Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Экстремальная экономика. Россия назло всем отморозит себе уши

Одна из самых больных тем россиян – санкции и антисанкции. По телевизору говорят, что это чуть ли не благо для отечественной экономики – родной фермер не только встанет с колен, но и по-богатырски расправит плечи. С политической же точки зрения, это хитрый ход, вроде блока в волейболе.

Вот какая цель антисанкций в изложении кремлёвского политолога Сергея Маркова: 1. Наказать те страны, которые в русофобском угаре ввели несправедливые санкции против России. 2. Предупредить, блокировать новые возможные санкции против России. Теперь местный бизнес будет выступать значительно более энергично против возможных новых антироссийских санкций. 3. Стимулировать собственное сельхозпроизводство. 4. Наградить те страны, которые не вводят антироссийских санкций, ведь их бизнес займет те ниши, из которых выпадают санкционные страны. 5. Переориентировать стратегически российскую торговлю на своего производителя. 6. Показать, что Россия не сдается.

И в то же время российские домохозяйки уже второй год в тихом ауте от походов за покупками. Многие вполне состоятельные люди впервые за много лет стали обращать внимание не только на ценник «Мерседеса», но и на ценник десятка яиц. Я уже слышал жалобы на то, что многие, кто ещё недавно, как им самим казалось, получал вполне достойную зарплату, стал снова занимать «до получки». А ведь казалось, что мы с этим постыдным атавизмом советского периода истории покончили раз и навсегда.

Если без хамона как-то научились обходиться (хотя и он неведомыми путями попадает на российские прилавки кривым транзитом или под кодовым названием), то доходы основной массы покупателей никак не успевают за растущими аппетитами ритейлеров. Лично у меня периодически возникает ощущение, что наши продавцы (как опта, так и розницы), живут в постоянном ожидании возврата социализма и гуляют, как в последний раз.

А вот, что говорят цифры статистики. За первую половину 2015 года стоимость минимального месячного набора продуктов питания в среднем по России подорожала на 14,3%, а реальная начисленная зарплата россиян сократилась на 8,5%, что следует из данных Росстата. Люди начали экономить на еде, и у производителей продуктов питания уже 12 месяцев падает выручка. Последние ищут выход в дешёвых ингредиентах, что самым отрицательным образом сказывается на качестве жизни среднестатистического россиянина – основном показателе стабильности политической системы в современных понятиях.

Впрочем, и производителям с продавцами сегодняшняя ситуация не сахар. Компании выкручиваются, как могут: снижают стоимость товара за счёт использования более дешевого, но худшего с точки зрения качества, сырья. Или уменьшают объём упаковки. Наверное, многие заметили, как полулитровый кефир или сметана неожиданно стали весить 450 грамм. Ещё одна уловка - производители выпускают новые продукты в нижнем ценовом сегменте, что сказывается на качестве реализуемого товара и, соответственно, на здоровье потребителя – «мы то, что мы едим».

Вот некоторые способы экономии на рецептах и упаковке, которые приводят в качестве примера экономические издания. Ряд производителей чая перешёл на более дешёвое сырье и уменьшил вес чайного пакетика. Некоторые ушлые производители шоколада заменяют «какао тертый» на «какао-порошок» (более дешёвый субпродукт), а вместо масла какао используют эквиваленты жиров (например, рапсовое или пальмовое масло). Причём я слышал в утренней программе на одном из центральных телеканалов заверения «экспертов», что пальмовое масло чуть ли не полезней оливкового. Интересно, сколько им отстегнули за такую шнягу?

Далее, в кабачковую икру стали добавлять муку и другие наполнители, а в томатной пасте в качестве загустителя снова стали использовать крахмал. Падает спрос на дорогие макароны и растёт на самые дешёвые - из хлебопекарной муки. Поэтому многие производители стали использовать именно такую муку для производства продукции по заказу розничных сетей. Примечательно, что в Греции, которой осталось пару шагов до финансового краха, производители пищевой продукции на такие ухищрения не идут. В этой стране просто стали меньше потреблять, но востребованы именно качественные продукты. У нас же, создаётся ощущение, есть команда сверху – любыми способами сохранять иллюзию пищевого изобилия в магазинах и холодильниках граждан. Иначе – за что боролись?

Как следствие, наши магазины заполняет фальсификат, на который надзорные органы стараются меньше обращать внимание. С момента начала действия санкций и антисанкций в России резко увеличилось число фальсифицированных продуктов: они не отвечают ГОСТам и техническим регламентам, а указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию. По данным Роспотребнадзора, больше всего несоответствий в кондитерских изделиях, гастрономии, рыбе и молоке. Мне сразу вспоминаются достославные советские времена, в которые работники перерабатывающих предприятий под угрозой расстрела отказывались покупать продукцию, их же руками изготовленную для розничной торговли. Или колбаса, которую мы купили в Батуми в 1983 г. (съёмки к/ф «Любовь и голуби»). Поставили на плитку отварить… а она растворилась без осадка, оставив после себя бульон непрезентабельного цвета. Или как я один раз подглядел, из чего делают котлеты в мосфильмовской столовой… нет, лучше не вспоминать.

Заграница, к слову, тоже не отстаёт. За 2014 год, по данным Роспотребнадзора, в 24 раза (!) увеличился объём некачественной импортной кондитерской продукции, импортных ягод - в 13 раз, импортной рыбы - почти в 6,5 раза. Инспекторы забраковали почти в четыре раза больше импортной молочной продукции и в три раза - заграничных овощей и фруктов. Но не радуйтесь кулинарные патриоты - с отечественным товаром дела обстоят ненамного лучше.

Национальный союз производителей молока, вполне лояльно относящийся к политике российских властей, признал очевидное: импортозамещение на рынке молочных продуктов привело к серьёзному ухудшению их качества. Серьезной проблемой стал экспорт молокосодержащих продуктов с Украины и из Беларуси - в России они упаковывались и продавались под видом собственного сыра, сливочного масла и т. д. После запрета экспорта молочных продуктов с Украины ситуация с фальсификатом не улучшилась: импортная продукция продолжает поступать в Россию под видом транзита в Казахстан и другие соседние с Россией страны.

И по деньгам. Отношение покупателей к продуктам тут тоже изменилось, как свидетельствуют исследования потребительского рынка. Так, 28% респондентов уменьшили закупки, приобретая в магазине только самое нужное, 24% ищут на полках самый дешёвый товар и стараются приобретать продукты со скидкой; 22% чаще покупают продукты в дискаунтерах; 10% стали просто реже ходить в магазин и, соответственно, хуже питаться.

Так что рядовым россиянам все эти санкции-антисанкции поперёк горла. Вот непростым они в кайф. Глава Чечни Рамзан Кадыров даже пригрозил развестись с супругой, если она подаст ему на стол что-нибудь импортное. Надо сказать, что в этом случае бедная женщина ещё легко отделается… дикий горец может и прирезать, если что пойдёт не по его.

Может восхвалять антисанкции и Елена Мизулина, депутат Госдумы, непримиримый борец за нравственность и против тлетворного влияния Запада. Её журналисты как-то засекли в элитном магазине «Глобус Гурмэ». Народная избранница затаривалась фуа-гра, глазированными фруктами, сибассом, золотой макрелью, маслом чёрного трюфеля… и по фигу мороз.

Но это только продукты. А вот из более серьёзной области (можно сказать, из вопросов жизни и смерти), где импортозамещение также не сработало. Статданные говорят, что в мае 2015 года объём розничной торговли фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами был ниже соответствующего показателя 2014 года на11,5%. Из них реализация лекарств сократилась на11%. Понятно, что здесь не было такого обвала, как с импортом нефармацевтической продукции, но тенденция достаточно очевидная. И это на фоне высказываний некоторых высокопоставленных чиновников о том, что россиян вообще не должен волновать курс рубля. Ну не смогут они купить какие-то импортные лекарства, так обойдутся отечественными аналогами или вообще народными средствами. Разве что смертность вырастет… но мы этого постараемся не заметить.

А давайте-ка вернёмся к заявлениям ручного политолога Маркова. Пункт первый: Наказать те страны, которые в русофобском угаре ввели несправедливые санкции против России. Кто у нас там главный враг? Известно кто – США. Однако дело в том, что товарооборот между Россией и Северной Америкой очень небольшой (в том числе по сельхозпродукции). Поэтому Америку ни российские санкции, ни антисанкции практически не затрагивают. Зато от взаимного удушения России и Европы вашингтонскому Госдепу как раз большая выгода. Как минимум, тешит их эго, прибавляет в сознании собственного величия.

В итоге для России всё получается, как в детских обидах – «назло маме и бабушке отморожу себе уши». Вот, оказывается, за что боролись…

Леонид Черток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из наиболее популярных методов упаковывания является пузырьковая пленка. Изготавливается из полиэтилена, обладающего высоким давлением и низкой плотностью. Тем самым упаковав бытовую технику в пленку при переезде, вы защитите ее от механических повреждений. Пленка воздушно пузырчатая действенное и недорогое средство для защиты вашей мебели или товаров!


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (190)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20