Москва собянинская. Мэр столицы решил дать больше власти муниципалитетам Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая сегодня на VI съезде муниципальных собраний города Москвы, предложил изменить распределение власти в муниципалитетах, фактически объявив о реформе местного самоуправления в столице.
Сейчас депутаты муниципальных собраний Москвы в «старых» (до расширения) границах имеют право только на вопросы попечительства и опеки и организацию спортивно-досуговой работы с жителями района, они даже не участвуют в формировании бюджета управ. Бюджет муниципального образования Москвы, как правило, на порядки меньше бюджета управы (подразделения исполнительной власти) того же района. В связи с присоединением к столице новых территорий возникла правовая коллизия: власти формально равных с муниципалитетами территориальных единиц (городских округов и поселений) сохранят более широкие полномочия, включая формирование бюджета, транспорт, социальное обеспечение, бытовые услуги и благоустройство.
Собянин заявил, что считает необходимым и своевременным увеличить полномочия муниципальных собраний. «Сейчас мы недостаточно используем потенциал местного самоуправления, и это не идет на пользу городу и его жителям», — сказал Собянин. Но и централизованное управление в городе имеет положительный эффект: оно позволяет быстро запускать новые общегородские проекты. Новая система распределения полномочий между исполнительной властью и местным самоуправлением, по мнению Собянина, позволит и сохранить единство городского хозяйства, и преодолеть отчужденность граждан от участия в управлении городом.
Собянин предложил три блока инициатив.
Первый относится к расширению полномочий местного самоуправления по управлению ресурсами развития района — в частности, право согласовывать с управами адреса домов, где должен пройти капремонт, благоустройство дворов и парков, не исключая согласования самих градостроительных планов. Сейчас эти полномочия реализует исполнительная власть города — управы и префектуры. Собянин также предложил включить депутатов муниципального собрания в состав комиссий по открытию и приемке работ по благоустройству территории района.
Мэр также заявил о намерении создать целевой фонд развития районов, средства из которого будут распределяться муниципальными собраниями. Размер фонда — 5 млрд руб. Дополнительно до конца 2012 г. будет выделено 4 млрд руб.
Вторая группа предложений Собянина касается расширения полномочий местного самоуправления в градостроительстве. Мэр предложил передать муниципальным собраниям право согласовывать строительство капитальных объектов сферы услуг районного масштаба — магазинов шаговой доступности, аптек, ремонтных мастерских и т. д. площадью до 1500 кв. м, а также согласовывать строительство гаражей и объектов культового назначения без ограничения площади. Собянин подчеркнул, что считает необходимым передать депутатам право вето по этим вопросам. «Не согласуете — ничего не появится», — сказал мэр Москвы, призвав депутатов использовать это право с осторожностью, чтобы не создавать дополнительный административный барьер.
Третий блок предложений Собянина касается кадровой политики и взаимодействия с исполнительной властью. Сейчас глава управы — это госслужащий, напомнил Собянин, он неподотчетен местному самоуправлению. Для того чтобы выравнять баланс сил, мэр считает нужным дать муниципальным депутатам право инициировать отстранение главы управы от должности, если эту инициативу поддерживают две трети депутатов собрания. «Годами складывался стереотип, что в районе за все отвечает управа. Теперь ответственность будет делиться в отношении 50 на 50», — заявил Собянин.
Новые функции предлагается передать муниципалитетам в виде отдельных государственных полномочий — это позволит городским властям контролировать их исполнение муниципалитетами. «Основной смысл реформ — превратить местное самоуправление в по-настоящему дееспособную власть», — считает Собянин.
По материалам газеты "Ведомости"