Ну вот, опять. Главное военное следственное управление Следственного комитета России отказалось возбуждать уголовное дело, фигурантами которого могли бы стать экс-глава Минобороны Анатолий Сердюков и бывший директор департамента образования оборонного ведомства Екатерина Приезжева.
Вопрос о возбуждении такого уголовного дела встал по итогам проверки деятельности должностных лиц Минобороны, участвовавших в закупке мебели для Краснодарского президентского кадетского училища, пишет газета. Проверкой занимались сразу три ведомства - департамент военной контрразведки ФСБ, ГУЭБиПК МВД РФ (экономическая безопасность), а также Главная военная прокуратура (ГВП). Серьёзные организации, эти могут и факты хищения при строительстве Вавилонской башни нарыть. Если им позволят, конечно.
По итогам проверки военная прокуратура усмотрела в действиях ряда должностных лиц Минобороны состав преступления, предусмотренный частью 3 статьи 30 и частью 2 статьи 165 УК («покушение на причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»), частью 2 статьи 201 УК («злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия») и частью 3 статьи 285 УК («злоупотребление должностными полномочиями с тяжкими последствиями»). Материалы проведенной военной прокуратурой проверки были направлены в ГВСУ СКР для решения о возбуждении уголовного дела.
На этот раз поводом для проверки стало обращение в правоохранительные органы компании «Дикон», которая в 2012 году вместе с ООО «Иску Интерьер М» участвовала в конкурсе на покупку мебели для Краснодарского президентского кадетского училища. Выяснилось, что Екатерина Приезжева, возглавлявшая департамент образования Минобороны, добилась составления условий конкурса таким образом, чтобы требованиям отвечал лишь товар компании «Иску Интерьер М», руководителем которой была её знакомая Алла Викстрем. Очень типичная схема, знакомая всем торговым работникам... если бы она косвенным образом не касалась укрепления обороноспособности нашей страны.
Федеральная антимонопольная служба признала действия Минобороны незаконным, а победителем конкурса на поставку мебели объявили компанию «Дикон». Однако госконтракт с компанией «Дикон» Минобороны так и не подписало. Выяснилось, что мебель для кадетского училища по распоряжению Приезжевой уже поставило «Иску Интерьер М». При этом цена мебели, поставленной в училище «Иску Интерьер М», оказалась на 40 миллионов рублей больше, чем предлагала победившая на конкурсе компания «Дикон».
В ходе проверки было установлено, что Приезжева, добиваясь контракта для «Иску Интерьер М», «ввела в заблуждение» министра обороны Анатолия Сердюкова, попросив поставить мебель в кадетское училище за счет средств благотворительного фонда «Помощь и милосердие», попечительский совет которого он возглавлял. Необходимость поставки мебели через «Иску Интерьер М» Приезжева мотивировала недопущением срыва образовательного процесса в училище. При этом о том, что такую же мебель, но по более низкой цене готова поставить компания «Дикон», Приезжева умолчала.
Ввела в заблуждение... Что ж, все мы люди, всех нас можно туда ввести. С одной серьёзной поправкой. Сердюков пришёл руководить российским вооружёнными силами как раз из мебельного бизнеса, и эта сделка по его профессиональному профилю. То есть, столкнувшись с привычным и знакомым, он должен был пустить умильную слезу, шмыгнуть мясистым носом, и изучить условия контракта вдоль, поперёк и по диагонали. Но он этого не сделал. На память приходит классическое - «обмануть меня несложно, я сам обманываться рад».
В действиях Сердюкова проводившие проверку правоохранительные органы усмотрели признаки злоупотребления служебным положением. В документах, направленных в ГВСУ СКР, в частности, говорится, что Сердюков использовал свои полномочия вопреки интересам службы и «требованиям законодательства о защите конкуренции и размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд, дав согласие на поставку мебели в училище за счёт средств фонда».
Однако ГВСУ СКР с выводами Главной военной прокуратуры не согласилось и уголовное дело возбуждать отказалось. Надзорное ведомство намерено этот отказ обжаловать. Пока же ГВСУ комментарии давать отказывается, а уж прессе тем более.
Это лишь последний эпизод, а всё тянется с осени 2012 года. Тогда на фоне разразившегося скандала министр обороны Сердюков (прозванный в рядах вооружённых сил раз и навсегда «Табуреткиным») был вынужден покинуть свой пост. Вскоре после его увольнения Минобороны покинула и Екатерина Приезжева (подчинённые за глаза называли её «Болонкой», что косвенно говорит о характере и манерах начальственной дамы, хотя на самом деле имелась ввиду введённая ей «болонская система» обучения офицерского состава... ну, да одно другому не мешает). Сердюков в рамках расследования дел о коррупции в Минобороны несколько раз вызывался на допрос в качестве свидетеля. Даже делались ставки на его задержание и арест... однако до сих пор дома.
Следователи, ведущие это дело, открыто говорят о сумасшедших деньгах, улетучившихся из оборонного бюджета страны. Что касается личности Приезживой-Болонки, то многие склонны винить именно её в развале системы образования Минобороны. Она, де, относилась к отряду «сердюковских амазонок» (из их числа Васильева и Сметанина, в данный момент тоже находящиеся под следствием). Да, любил гражданский пухлячок эффектных барышень, тут уж ничего не попишешь. Вот только не надо было смешивать личные пристрастия со служебным интересом. Ведь Болонками их называли, а не Валькириями, срам-то какой...
Если поинтересоваться у представителей общества, того самого народа, во благо которого работает система исполнительной власти, виновен ли Сердюков в хищениях, злоупотреблениях и перманентном развале вооружённых сил, почти со стопроцентной вероятностью мы получим положительный ответ. Нет, не монстр, при нём дедовщина заметно снизилась. Но лишь за счёт того, что год срочной просто нереально в полной мере ощутить себя ветераном, а сама служба по призыву превратилась в нечто окончательно формальное, мало кому нужное - 12 месяцев можно и в каптёрке под шинелями отлежать. Зато на смену неуставным отношениям по сроку службы пришли такие же отношения, но уже по национальному признаку. Поверьте, это гораздо круче и травматичнее, в армии лично довелось наблюдать.
Короче, народ практически единодушно считает Сердюкова виновным в различных финансовых махинациях. Но тут вступают законодательные нюансы. Что творил на министерском посту зять вице-премьера Зубкова - «превышал служебные полномочия» или «злоупотреблял» ими? Это для нас, обывателей «фигня какая, вор он и есть вор», а для подследственного годами свободы измеряется. Или такая формулировка - явно или неявно он эти полномочия превышал. В последнем случае может и условным сроком обойтись...
Кто-нибудь обратил внимание на то, что дело «Оборонсервиса», по которому, казалось бы, всё давно ясно, и с которого началась уголовная раскрутка Сердюкова, практически сошло на нет? А почему? А потому, что это дело слишком резонансное и бьёт по имиджу страны. Но не внешнеполитическому, с этим-то как раз всё в порядке - «как видите, борьба с коррупцией у нас ведётся в самых высших эшелонах власти и неприкасаемых нет». Зато родной избиратель, которому 8 сентября идти отдавать свой голос, не готов узнать, что воруют везде, за тем во власть и идут. Вернее, сам он готов, а вот те, кто рулит из Кремля, не готовы. Мы же примерно знаем, сколько в нашей стране «лоялистов» - тех, кто доверяет любой действующей власти, потому что оппозиция им чужда по человеческой природе. Но и среди них есть те, кто колеблется. Так вот, официальная информация о том, что воруют везде, даже в обороне, разрушит им привычную благостную картину мира, и подтвердит все негативные стереотипы, типа ПЖиВ. А этого допустить нельзя. Вот и не допускают.
Ещё где-то прочитал, что раскручивается новое дело с участием бывшего главы Минобороны - коммерческой фирме разрешили добывать мел и глину на территории действующего танкодрома. Тут уже у меня челюсть отпала, сам принимал посильное участие в строительстве самого крупного (по тем временам) танкодрома в Европе (адрес не скажу, хот пытайте). Охраняли его не хуже, чем государственную границу, нам приказали отписать домой, чтобы родители в эти месяцы не вздумали в гости приезжать, всё равно близко не подпустят. А тут гражданские бизнесмены, возможно, иностранные поданные.
Я понимаю, что новые времена, но нельзя же всё доводить до маразма...
Леонид Черток