не менее 1500 тонн.


    Механизм и возможные источники компенсации выпадающих квот для градообразующих рыбопромышленных предприятий до прежнего уровня:

- нераспределенные квоты третьих стран;

- неосвоенные научные квоты;

- неосвоенные квоты предприятий за предыдущий год, которые до распределяются в текущем году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За последнее время мировые финансовые рынки очень сильно изменились, и находятся в стадии постоянного изменения, развития и роста. Что касается финансового рынка Украины, то он только начинает развиваться, и в ближайшие 5-10 лет, ожидается бум Украинского финансового рынка. Если вы хотите попробовать себя в роли трейдера, или хотите инвестировать в какой- то проект, то Центер биржевых технологий, отзывы на FinNews помогут больше ознакомиться более детально с деятельностью компании. Это уже будет началом вашей активной деятельности на фондовом рынке.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (190)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20