В Омске отменили показ рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в постановке петербургского театра «Рок-опера». Сначала что-то промычали про низкий спрос на билеты… хотя спектакль планировался на 1 ноября, и времени оставалось вагон. Потом сослались на директора храма Мельпомены, который всё отменил своей властью. Потом выяснилось - повлияли протестные акции местных православных активистов-ортодоксов.
Как оказалось, на страже нравственности омичей встало общественное движение «Семья, любовь, Отечество». По их мнению, Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», написанная 46 лет тому назад и до сих пор суперпопулярная во всём христианском мире (за исламский не отвечаю), «является непрерывным богохульством и попиранием сакральных смыслов; она содержит насмешки над верой и хулу на святые образы, то есть прямое кощунство». И даже само название постановки представляет собой глумление над священными понятиями. Ни больше, ни меньше.
Кстати, именно после появления рок-оперы на магнитофонных бобинах в СССР по советским кухням стал гулять анекдот про Брежнева:
- Леонид Ильич, вы же стар.
- Я не стар… Я – SUPERSTAR!!
Но это я так, между прочим…
Кстати, у знаменитой оперы Эндрю Ллойд Уэббера изначально трудная судьба на подмостках Омска. Год назад представители того же движения уже пытались запретить её показ. Однако власти… положили на воззвания околоправославной общественности, а городская филармония обратилась за разъяснениями в Омскую епархию. И услышали в ответ - против этого художественного произведения там не возражают. Они и не могут иметь претензий, потому что для России была создана специальная версия, отличающаяся от исконной, в которой всё соответствует православным канонам.
Впрочем, чуть позже омский митрополит Владимир публично заявил, что не может поддерживать «искусство, против которого народ». Насчёт «народ против», конечно, громко сказано… скорее, какая-то часть паствы. Да и отдавать искусство на суд народа… так мы много чего не досчитаемся. Например, всего Андрея Тарковского и большей части наследия Алексея Германа - их фильмы народ не понимал, не понимает и вряд ли дорастёт. Прикажете жить с одним Гайдаем и Бекмамбетовым?
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была написана в 1970 году Эндрю Ллойдом Уэббером и Тимом Райсом. Спустя год её поставили на Бродвее. Еще через два года появилась экранизация. В Советском Союзе тогда ещё не было видеомагнитофонов, но у нас по классу ходил английский журнал с кадрами из фильма. Мы на них чуть не молились…
У меня дома «Иисус Христос» появился вместе с первым катушечным магнитофоном. Отличное подспорье для изучения английского языка… впрочем, как и вся рок-музыка. Очередное культурное открытие, что оперы бывают и такими, вполне себе хипповыми, а персонажи библии – реальными людьми с человеческими голосами. Абсолютное большинство из моего позднеатеистического поколения узнало подробности библейской притчи об Иисусе именно от Эндрю Уэббера. Недаром опера была запрещена в СССР под соусом религиозной пропаганды. Правда, переделанные её кусочки всё-таки попали в антиамериканский и антивоенный спектакль Театра Гоголя (не могу вспомнить название), на который мы ходили из-за одной только музыки.
Вот ведь времена настали. Когда-то эта рок-опера считалась антисоветчиной покруче «Архипелага ГУЛАГа», ибо была открытым окном в мир христианства, то есть, власть их гоняла вместе. Теперь околоправославные почувствовали свою силу и сами стали гонителями вчерашнего идеологического партнёра, посредством которого тысячи советских битломанов пришли к религии.
Кстати, определение «околоправославные активисты» я считаю очень удачным. Почти как «околофутбольные фанаты», которым главное не игра, не счёт, а сопутствующий мордобой.
Да, в «Иисусе Христе» трактовка библейских текстов и образов более чем вольная, но на то и массовое искусство. К слову, в своё время рок-оперу привозили и в Архангельск. Тоже нашлись «святее патриарха», предлагавшие устроить бойкот и обструкцию, однако местная епархия принципиально воздержалась от комментариев, не видя в данной постановке никакого оскорбления православных христиан.
В чём причина неприятия? Знаменитый на весь мир композитор Эндрю Ллойд Уэббер писал музыку к опере. Либретто же написал его друг юности Тим Райс. Последний постарался следовать хронологии известных событий, предшествовавших смерти Христа, которые описаны в Евангелии, однако его персонажи в своих ариях выражают идеи, далекие от догматов, принятых в христианстве. Максимально очеловечил и осовременил проблемы, волнующие представителей рода человеческого уже две тысячи лет. На то и искусство, на то и рок-музыка. В нашей стране она всегда революционна, часто на грани провокации.
О чём в опере поётся, хоть на английском, хоть на каком любом другом языке? О добре и зле, любви и ненависти, верности и предательстве. Да, о любви не бесполой, но другой и не приемлют поклонники данного жанра. Уже хорошо, что слово «секс» не звучит с подмостков, а ведь могло бы…
В который раз я хочу попросить шибко православных – оставьте светским светское, занимайтесь мракобесием в своей тусовке. И не нарывайтесь на конфликты - нас всё равно больше.
И под конец байка для истинных поклонников «Jesus Christ Superstar». Когда была готова только одна песня из рок-оперы, в газетах появились заголовки «Джон Леннон сыграет Христа». Пресс-служба Леннона заявила, что это произойдёт только в том случае, если Йоко Оно сыграет Марию Магдалину. Авторы были так напуганы самой идеей иметь дело со скандальной суперзвездой Ленноном, что категорически опровергли все эти инсинуации. Вскоре шумиха улеглась.
А жаль…
Леонид Черток