Как выяснили журналисты The New Times, глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, прославившаяся шумными законодательными инициативами, в основном, радикального свойства, живёт в незадекларированной элитной квартире в центре Москвы. По данным издания, депутат забыла упомянуть в своих как минимум четырех декларациях о доходах, что в собственности её семьи находится жилплощадь, рыночная стоимость которой по сегодняшним ценам на столичную недвижимость колеблется в пределах 3 миллионов долларов. По документам квартирой владеет дочь Яровой, Екатерина, которой на момент покупки квартиры в 2006 году было всего 17 лет.
В конце февраля в редакцию попало письмо неизвестного, который представился поклонником Алексея Навального и Доктора Z (блоггер Андрей Заякин, который ранее обнаружил в Майами недвижимость депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимира Пехтина, прошедшего в российский парламент по региональному списку от Архангельской области). В письме утверждалось, что Яровая вместе с мужем и детьми проживает в жилом комплексе «Тверская Плаза», который позиционируется как элитное жилью класса супер-люкс. «Квартира площадью 100 метров в этом доме стоит около 2,000,000 долларов США. Живёт там Яровая очень давно, практически с момента постройки дома в 2005 году. Надеюсь, эти сведения помогут в борьбе с партией жуликов и воров. Прилагаю кое-какие доказательства», - указал в письме главреду журнала источник.
Надо отдать должное редколлегии The New Times в тактичности - сначала они переслали письмо самой Яровой и попросили дать свои комментарии. Их там вежливо послали с подтекстом «на кого, журналюги, тянете. Ну и получили, приличия соблюдены...
Как выяснило издание, свою первую декларацию о доходах Ирина Яровая заполнила ещё будучи членом камчатского отделения партии «Яблоко» в 2006 году - тогда за бывшим зампрокурора Камчатской области (вот откуда у дамы чекистский взгляд и обличительная интонация в речах) числилась квартира (90 кв. метров) и доход - 1,478 миллиона рублей. Но в декларации 2009 года, когда Яровая уже была депутатом Госдумы от «Единой России», эта квартира куда-то исчезла. Возможно, была продана, так как в декларации следующего года зафиксирован существенный рост дохода депутата с пометкой, а в качестве источников указаны: «Аппарат Государственной думы ФС РФ, пенсия, доходы от вкладов, доходы от продажи имущества». Как и все иногородние депутаты, Яровая и её семья получили служебную квартиру в депутатском доме площадью 87 кв. метров - она указана и в последней декларации (за 2011 год).
Однако из документов, оказавшихся в распоряжении The New Times, следует, что Ирина Яровая с 2006 года являлась членом товарищества собственников жилья (ТСЖ) в жилищном комплексе «Тверская Плаза». Её имя присутствует в списках «домовладельцев - собственников квартир», голосовавших на собраниях ТСЖ. Однако в декларации о доходах, которую кандидат в депутаты Госдумы Яровая И.А. (в конце 2006 года она из «Яблока» перешла в «Единую Россию») подала в Центральную избирательную комиссию, дорогой квартиры уже не было.
Далее началась рутинная работа из области журналистских расследований. Журнал направил официальный запрос в Росреестр и получил Выписку прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Из документа следует, что правообладателем собственности (четырехкомнатная квартира площадью 127,6 кв. метров) с 18 сентября 2006 года является Екатерина Александровна Яровая, дочь Ирины Яровой от первого брака. Как выяснил журнал, Екатерина Яровая родилась в апреле 1989 года, то есть обладательницей квартиры, которая, по данным экспертов, в 2006 году стоила примерно 1,386,000 долларов (36 миллионов рублей), она стала в 17 лет. И как минимум год (до совершеннолетия) расходы по содержанию дорогостоящего имущества по закону должен был брать на себя ее законный представитель, коим, возможно, была Ирина Яровая. Сегодня же, по оценкам риелторов, эта квартира стоит уже порядка 2,898,000 долларов (88,6 миллиона рублей).
Корреспондент издания связалась с мужем депутата Виктором Алексеенко и, представившись сотрудником ТСЖ, попросила его ознакомиться с проектом перепланировки квартиры одного из жильцов. «Оставьте проекты у охранника, он передаст, и я посмотрю. Да, и Ирина тоже посмотрит», - ответил Алексеенко. Охранник, которому корреспондент позже передал конверт с открыткой для Ирины Яровой, тоже подтвердил: «Да, есть у нас такая жиличка. Шустренькая».
Тут вот какой нюанс. Закон о контроле за расходами государственных лиц и их родственников (депутаты Госдумы под него подпадают) вступил в силу только с 1 января 2013 года. Яровая же по имеющимся документам приобрела гнёздышко в центре столицы наше родины почти восемь лет назад, когда ещё немодно было говорить о расходах супругов и детей наших чиновников. В этом моменте яростная обличительница коррупции юридически чиста. Остаётся моральный аспект...
Так чем выделилась депутат Яровая? Она получила известность как автор и соавтор ряда резонансных законопроектов, в том числе об ужесточении ответственности за нарушение правил проведения митингов, о возвращении уголовной ответственности за клевету и об обязательном получении статуса «иностранных агентов» некоммерческими организациями, имеющими зарубежное финансирование.
Являясь председателем думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции, Яровая активно продвигала и закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности».
В феврале Яровая засекретила работу над проектом закона о запрете чиновникам владеть счетами за рубежом, взяв весь процесс на себя. Недавно Ирина раскритиковала результаты экспертизы по факту гибели Максима Кузьмина в США. Она заявила, что в деле есть «очевидные противоречия» и «таинственность вокруг происходящего». Метала она молнии и отстаивая «закон Димы Яковлева», запрещающий иностранное усыновление. Причём так яростно, напирая на патриотизм, а не на детские интересы, что я всерьёз усомнился, есть ли дети у неё самой. Оказывается, есть. И не бедные...
Конечно, депутаты Госдумы грудью стали на защиту своего коллеги. Вопроса о том, откуда у депутата Ирины Яровой деньги на покупку квартиры стоимостью в миллионы долларов, возникать вообще не должно, заявил член думской Комиссии по доходам Борис Резник (единоросс, как можно легко догадаться).
«У Ирины оба мужа - первый и второй - бизнесмены. У неё первый брак распался, осталась дочка, очень славная девочка, её папа имеет право подарить ей квартиру и поделиться с бывшей семьей какими-то деньгами, которые он зарабатывал на Камчатке тяжелой коммерческой работой. Кому какое дело? Она сделала все абсолютно по закону, всё сделала правильно».
Такая точка зрения депутата. А нравственность? Имеет ли моральное право народный избранник даже через дочь владеть шикарными апартаментами, когда её семье из трёх человек выделена мебелированная трёшка в специальном депутатском доме на улице Улофа Пальмы? Я этот дом хорошо знаю, в соседнем друзья живут. Он не такой простой, как говорят депутаты, уж точно не типовой. Да, место не самое удобное, рынка рядом нет, и до метро минут 20 транспортом. Но кто видел парламентария на эскалаторе, если не на съёмках программы «Розыгрыш»? И супермаркеты им по карману, один есть прямо в доме, я там как-то сигареты покупал, совсем не дешёвый. А вот то, что дом тот плотно заселён, визуально не видно. Видно другое - Яровая в Госдуме не одна такая деловая.
А деловитость её вылезает хотя бы из того, что муж зампрокурора Камчатки владел рыбодобывающими фирмами. То есть, был задействован в самом криминальном бизнесе того региона. Уж и не знаю, куда смотрела их служба собственной безопасности, такой кончик у ниточки, что только дёрни...
То, что деловая-Яровая раньше состояла в «Яблоке», для меня новость. Бывшие сопартийцы её быстро слили, рассказали, как требовала с Явлинского перевода в Москву с обеспечением жилплощадью, а когда отказали, метнулась к единороссам. Ещё одно доказательство того, что для успешного занятия проституцией (политической) совсем не обязательно иметь модельную внешность. Впрочем, в Архангельской области из партии в партию перескакивают вполне себе брутальные мужчины. И вы их знаете.
Помните анекдот «и эти люди запрещают мне ковырять в носу»? Перефразируя его - и эти люди пытаются нам рассказывать о морали и бороться с коррупцией. С последней давно всё понятно, она у нас борется сама с собой. Но если кто-то собрался учить нас Родину любить, будь сам любезен жить не только по букве закона, но и соблюдать этические нормы. А какие тут нормы, если народный избранник (так по старинке у нас до сих пор называют парламентариев) живёт в апартаментах, которые не могут позволить себе лидеры некоторых европейских государств?
Впрочем, о чём это я? Кто же в Госдуму с совестью идёт?..
Леонид Черток