Новость, всколыхнувшая интернет… да что там интернет - все СМИ без исключения – президент Узбекистана при смерти. Вернее, то ли уже умер, то ли пока жив, но уже «овощ» (уже похоронили). То ли не знают, что говорить народу… не только своему, узбекскому, но и всему человечеству.
А что вы хотите – инсульт. Тут как Аллах распорядится, по себе знаю. Могут ноги отказать, может речь, а может всё вместе. Бывает и так: у человека всё работает исправно, но маленькая гематомка давит на мозговой центр, ответственный за критический взгляд на происходящее. То есть, человек ходит довольный абсолютно всем, особенно самим собой. Врачи мне рассказывали, что предприниматели на этом теряют бизнес. А президент – государство? Только не на Востоке… здесь можно долго оставаться правителем, вообще не приходя в сознание. Лишь бы твой клан вожжи из рук не выпускал…
«Во избежание кривотолков здесь, на своей странице, я хочу рассказать вам о печальных событиях, которые произошли в нашей семье с моим отцом в минувшие выходные. По причине мозгового кровоизлияния, которое случилось в субботу утром, он госпитализирован и находится в реанимационном отделении. Состояние его оценивается как стабильное», - пишет дочь Каримова Лола.
Только не путайте её со старшей, Гульнарой. Та когда-то была ого-го - женским, довольно привлекательным лицом узбекской, если не всей среднеазиатской политики. В конце нулевых о ней вполне конкретно говорили как о самой вероятной преемнице, сравнивая то с Беназир Бхутто, то с Индирой Ганди - мол, и в беспощадном к женщинам восточном мире есть исключения из правил.
Но с осени 2013 года Гульнара резко начала терять власть, а против приближённых к ней силовиков начали уголовное преследование. В ноябре 2013 года ей пришлось публично отказаться от претензий на президентский пост в обмен на прекращение преследований и розыска по линии Интерпола. По моей информации, у папы Ислама к тому моменту окончательно поехала крыша, и он начал искать признаки заговора в собственном санузле (с диктаторами такое нередко случается). А что там было на самом деле… в каждой избушке свои погремушки. Может, папа и небезосновательно волновался за свою бесценную жизнь.
А теперь позвольте представить самого президента. Исламу Каримову 78 лет. Он родился 30 января 1938 года в Самарканде (Узбекская ССР, СССР). В советское время занимал должность первого секретаря ЦК Коммунистической партии Узбекской ССР (1989-1991). То есть, последний партбосс, пришедший на волне перестройки (тогда назначали только самых прогрессивных). Безраздельно управляет Узбекистаном с момента обретения республикой независимости (распад СССР). На первых своих президентских выборах набрал 86%, затем - стабильно больше 90%. Иносказательно это означает - ни о ком другом и думать не могИ…
И при всём этом Каримов, сразу и окончательно избравший авторитарную модель государственного развития, получивший в республике практически неограниченную власть, не сумел добиться реального улучшения жизненного уровня для большинства населения. И тут, как обычно бывает на всём постсоветском Востоке, у неудачной светской власти появились серьёзные оппоненты в лице мусульманских лидеров.
Я помню Ташкент в свой первый приезд весной 1984 года (к/к «Наследство»). Абсолютно космополитичный город, где европейских лиц на круг больше азиатских. Всё это весьма гармонировало с причудливой архитектурой. После знаменитого ташкентского землетрясения, последствия которого ликвидировала вся страна (и там же оседала в новеньких многоэтажках), Звезда Востока (из песни) стала настоящим полигоном для авангардного зодчества - все не прошедшие конкурсный отбор проекты везли туда. Да, в чём-то потерялся дух старого, строгого к новому Востока… но, может, оно и хорошо? Казалось, что в будущем будет не до паранджи.
Я был в Ташкенте осенью 90-го. Еда ещё была, особенно на Алайском базаре. Водкой (помните тот сухой закон?) торговали даже в киосках «Мороженое», прямо говоря: «Мы идём своим путём, Горбачёв нам не указ». Но уже и никакого дружелюбия, европейских лиц на улицах всё меньше, зато пропорционально больше злобных раскосых взглядов. Кто-то, конечно, разбогател в новом капиталистическом Узбекистане… но вот вам конкретный пример. Мой друг, кинорежиссёр и сценарист Юсуп Разыков, отец узбекских сериалов, ставший директором «Узбекфильма» и ответственным секретарём местного киносоюза, получал зарплату равную 400 долларов США. При этом его приглашали на все кинофестивали азиатского региона, оплачивали дорогу, проживание и иногда питание… но вот купить семье подарки было затруднительно. Поэтому и перебрался в Москву простым кинорежиссёром… совсем не жалеет.
К концу 90-х власть Каримова перестала казаться такой уж прочной, хотя на выборах он и продолжал набирать рекордные проценты. А это очень серьёзный сигнал - значит, с трона будут скидывать. В мае 2005-го в городе Андижане правительственные войска открыли огонь по мирным жителям, требовавшим немедленного проведения социально-политических и экономических реформ в республике (среди зачинщиков были и религиозные авторитеты). По официальной версии, власти тогда подавили антиправительственный мятеж террористов, финансировавшийся посольством США и иностранными средствами массовой информации. Москва поддержала версию Ташкента об организации андижанских выступлений исламскими экстремистами, и вскоре Россия и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, в том числе о предоставлении друг другу военных баз и военных объектов, а Каримов распорядился закрыть американскую военную базу в Узбекистане.
То есть, официально уже более десяти лет Узбекистан находится в орбите российских интересов. Но большой дружбы между Москвой и Ташкентом не наблюдается, Каримов запросто может не приехать в Москву, например, на Парад Победы, Узбекистан вышел из ОДКБ (отказались дать сколько запрашивали) и отказывается вступать в ЕврАзЭС. Ислам просто не видит в российском визави (не говоря уже о Медведеве) своего, равного… но и Путин этим не парится.
При этом Каримову удавалось ловко балансировать между разными отношениями в обществе. Простые узбеки (в республике русский язык стал катастрофически забываться) рады относительной экономической стабильности на грани опрятно заштопанной бедности, а интеллектуалы считали нынешнего президента гарантом от исламской радикализации.
Сейчас в республике напряжение. Естественно, кто-то ждёт оттепели, как было после смерти Сталина - не всем авторитарный Каримов приходился по вкусу. Рискну предположить, что кто-то ждёт comeback американского бизнеса, вплоть до баз НАТО. Вашингтон тоже не прочь - как мы помним, Узбекистан и в советские времена был самой удобной перевалочной базой для ведения афганской кампании. Не надо забывать и об интересантах в наркотраффике - за ними стоят большие деньги плюс искусство в манипуляции неконтролируемыми народными массами.
По большому счёту, все годы правления Каримова Узбекистан представлял собой… тюрьму, пусть и очень умеренного режима (Беларусь Лукашенко по этой шкале демократических ценностей – трудовой лагерь). Если в тюрьме вдруг ослабевает режим – жди бучи и хаоса. Но такого, что очень скоро все заключённые умеренного поведения начнут просить (голосовать) новый режим, да построже предыдущего. Потому что при режиме, не обладая достаточными связями или талантами, легче выжить.
Я почему-то уверен, что узбекский народ выберет себе нового диктатора (фамилия не имеет принципиального значения). А вот какой ориентации он будет, пророссийской или прозападной, пусть Кремль волнуется.
Леонид Черток