«У войны не женское лицо», - написала когда-то белорусская писательница Светлана Алексиевич, и была абсолютно права. Женщина на войне - это патология, её предназначение дарить жизнь, а не отнимать. Конечно, бывают исключения. Например, израильские девушки считают за честь отслужить в Армии обороны 21 месяц. Но это вынужденная привилегия, их готовят на тот случай, если весь арабский мир обрушится на маленький, но героический Израиль. Ему это давно обещают...
У нас особым случаем была Великая Отечественная война. Моя двоюродная бабушка, ушедшая на фронт в сентябре 41-го с дипломом педиатра и переквалифицировавшаяся там на специалиста по торакальной хирургии (операции при ранении грудной клетки). Сразу по демобилизации вернулась к лечению детишек. Не любит вспоминать войну, хотя привезла с неё себе мужа, и ордена никогда не одевает.
Были на той войне и снайперши, и «ночные ведьмы»... но чтобы женщин готовили к рукопашным схваткам, о таком я не читал даже в самые перестроечные дни. Заметьте, что героини «А зори здесь тихие», с которыми чаще всего сравнивают участниц «Батальона», вошли в огневой контакт с противником в силу непреодолимых обстоятельств. А так, это были зенитчицы, находившиеся вдали от линии фронта. Могли погибнуть при бомбёжке, но никак иначе. Эх, если бы не тот вредный десант!
Совсем другую войну на преподносят в фильме Дмитрия Месхиева «Батальон». Вернее, не войну, а других женщин. Точнее, не женщин, а мужиков. Короче, всё другое...
Тут самое время немного истории. После Февральской по приказу Керенского формируется сначала один, а потом ещё почти дюжина женских «батальонов смерти». Сделано это было в отчаянной попытке прекратить братания с немцами, на которое подбивали большевистские агитаторы. Сами вспомните, сколько подобных пьяных лобзаний под шнапс, колбасу (с немецкой стороны) и гармошку (с русской) мы с вами видели в советских фильмах. Вечная мечта о мировой революции, слава богу, так и несбывшаяся. И появление патриотично настроенных амазонок должно было, как минимум, пристыдить мужиков-пораженцев.
Так вот, первой из таких «агитбригад», а также единственной, чьё формирование было полностью осуществлено, а сам батальон успешно побывал в бою на передовой, стала получившая в июне 17-го официальное знамя «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкарёвой». Примечательная, кстати, личность, о которой одной можно сериал снять. Классический вариант феминистки - мужьями (двумя) битая, на каторге побывавшая (ушла за мужем-уголовником), эта воительница дослужилась до унтер-офицерских погон. Была сурова и скора на руку - била морды что крестьянкам, что кухаркам, что княгиням, терпите, курвы, раз за оружие решили взяться. В итоге такую муштру выдержали 300 из изначально отобранных 1500. Представляете, что это были за дивы? Так что разжиревшие проститутки в стиле милитари, показанные нам в эйзенштейновском «Октябре» и якобы защищавшие Зимний дворец, не более, чем тупая большевистская пропаганда. То есть, женщины дворец действительно защищали, их за это потом долго насиловала пьяная матросня. Не героический, а очень грустный эпизод того октябрьского переворота... один из очень многих.
Именно подготовительный период - «школа молодого бойца», занимает добрую половину фильма. Самый тяжёлый период в армейской службе. Подробно он показан в картине Стенли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка», после просмотра которого понимаешь - советская армия мало чем отличалась от своего наиболее вероятного противника. Но там, у американцев, были призывники с двумя вариантами - или выдержать, или удавиться (что один из них и сделал). От Бочкарёвой же можно было уйти, что сделали, как гласит история, 4/5 добровольцев. В фильме нам показали лишь одну, которую выкинули как паршивую нашкодившую кошку. Видимо, такая нынче установка - патриотизма должно быть много.
Самым интересным (для меня) в этой истории могла бы быть мотивировка гражданок, рискнувших проверить себя на поле боя. С того и начинается - кто-то экзальтированно рвётся отомстить за павшего в боях с немчурой жениха Колю. Ну, а горничную посылают вдогонку присмотреть, только и она проникается духом патриотизма. Непонятно, с какого перепуга лично отправляет на бойню свою дочь генерал Татищев, вполне реальный исторический персонаж, не отрёкшийся от царя при аресте последнего в Царском Селе и расстрелянный в Екатеринбурге в 18-м. Кто-кто, а он-то знал, что творится и на фронте, и в войсках. Не говоря о самой дурище, бог знает куда попёршейся в состоянии беременности. Ведь не дворовая девка, не куртизанка, могла бы предположить, что от ЭТОГО дети бывают. А с кем у княгини могло случиться ЭТО? Значит, где-то за кадром осталась большая и несчастная любовь. Только о ней почему-то зрителю не рассказали.
Тут я просто не могу удержаться от того, чтобы уточнить - княгиню Татищеву играет актриса Мария Кожевникова. Она же депутат от «Единой России» при Госдуме. Она же Аллочка-Пипец из сериала «Универ», воплощение всего пошлого и недалёкого, что есть в современной России. Она же избалованная мажорка из фильма «Духless», которая трахается и бесконечно матерится в кадре (http://rusnord.ru/2012/2/31654). Вот как создатели «Батальона» прогнившее дворянство исподтишка приложили, со всей пролетарской ненавистью. Странно, что Колю Валуева не позвали на роль Керенского, они с Маратом Башаровым примерно одинаково «похожи» на реальный прототип...
Впрочем, Татищеву как-то вовремя убрали из сюжета, иначе было бы совсем непонятно, как с такими орлицами Николай II ухитрился Россию прос...ть, прости господи.
Личностные нестыковки, провалы сюжетной линии - основной и самый бросающийся в глаза грех «Батальона». Ибо, несмотря на массовые сцены боёв, перед нами всё-таки относительно камерная история, но никак не эпопея «Освобождение». На мой взгляд, в фильме наиболее удачно смотрится исполнительница главной роли Мария Аронова (моя любимая Ирина Рахманова просто затерялась в этом сонме бритых женских черепов, а ведь актриса огромного потенциала). Пронзительный взгляд, приковывающий к себе, особая пластика при довольно тучной фигуре. Но и её не обошло. Унтер-офицерша впадает в натуральную истерику, увидав первую погибшую из своих девочек. Вот те раз! Она что, не знала, куда из ведёт, к чему готовит? Или столкновение с бывшим мужем, который её просто размазывает в самом прямом смысле на глазах всего фронта. Да она после этого должна застрелиться, а не командовать! Ибо получается, что её жизнь прожита зря, она так и осталась поротой бабой. А где же месть её товарок при том разгуле феминизма, что безраздельно царит на экране? Как-то всё небрежно, непродуманно, отрывочно... или нам показывают лишь некоторую часть снятого материала, а где-то зреет полноценный сериал.
Несуразиц в фильме полно. Ладно бы джинсы из-под шинели выглядывали, сделаем вид, что не заметили. Но вот фраза - «Если хоть одна из солдаток не сдаст экзамен, весь батальон будет расформирован!». Это говорит генерал на экзамене. На таком, за который впору вручать краповый берет, подготовочка на уровне ДШБ (десантно-штурмовой бригады). При этом в другом кадре говорится о том, что немецкие пушки стреляют где-то под Петроградом. Помните, кого брали в ополченцы, когда немцы стояли под Москвой в сорок первом? Ушёл добровольцем мой дядя Вася, историк, с очками на минув восемь и палочкой для хромой с юности ноги. А нам втирают про разбазаривание людскими ресурсами.
Наш кинематограф беден на сюжеты о Первой мировой, разве что могу вспомнить вкрапления в фильмы про революцию. Вот и опять - ни быта, ни характеров, ни маломальского анализа случившегося с Россией в начале ХХ века нам не дали.
Но вред (именно вред) от фильма «Батальонъ» гораздо больше его исторической и художественной ничтожности. Кого нам показали? В сущности, милых, симпатичных девушек, которых превращают в... зверей. Да-да, именно так, если вспомнить реплику «Бочкарёвой»-Ароновой: «Ты убила его. Молодец. Ты же должна была его убить». Всё это с победным пафосом, который так удачно ложится на мозги, промытые телепропагандой. О финальной сцене, где «перековавшиеся» мужики-большевики бегут вместе с офицерами в атаку на врага, поднятые патриотизмом русских бабонек, я не буду писать из боязни запачкать клавиатуру компьютера. Друзья мои, это же не «Фронтовой сборник»... мягче надо, мягче.
... Намедни поздравлял с Женским днём подругу с «Мосфильма», художницу по костюмам, мы с ней 30 лет назад вместе работали на «Батальонах просят огня». Она опять подписалась на военную картину, съёмки в начале апреля. В её экспедиционном задании значатся - 3 немецких мундира и... 50 костюмов украинских полицаев. Догадываетесь, о чём будет фильм?
Маразм крепчал и колосился...
Леонид Черток