Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Война с косичками. Рецензия на фильм «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого

Для моего поколения каждое 9 мая было праздником ещё и потому, что на экраны страны выходили сразу несколько фильмов о войне. Там уж точно не целовались, не заседали и не говорили о надоях. Больше огня, больше взрывов и боёв, больше подвигов! Это потом я узнал, что война соткана из тяжёлых будней, как показано в «Хронике пикирующего бомбардировщика» или «На войне, как на войне». Значит, нужно это совместить, таков зрительский заказ.

Сейчас я таких фильмов боюсь, вдруг на экраны выйдет нечто, подобное «Утомлённым солнцем-2», когда становится стыдно за профессию. Вот и с «Битвой за Севастополь» было, когда сын сообщил – «там битвы никакой и нет… так, пару минут бомбы покидали». 13 лет, что вы хотите – для него война это «Пёрл-Харбор». Стоит нам гнаться за таким стандартом? Не думаю. Вполне хватит своего «Освобождения», причём на вечные времена. Интересны человеческие истории, мотивация к подвигу, понять, как выдюжили. Проехав по Сибири я не очень верю в то, что немцам было по силу оккупировать эту громадину, пусть и с японской помощью. Но первые два года войны – это нечто по всем рассказам и воспоминаниям.

Два интересных момента. Сколько вы вспомните на вскидку фильмов о Великой Отечественной, где центральными персонажами выступают женщины? «А зори здесь тихие», «О тех, кого я помню и люблю», «В небе «ночные ведьмы»… лично у меня дальше ступор. И это за весь советский период кинематографа. Маловато будет. Зато в России… только первый фильм о Первой мировой сняли, и сразу юбки-рюшечки-рефлексия. Пусть и некачественный по многим параметрам продукт - http://rusnord.ru/cinema/33283-34743.html, но тенденция прослеживается.

А сколько вы вспомните советских фильмов про снайперов? Я, как ни пыжился, ни одного. Зато сейчас этой трудной и страшной профессии отдана дань за все годы забвения. Не только у нас, но и в Америке. Объяснение тут простое – ни что так не привлекает зрительское внимание, как философия профессионального убийцы. Да, именно так… давайте называть вещи своими именами.

В уже упомянутом мной «Батальоне» я грешил на создателей за то, что они не рассказали ни одной внятной истории своих героинь – что толкнуло дворянских дочерей взять винтовки и залезть в окопы. В «Битве…» упор делается, как раз, на биографию героини. Достаточно незамысловатую – папа-чекист воспитывал дочь, как пацана-победителя, она, бедняжка, из кожи вон лезла, чтобы быть во всём лучшей, вдруг обнаружился талант к стрельбе и пр. И в это веришь, если имеешь хоть малейшее представление о психологии и нравах людей того времени. Вот пример: когда моя мама поступила в театральный институт им Щукина при конкурсе триста человек на место и сообщила об этом родным, те только вздохнули – «ну, если ума не хватило поступить на инженера, будь актрисой»…

Конечно, всё не без греха и небрежностей. Например, я плохо представляю себе, какие подвиги должен был совершить майор НКВД из Киева (отец героини), чтобы получить в конце тридцатых годов Орден Ленина к «Боевому знамени» в придачу. Хорошо, что не перепутали, на какую сторону груди их вешать, у наших костюмеров случается. Также резанул по ушам лексикон инструктора по стрельбе, обозвавшего винтовку «ружьём», а спусковой крючок (скобу) «курком». Но будем милосердны, консультанты за всем физически уследить не могут, а кино с его сегодняшними темпами и нагрузками – дело для молодых, мои ровесников там за антиквариат держат.

Стоп, только вы не подумайте, что смотрите байопик (кинобиографию). «Битва…» совсем другой жанр. Да, была такая снайперша Людмила Павлюченко, уничтожившая более трёхсот фашистов. Только не девочка-припевочка с исторического факультета, а женщина, родившая сына за 9 лет до начала войны. Наверное, достойная, чтобы о ней сняли кино, близкое к реальной биографии. Но это будет совсем другая история. Мне же понравилась именно эта.

Скорее, это история любви в экстремальных условиях. Правдивая (девушка переходит от командира к командиру по мере их выбывания из строя), но без пошлостей. Я много слышал историй про романы на фронте, мой собственный отец стал мужчиной перед операцией по ампутации в фронтовом госпитале, чем спас себе ногу (расскажу на 9 мая). Были там и ППЖ, и ППД… всё было. Только я ориентируюсь на рассказ своей двоюродной бабушки, прошедшей всю войну и привёзшей с фронта мужа-армянина. Уже после его смерти она честно призналась, что это был осознанный выбор – самый приличный и порядочный хирург из оказывавших ей знаки внимания. Лучше было побыстрее завести постоянного мужчину, чтобы избежать эксцессов. Да и о себе подумать, природа требовала…

Как всегда, бесподобен Евгений Цыганов. С минимумом текста, с максимумом игры глазами и самом выразительном молчанием в современном отечественном кинематографе. С абсолютно достоверной сценой начала интимных отношений после драки на новогодних танцах – поцелуем в окровавленный рот. С обвинениями к непорочной (ещё) снайперши со стороны рядового состава– «да она офицерская подстилка, раз нам не даёт». Ну, а в жизни разве было по-другому?

Вы знаете, как сплачивают романы, появляющиеся на основе профессиональных интересов, даже если это интерес к убийству? И не надо брезгливо морщить нос. Меня тоже резанула по нервам девочка, с надрывом читающая стихи про ненависть к врагу, где повторяется «убей его, убей!». Но ведь так было, может, родители этого ребёнка уже проделали свой скорбный путь к Бабьему Яру…

Конечно, нелепо, неправдоподобно смотрится пробег двух влюблённых по минному полю в ореоле взрывов. Но стоп, такую же сцену мы снимали в 84-м на финал «Батальонов просят огня» - влюблённые герои фильма шли по понтонному мосту через водяные «арки» от взрывов, и даже автор повести Юрий Бондарев не обвинил режиссёра Владимира Чеботарёва в лакировке действительности. А ведь там был хэппи-енд, а здесь смерть.

Связка основной истории с рассказом Элеоноры Рузвельт тоже на любителя. Хотя… как по-другому можно было выйти на самую известную фразу Людмилы Павлюченко, брошенную в укор американским мужчинам - «не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной». Почему-то я верю в то, что им стало стыдно. Разговор о том, помог ли «второй фронт» в победе над фашизмом, оставим за кадром. Поздно делиться славой, каждый верит в то, во что верит.

Я не поверил в историю с несостоявшейся свадьбой, которую невеста-вдова отмечает в одиночестве. Но вы вспомните, за какую неправду профессиональные разведчики больше всего корили Татьяну Лиознову, «кино-маму» Штирлица? За молчаливое свидание в кафе, ставшее киноклассикой. Так что стоит потерпеть… отнесём этот кадр на счёт тургеневских девиц, вдруг такие ещё встречаются в кинозалах.

Ну, а то, что компьютерное Чёрное море бомбят компьютерные немецкие фоккеры… так после михалковской голой задницы в «УС-2» нас ничем уже не расстроишь, не испугаешь.

В целом же кино достойное, особенно в сравнении… ну, да вы сами знаете с кем.

Леонид Черток

 

 

 

 

Что происходит в прекрасном городе Севастополе? Где можно узнать самые свежие новости? В решении данных вопросов Вам помогут севастополь новости. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте plus.google.com.

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Сентябрь 2021 (304)
Август 2021 (366)
Июль 2021 (352)
Июнь 2021 (341)
Май 2021 (311)
Апрель 2021 (349)



Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20