В июньских номерах 1919 года газеты ««Вестник Временного Правительства Северной Области» » (далее – ВВПСО) военные корреспонденции становятся более многословными. Сообщения об этом.
От 3 июня:
Вчера наша артиллерия удачно действовала на Ваге. Сегодня утром рота разведчиков лейтенанта Евстратова совершила лихой набег на неприятельский аванпост против Малого Березника, захватив 47 пленных и 2 пулемёта.
Наш патруль на правом берегу Двины захватил трёх пленных.
Как наши, так и неприятельские аэропланы проявили вчера оживлённую деятельность. Воздушные бои произошли над Китцей и Сельцом, но без определённого результата. Вчера наш аэроплан на Ваге удачно сбросил бомбу в неприятельскую баржу.
От 12 июня:
Вчера наши войска на Двине перешли в наступление; после продолжительного боя взяты укрепления у деревни Троицы на правом берегу Двины; захвачено 500 пленных, 3 орудия и много пулемётов; все окрестные леса полны рассыпавшимися беглецами. Молодые русские войска и испытанные английские добровольцы соперничали в доблести.
Один из наших аэропланов вчера бросал бомбы в Емце, причём было отмечено прямое попадание в поезд.
И ещё:
Вечером 17-го числа 11 машин Двинского авиационного эскадрона произвели налёт на Пучугский аэродром. Восемь 112 фунтовых бомб было сброшено; уничтожен ангар и сожжен аэроплан, бывший на аэродроме.
Пленных много. Проблему их содержания решили просто – пусть на войне хлеб отрабатывают. Об этом заметка в ВВПСО:
По зову совести. Сформирован полк имени британского героя, капитана Дайера, из красноармейцев. В полку свыше тысячи человек. Каждый легко допустит, - да и будет прав – что среди них есть люди с коммунистическим прошлым: одураченные комиссарами жарили из пушек и пулемётов по своим братьям, слепо отстаивая и защищая, выражаясь мягко, ленинский фокус. Теперь секрет этого фокуса они поняли, прошло очарование сверхъестественным – оказалось грубое надувательство, и, как всегда бывает в подобных случаях, обуяла людей великая досада за обманутое доверие. Им дано знамя, и они идут в бой, чтобы окончательно смахнуть сусальное золото с недавних кумиров.
И далее автор, как истинный душевед, провидец и предтеча современных политологов предположил:
Такие полки – верный показатель близкой катастрофы наркомов и циников. В «федеративной» происходят, выражаясь языком геологов, серьёзные сдвиги и оползни. Начался какой-то внутренний сложный процесс, и твердыня, на которой с удобством разместился собирательный тип комиссара, заколебалась, явно давая понять приютившемуся на ней, что время сойти.
Враг почти побеждён. Можно праздновать. Об это заметка ещё одного корреспондента «Вестей»:
Англо-русский праздник накануне разгрома коммунаров. Англо-русские празднества, начавшиеся торжественной встречей британских волонтёров, закончились военным праздником на Соборной площади 1 июня.
В этот день британцы праздновали день рождения своего короля Георга V. В параде участвовали, кроме Дайеровского полка, артиллерийский дивизион и все великобританские войска.
Сбор войск начался с 11 часов утра. Затем прибыл сначала Командующий войсками Генерального Штаба Генерал-Лейтенант Марушевский, затем Генерал-Губернатор, Генерального Штаба Генерал-Лйтенант Миллер и Главнокомандующий союзными войсками Северной Области генерал Айронсайд. После освящения знамени оно было вручено полку Генерал-Лейтенантом Миллером.
Заканчивается заметка шуткой автора:
«Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не исправишься», говорил народ, глядя на бывших «красноармейцев», дефилировавших пред командным составом и народом.
В следующем номере «Вестей» корреспондент продолжил тему новоиспеченного полка:
Знамя полка Дайера. В воскресенье 1-го июня, как мы уже сообщали, при торжественной обстановке, было вручено знамя полку имени английского капитана Дайера, исполненное по проекту художника С.Г.Писахова. Знамя очень красиво исполненное, изображает на фоне трехцветного русского национального флага меч, обвитый лаврами: мечом «возвращается доброе имя». На трехцветных национальных лентах надпись «полк имени Дайера» и «г.Архангельск 1919 г.» На древке очень красивое копьё с орлом, хищно раскинувшим крылья, в лапах орла меч и бомба. На голове орла изображён крест, как символ победы – «сим победиши».
***
Мне вспомнилась первая встреча с автором эскиза знамени Дайеровского полка.
Моя тетя жила в коммуналке на улице Поморской. Прибыл к ней в гости. После чаепития вышли с её сыном, моим тринадцатилетним двоюродным братом во двор. К нам присоединился его вертлявый, с белесыми ресницами и слегка выпученными глазами приятель.
Конец апреля, солнечный день. Из входной двери соседнего дома вышел маленький человек с бородой, косматыми бровями, в длиннополом, кожаном, потёртом пальто и фетровой шляпе на голове. Необычный, странный. На гнома из сказки похож.
Мой брат поздоровался с ним почтительно, назвав по имени-отчеству. Тот кивнул и голосом артиста из радио произнёс: - Добрый день, молодые люди!
Когда человечек скрылся из виду, я спросил у брата: - Кто это?».
Он задумался, как бы ища подходящий ответ. Его опередил бойкий дружок, воскликнувший язвительно: - Контра – он! Вот кто!
- Сам ты - контра! - с возмущением возразил брат. – Степан Григорьевич - художник. Меня рисовать научил. Да и многих других ребят. Ты вот только болтать умеешь. Не суй поганый язык куда не следует.
Не долга детская размолвка. Спустя минуту втроём с азартом играли в лапту на ближайшем пустыре.
***
Не только знамя припоминали Писахову после возвращения к власти большевики. Список «грехов» времён интервенции за ним числился немалый. В нём были персональные выставки, статьи в «белогвардейских» газетах, репортажи и рисунки с фронта. И даже выстрел из пушки в сторону красных. Чтобы уцелеть при советской власти пришлось Степану Григорьевичу примерить, а потом и носить до последних земных дней образ юродивого.
***
Полк имени английского капитана Дайера успел получить знамя. Русский поручик Дрейер об этом уже не узнал. Из приказа:
Военный Отдел. ПРИКАЗ Русским войскам Северной Области от 13 июня 1919 года № 2016. Военно-Окружной Суд, рассмотрев дело по обвинению поручика по Адмиралтейству Николая Александровича Дрейера: 1) в принадлежности к преступному сообществу, именуемому партией «большевиков-коммунистов», заведомо для него, Дрейера, поставившему целью своей деятельности насильственное и немедленное ниспровержение государственного и общественного строя в России и имевшему в своём распоряжении склады оружия и средства для взрывов и активной деятельности в целях осуществления преступных задач этого сообщества.
И ещё два пункта обвинения. И приговор:
Поручика по Адмиралтейству Николая Ивановича Дрейера, 30 лет, из дворян Тверской губ., лишив всех прав состояния, чинов, орденов и дворянского достоинства, предать смертной казни. …Приговор этот, по утверждению его приведён в исполнение 26 мая через расстреляние.
В Исакогорском районе Архангельска улица носит имя большевистского «святого» Дрейера.
***
Приятные, ласкающие слух сторонников белой власти сообщения поступали с других фронтов:
Оперативная сводка за неделю. Петроградский фронт. При взятии ст.Волосово уничтожено около 15 большевистских полков, захвачены 3 тысячи пленных, 30 пушек, 2 тыс. пулемётов и бронированные поезда. Эстонцы заняли Петергоф (20 вёрст от Петрограда и Псков, отрезав большевикам сообщение с югом. Идут бои в районах Сиверской, Луги, Гдова и Нарвы. В самом Петрограде власть перешла в руки черни из китайцев, латышей и финнов, заметно присутствие немцев. В рабочих кварталах граждане бьются на баррикадах с разнузданной чернью – коммунистами. Сотни пулемётов поставлены в домах, дворцах и церквах.
И ещё одно упоминание о горячих эстонских парнях:
Сражение между эстонцами и германцами. Рейтеру сообщают, что эстонцы начали военные действия против Германии. Эстонское военное министерство сообщает о сильных боях в Гатчинском секторе. Эстонцы упорно продвигаются, захватывая многочисленных пленных и много добычи.
С южных окраин России доносились названия рек, городов и местечек, привычные (увы) и нашему слуху:
На южном фронте, на Мариупольском направлении, красные части под давлением противника, отошли на линию реки Верба, а севернее оставили станцию Розовку. В Бахмутском районе красные части оставили Славянск. Восточнее продолжаются бои к северу от Донца. В Луганском районе продолжаются бои в 30 верстах от Луганска. Под Харьковом идёт упорный бой на переправах через Северный Донец у Змиева и Чугуева.
Будто время остановилось.
***
В тылу другие заботы. Иногда хлопотливые вожди на послабления для народа вдруг решаются:
Снятие запрещений военного времени. Главн.Комитет Снабжения отменил все ограничения военного времени относительно ввоза в Северную Область товаров под наименованием «предметов роскоши», т.к. в список этих товаров входили мясные консервы, зелень всякая, картофель и т.д.
Впрочем, как отменили, так могут и вернуть. В любое время. Потому не надо расслабляться. Для потерявших бдительность существует и применяется формула: «Тащить и не пущать». Из этого ряда документ в «Вестях»:
Обязательное постановление. Генерал-Губернатор Северной Области.
Об езде на велосипедах и мотоциклетах в Архангельске. 1. Воспрещается всем без исключения ( в том числе военнослужащим) езда в г.Архангельске на велосипедах и мотоциклетах по тротуарам улиц, в общественных садах и по средней и прилегающей к берегу реки Северной Двины аллеям городского бульвара. 2. Виновные в нарушении настоящего постановления подвергаются в административном порядке штрафу до 3000 рублей или заключению в тюрьму до 3-х месяцев или аресту на тот же срок. Генерального Штаба Генерал-Лейтенант Миллер.
За езду на велосипеде по набережной - три месяца тюрьмы? Сурово! …Или пример достоин повторения?
Применялись тогда, как и в любые времена, двойные стандарты. Рядом в «Вестях» опубликованы два постановления о наказаниях за похожие проступки. Только вот меры разные.
Первое:
За появление на улице в пьяном виде после 12 ч. ночи без надлежащего на то разрешения гражданина Трифона Ивановича Уткина (Новгородский пр., д.149) подвергнуть штрафу в размере 500 рублей, с заменою при неуплате арестом на 14 суток.
Второе:
За пьянство и буйство в своей квартире, вызвавшее вмешательство милиции гражданку Елену Михайловну Ревину, проживающую в Кочуринском городке в бараке № 3, подвергнуть штрафу в размере 1000 рублей, с заменою при неуплате арестом на 30 суток.
В своей барачной квартире (?) гуляла Елена Михайловна, а наказана в два раза суровее, чем шатающийся в общественном месте, ночью, без разрешения на выпивку от властей гражданин Уткин. Наглядное проявление гендерного неравенства? Утешает то, что плоды его - штрафные платежи - иногда на благие расходы могли использоваться. Как в приведённом примере:
Пособие учителям. По ходатайству Управл.Отделом Народного Образования Бюджетная Секция Фин.Эконом.Совета признала желательным отпустить 10 тыс.руб. на выдачу в счёт пенсий, пособий учителям и учительницам, выслужившим срок, но лишенным возможности получать обеспечение из учительской пенсионной кассы, т.к. деньги в ней были расхищены агентами советской власти.
Удобная позиция – винить в недостатках настоящего предшественников. Вот так потом долгие годы огрехи всякие будут объясняться пережитками давно сгинувшего царского режима.
Подбросили власти толику малую прозябавшим учителям-пенсионерам и озаботились более важным делом:
Деньги на антибольшевистскую пропаганду. По вопросу об ассигновании Управл.Отделом Внутренних Дел 50 тыс.рубл. на пропаганду против советской власти, Правительство постановило ассигновать предварительно 10 тыс.руб, остальные же отпустить лишь по представлению Отделом соответствующей сметы расходов.
Мудрое решение.
***
И в этой череде серых будней некоторые люди тянулись к прекрасному:
Концерт Архангельского Евангелического Общества. 11 июня Архангельское Евангелическое Общество устроило вокально-музыкальный вечер с музыкой Бетховена, Баха, Верди, Рахманинова и др. Рахманинов – наша восходящая звезда, представитель новых исканий в музыке и исполнение г.Милльсом на органе его «Prelud» произвело на слушателей, среди которых было много иностранцев, не менее сильное впечатление, чем исполнение Баха и Верди. В творчестве Рахманинова, введшего диссонирующие аккорды в музыку, великое дерзание творческого Я русского гения; его «Prelud» - проблески света в трагическом хаосе русской души.
И в трагическом хаосе требовались пиры для душ. Бывали и они:
Литература и искусство. Александровский сад. 22 июня в Александровском саду был устроен праздник национального ополчения. Праздник прошёл оживлённо, при громадном стечении народа. Выступал маститый В.Н.Давыдов; декламировали г.г.Светлова, Галацкий, Райский; наряду с Давыдовым – какой-то г.Астров преподнёс публике свои вирши, состряпанные хотя и не очень складно, но здорово. Публика по инерции и его наградила аплодисментами. В общем, было приятно, уютно и ничуть не скучно. Александр Туфанов.
Следует сказать, что автор заметки, г-н Туфанов и сам грешил «стряпаньем вирш». И пользуясь служебным положением, публиковал некоторые в «Вестях». Гимном диванного воинства можно назвать зарифмованный крик души архангельского пиита:
Тоска по орудийной стрельбе
Как Олеандр с любовью страстной
Бросался ночью в Геллеспонт
Чтоб плыть на факел, ночью ясный,
Так манит нас огонь на фронт.
В тылу бродить мне надоело:
Дела мужчин здесь так легки,
А дело женское – не дело,
А трясогузок жест с реки.
Вот почему я непременно
От дел в тылу уйду на фронт,
И над кровавою вселенной
Я обстреляю горизонт.
Бешеная экспрессия, гамма смыслов заключены в последних двух строчках. Так и хочется вскочить с дивана. И …обстрелять горизонт. Можно и словами. Или ещё проще - междометиями.
Впрочем, нашёлся поэт действия, утолил тоску по орудийной стрельбе г-на Туфанова другой автор «Вестей» - Сергей Ляпустин. Читайте вневременной «шедевр» из июня 1919 года:
Добродушный человек
Он воюет и поёт
Песенку на фронте,
Это русский патриот, -
Вы его не троньте.
Он воюет и поёт
И свистит беспечно,
А вперёд ретиво шлёт
Пули бесконечно…
Воевать не целый век –
Скоро враг погибнет,
Добродушный человек
Этого достигнет.
***
Не троньте добродушного человека. Опасно для жизни.
Александр Чашев
***
Предыдущие вести из Северной области: http://rusnord.ru/hot/55505-rasputa-batalon-maloletnih-sojuz-intelligencii-i-drugie-vesti-iz-severnoj-oblasti.html