Пивоварение — очень высококонкурентная среда, для выживания в которой мало хорошего качества и доброго репутации. Здесь нужна сильная, хорошо продуманная айдентика и оригинальный фирменный стиль торговой марки на рынке. Давайте на примере основных зарубежных брендов проведём анализ наиболее интересных образов товарного брендинга и главных элементов фирменного стиля брендов — логотипа с упаковкой. Отметим свою беспристрастность в плане выставления оценок за вкус и качество напитка — оценивать будем исключительно харизму торговой марки по её внешнему облику.
Самое известное пиво Ирландии знаменито на весь мир не только своим великолепным видом/вкусом, но и отменным чувством юмора (что, в принципе, повторяет главные склонности ирландцев, по мнению их сдержанных соседей).
Жители Изумрудного острова знали толк в айдентике даже тогда, когда и слова-то такого не существовало. Именно поэтому, начиная с самого начала, они поддерживали свою торговую марку весьма стильным и эмоциональным способом — через смех. Туканы и страусы, тёплый лозунг во время Второй Мировой «Копай для победы!» и стихи на латыни для высокоинтеллектуальных британских студентов, сногсшибательная Lava, снятая в лучших традициях Кустурицы, и даже учреждённая в прославление сомнительных достижений Книга рекордов Гиннеса — все эти отдельные детали складываются в единый образ победы благородного разума над серой обыденностью.
Любые элементы разработки фирменного стиля у бренда тщательно выверены, но смотрятся легко, свободно и с наслаждением — они прекрасно умеют сочетать высокое искусство, подтверждённое многочисленными победами на тех же самых Каннских Львах, с элегантной простотой и небрежностью. Ведь если вы посмотрите на этикетку, она поразит вас своей лаконичностью: трафаретный шрифт, золотая арфа, выполненная скупыми мазками в манере викингов, и год основания — 1759. Всё, ничего лишнего, продукт говорит сам за себя. Вот так имя марки, выбранное, к слову, в качестве главного достоинства пивовара Артура Гиннесса, стало легендарным и, кроме того, путеводным для многих брендов во всём мире.
История нидерландской торговой марки «Хейнекен» тоже про юмор. Но несколько в другом ключе — как и полагается сытой толерантной Голландии, этот случай о лёгком, поверхностном, воздушном смехе.
Едва посмотрев рекламу этого напитка или просто взяв упаковку в руку, понимаешь, что перед тобой находится лютый профессионал. К образу марки на рынке не придраться — он будто написан в подтверждение к своему логотипу «Heineken. Refreshes the parts other beers can not reach» (калька «Никто не освежает лучше, чем Хейнекен», российский вариант «Открой свой мир!»).
Рекламные образы чисты, будто младенцы; настроение в них царит лёгкое и безмятежное; атмосфера погружает в придуманный мир удовольствия с ходу и накрепко.
Разработка логотипа компании состоит из символа свободы (пятиконечной красной звезды) и активного дружелюбного зелёного фона. Надпись бренда (основателя пивоварни, конечно же) выполнена спокойным винтажным шрифтом. Все эти элементы стиля в целом рождают ощущение спокойствия, довольства, радости. Что, бесспорно, превосходно считывает чаяния потенциальной целевой аудитории — европейской молодёжной публики со средним достатком, неконфликтным характером, далеко расписанными на жизнь планами.
Основательный и серьёзный характер этой торговой марки просто-таки кричит о своей родной Германии не хуже ароматного стереотипа сосисок с тушеной капустой.
Всё в айдентике бренда выполнено согласно немецким правилам: а) живописно; б) веско; в) дотошно. Рекламные ролики полны сочных фройляйн в белых фартучках. Упаковки бутылок воспевают простые жизненные ценности, как-то: домик, природа с дружескими посиделками, лубочные виды Мюнхена. О Мюнхене же, собственном сладком Отечестве, содержится даже несколько упоминаний на самой бутылке и в эмблеме — причём, шрифтом, практически наравне с названием марки (ведь всему свету известна немецкая субординация и сыновья же гордость за родную землю). На логотипе бренда изображён профиль основателя ордена, Франциска из Паоло, в честь которого, собственно, и был назван орден, который в 1634 году организовал личную пивоварню.
Пусть везде, в целом по дизайну логотипа и упаковки «Пауланера», много цветового разнообразия и прорисовок, — все они удивительно к месту и их всё же не слишком. Причём, интересный факт: никого не смущает, что это старомодно, не соответствует современным реалиям и так далее — немецкий дизайн настолько пунктуален и основателен, что попросту выставляет товарный брендинг марки за любые нарисованные трендами рамки.
Слоган «Пауланера», как бы пафосно и дерзко он ни звучал («Gut. Besser. Рaulaner», калька «Хорошо. Лучше. Пауланер.»), всего лишь констатирует факт прекрасного вкуса пива — немцы знают толк во вкусной и хорошей пище. И это действительно так.
Напоследок, пару слов об общих тенденциях айдентики пивоварен, разобранной на примерах выше. Все три бренда, безусловно, обладают ярким характером и узнаваемым фирменным лицом. Как же они смогли его создать? — всё дело в продуманной концепции и чёткой стратегии марки. Когда они есть, легко создать его подтверждение на рекламных носителях. А с названием и логотипом, как мы с вами видим, можно особо и не заморачиваться.