Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Чем смердит от Мединского? Несколько строк в защиту авторской песни

«Как мне надоела ваша вонючая авторская песня!».

Такая фраза была брошена в сердцах министром культуры Российской Федерации Владимиром Мединским в ответ на просьбу известного российского барда и (на секундочку) народного артиста РФ Олега Митяева. Видно, наболело у чиновника… от всей души сказанул.

И это в преддверии юбилея Высоцкого – иконы авторской песни! Интересно, рискнул бы министр сказать такое ему в лицо? Вряд ли… у Владимира Семёновича не задержалось бы…

А вот Митяеву можно. Он, на мой взгляд и вкус, попса от бардовской песни, пару приличных (умных) текстов написал и выдохся.

В этом сообществе тоже всё непросто. В 1987 году работал на фильме Александра Стефановича «Два часа с бардами», этот жанр прорвался на экран даже позже русского рока. Съёмочная группа неожиданно для себя столкнулась с тем, что известные авторы и исполнители (уровня Окуджавы) через одного отказываются сниматься в ленте, если там присутствует… Розенбаум. Их не устраивала именно аудитория стадионов, собирающая представителей всех социальных слоёв. Вот НИИ, Политехнический музей… другое дело. Плюс блатняк… который часто приписывают к авторской песни.

Что вы говорите, Высоцкого даже колхозники слушали? Какие претензии могут быть к идолу?! Впрочем, в армии я встречал вполне деревенских ребят, которые пели под гитару Визбора, абсолютно не догадываясь ни об авторстве, ни о потаённом смысле спетого. Хорошее стихи в мозгах дырочку всегда найдут (как и водичка в другой части тела).

Впрочем, министра Мединского неожиданно поддержали представительницы слабого пола, включая местных архангельских журналисток. Мол, для них это низкий жанр, зато знают, кто перевёл либретто «Щелкунчика»… а от песен у костра их подташнивает. На мой взгляд, полные дуры, но им и в министры никто не предлагает.

Мне повезло с музыкальным воспитанием. Меня никто не тащил на аркане в музыкальную школу, ещё в детском саду проявилась моя тугоухость. Зато у нас на кухне пели под гитару и Булат Окуджава, и Юлий Ким (мама пару раз выходила замуж за известных в ту эпоху литераторов). Помните фразу Горького: «Всему, что есть во мне лучшего, я обязан книгам». А я обязан этим песням. Песням Булата Шалвовича я обязан тому, что они научили меня отношению к женщинам. Песням Юлия Черсановича обязан, что они научили меня не бояться. Прежде всего, власти. Низкий поклон им обоим.

Интересно, в курсе ли «культурный» Мединский, что этих людей с гитарами ещё называют поющими поэтами? Ишь на кого покусился, плагиатор

Интересно, этот историк (прости-господи) знает, что советская авторская песня начала развиваться в середине 50-х годов прошлого столетия в высших учебных заведениях страны, причём уровня МГУ? Пелась у костра, на кухнях хрущёб, на капустниках (последнее тоже развлечение не для заводского цеха или полевого стана). То есть, Владимир Ростиславович, выпускник МГИМО (а вот это ещё ни о чём не говорит), походя оскорбил искусство своей мамы, врача-терапевта.

Оставим романтический период эпохи Булата Окуджавы («И комиссары в пыльных шлемах…»), он рухнул вместе с хрущёвской оттепелью. Именно на волне накатывающегося застоя в авторской песни появляется жёсткая политическая сатира (Юлий Ким, Александр Галич). Сейчас самый яркий продолжатель этого направления Тимур Шаов, стадионов не собирает, но полные зрительные залы запросто и до миллиона прослушиваний в интернете. Поёт он, как вы догадываетесь, не про Брежнева, уж не к нему ли была обращена эскапада Мединского? А ещё в этом жанре иногда выступает Андрей Макаревич, кое-что начинает проясняться.

Ещё один важный момент. Именно барды начали говорить (петь) о Великой Отечественной человеческим языком. Без патриотической патетики и модного сегодня шапкозакидательства («можем повторить!»), на первое место выходит человеческий аспект, война бесчеловечна и ужасна в любом своём проявлении. Кто первым написал про штрафные батальоны как о безымянных героях? Ну, а Мединский у нас флагман официальной версии. «Под мудрым руководством Сталина» и всё такое. Вот откуда оно и повылазило…

Да, есть кино не для всех, а есть песни не для всех. Управлять народом, смотрящим и балдеющим от «Притяжения», слушающим Киркорова и Баскова, не в пример проще, чем той частью общества, что готова сидеть в полупустом зале на «Нелюбви», у кого в наушниках звучат Гребенщиков и Шаов (никакой политики, только про культурный и интеллектуальный уровень). Впрочем, так было и в советские времена, разве что фамилии и названия поменялись.

Но не надейтесь, господа, не надейтесь… времена действительно не те.

Леонид Черток  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (277)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20