Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

"Такое счастье мне выпало". Православные откровения художника Сюхина

Счастьем скульптор Сергей Сюхин считает тот факт, что именно ему удалось выполнить главные врата для Михаило-Архангельского кафедрального собора. Огромные бронзовые двери установят весной 2020 года. Мы побывали в мастерской художника и побеседовали с ним о том, каким будет вход в главный храм Поморья.

Сергей Сюхин рассказал, что врата украшены барельефами 12 северных святых. В этих образах мастер стремился изобразить величие православного духа и присущую поморам нерастраченность.

— По-вашему, выполнять такую работу могут только верующие художники?

— Художники все-таки и в советское время были близки к вере. Вообще я считаю, что Церковь — мать всех искусств. И хоть большую часть XX века у нас господствовала идеология атеизма, но мы, художники, изучали иконографию, церковную архитектуру и были рядом с Церковью. А меня лично призвал Сергий Радонежский. Все архангельские мастера учились, в основном, в Ярославле. А мне туда почему-то не хотелось, и тогда я нашел Абрамцевское художественное училище. Как оказалось, это земли Сергия Радонежского.

Конечно, советское образование все хвалят, и оно, на самом деле было достойного уровня, а вот что касаемо Православия — здесь было полное табу. Но как изучать литературу или иконографию, или любого художника, писателя без знания основ его культуры, веры? Это же глупо и нелепо. В училище нам даже на Пасху запрещали ходить на службы в расположенную неподалеку Сергиеву Лавру. Директор всем студентам объявлял: если увидим в храме — будем исключать. Но все равно именно в Арбрамцево я узнал, кто такой Сергий Радонежский.

Теперь моя дочь живет в Хотьково. Она закончила Суриковку (Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. — Прим. ред.) и занимается иконописью. Когда мы с женой наведываемся к ней, радуемся, что можем и к Сергию Радонежскому попасть, и к его родителям, мощи которых почивают в Хотьковском монастыре. Так что тема эта мне не чужая.

— Сергей Никандрович, для верующего человека участие в возведении храма, а тем более кафедрального собора, важная веха. А что это значит для художника?

— Надо сказать, что кафедральных храмов не так уж и много, и счастье сотворить врата собора выпадает не каждому художнику и не каждое столетие. Да еще на своей родной сторонушке — на Русском Севере. Поэтому я с большой радостью и трепетом за эту работу взялся и благодарю Бога за нее.

— Расскажите, как родилась идея главных врат?

— Здесь в большей мере архитектор Дмитрий Яскорский решал. Они должны были органично и целостно смотреться, увязываться с архитектурой всего храма. Ну, а уже саму композицию врат делал я.

Сначала рисовал эскизы, потом лепил барельефы в глине. Лепить из нее — самая большая радость для скульптора, потому что глина — это сама земля, живой материал. Она податливая, мягкая, нежная, теплая… Эти глиняные образцы посмотрел и утвердил правящий архиерей, а дальше они отправились на литейный завод. Там уже началась работа формовщиков и литейщиков, за которой я следил.

Сейчас панно находятся на заводе в Архангельске, где их установят в каркас самих врат. Монтировать всю конструкцию к собору планируется весной 2020 года.

На барельефах изображены 12 святых из собора Архангельской митрополии. Моя задача была — показать в их фигурах величественность и значимость православного духа Русского Севера. Мне всегда хочется подчеркивать, что северным людям присуща нерастраченность. Нам говорят, что мы замороженные, а мы просто сохранили в себе многое.

Ну, а нижнюю часть врат украсят изображения утраченных в годы советской власти храмов Архангельска: кафедрального Троицкого и Преображенского Морского соборов.

— Какие именно угодники Божии представлены на вратах?

— Это Зосима, Савватий, Герман и Иов Соловецкие, Антоний Сийский, Стефан Пермский, Кирилл Челмогорский, Лонгин Коряжемский, Иоанн Кронштадтский, Арсений Ростовский, Николай Родимов и Артемий Веркольский.

Сложностей было много. Когда я стал собирать иконографию святых, оказалось, что у некоторых угодников, даже очень известных, она слабая, недостаточная. К примеру, у соловецких преподобных. Пришлось потрудиться. Иова Соловецкого вообще нашли лишь один образ, да и тот плохо различимый. Пришлось мне взять на себя смелость, дерзнуть и доработать эти образы. Надеюсь, они будут значимы для будущих поколений. Вот так я их представил и передал.

С Артемием Веркольским тоже получилась заминка… Образы всех святых мне утвердили, но в последний момент один прихожанин Ильинского собора показал фотографию необычной иконы отрока Артемия, которую он сделал в в храме где-то в средней полосе. Эта работа показалась мне такой серьезной, что я решил оттолкнуться от нее и переделал барельеф, теперь он выглядит иначе.

— Кто-то из этих святых особенно близок вам?

— Естественно, близки и любимы соловецкие преподобные отцы. Совсем недавно я был на Соловках… ну, а уж Иоанн Кронштадтский — наш родной батюшка, как не близок!

(по материалам Архангельской епархии)


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Апрель 2020 (71)
Март 2020 (291)
Февраль 2020 (230)
Январь 2020 (226)
Декабрь 2019 (265)
Ноябрь 2019 (256)



Деньги


все материалы
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20