Как я уже писал неоднократно, «Исламское государство» можно считать отдельным географическим субъектом. Правда, границы его хрен определишь… оно везде, куда ни плюнь. Тем и опасно…
Например, в минувший понедельник грузинские СМИ распространили появившееся в интернете видеообращение от имени этой террористической группировки с угрозами в адрес Грузии. На видео четверо молодых людей, вооружённых «калашами», на грузинском языке обращаются к проживающим в Грузии мусульманам, призывая их поддержать ИГ, а самой Грузии угрожают наступлением «халифата».
Заявление звучит особенно цинично, если вспомнить причины, по которым подписывался Георгиевский трактат (после падения Константинополя в 1453 году Грузия оказалась отрезана от всего христианского мира, а несколько позже фактически поделена между мусульманскими Турцией и Ираном; выживала, лавируя между этими двумя государствами, и сочла за благо для себя уйти под протекторат России).
В Службе государственной безопасности Грузии сообщили о начале расследования в связи с появлением видео. И выяснили… что авторы обращения уже вовсю сражаются на стороне ИГ. По данным местных СМИ, трое героев ролика - Роберт Паксадзе, Бадри Иремадзе и Мамука Антадзе - уроженцы Аджарии, которые в статусе экомигрантов были переселены в регион Гурия несколько лет назад. Четвертый - Хвича Гобадзе - уроженец Батуми. Родные поспешили откреститься от этих фанатиков, сказали, что не поддерживают с ними связи. Однако упомянули, что все четверо собирались на заработки в Турцию, откуда в основном и добираются беспрепятственно до ИГ.
Впрочем, отец одного из добровольцев, Илья Гобадзе упомянул о сложностях у мусульман в Грузии, в частности, в вопросе строительства мечети в Батуми. «Терроризм - это насилие, убивать человека нельзя, но Господь разрешил мусульманину бороться, если ведётся борьба против его религии, имущества и родины. С нами не борются, но запрещают строить мечеть, прикрепляют свиную голову к дверям молельни». Я совсем не собираюсь обсуждать правомочность подобного заявления… просто вспомнил, что Грузия не считает себя многоконфессиональной страной. Хотя такая установка ни в коей мере не оправдывает прибитую свиную голову (если уж называешь себя «цивилизованной демократической страной проевропейской ориентации»).
Увы, то, что произошло в Грузии, давно не диво. В интернете регулярно появляются видеоролики с угрозами от имени ИГ в адрес разных стран, в том числе России. Так, в середине ноября группировка, предположительно причастная к взрыву на борту самолета А321 с россиянами в Египте, выложила в Сеть пропагандистский видеоролик, пообещав очень скоро устроить теракты на территории РФ из-за её участия в военном конфликте в Сирии и пролить «океан крови». По данным наших спецслужб, в составе ИГ воюет до 2.5 тысяч россиян… и ещё больше граждан из бывших республик СССР. То есть тех, кому не так сложно оказаться в центре любого российского мегаполиса с функциями «живой мины». Вот где страх.
Не знаю насчёт «океана крови», но счёт наших боевых потерь открыт. Речь, конечно, об инциденте в небе Турции, о котором сейчас говорит, без преувеличения, весь мир. Российский Су-24 был сбит на границе Турции и Сирии утром 24 ноября. Атаку провели истребители F-16 турецких ВВС. В результате инцидента штурман Мурахтин выжил, а его коллега-пилот погиб. Последний уже представлен к званию Героя, его именем собираются назвать одну из улиц родного Липецка (будут помнить грядущие поколения, что мы воевали ещё и в Сирии). Руководство Турции настаивает, что Су-24 нарушил воздушное пространство страны, обосновывая таким образом действия своих ВВС. По словам турецких военных, российские пилоты были несколько раз предупреждены до начала атаки.
Вот тут и начинаются непонятки. Турки признают, что истребитель наш пробыл в их воздушном пространстве 17 секунд, по нему было произведено НЕСКОЛЬКО «предупредительных выстрелов». Позвольте спросить, с какими промежутками? Это мне напоминает отвратительную историю, ходившую по Кантемировской дивизии в статусе легенды. Рядом с дивизией находилась деревенька, прозванная гвардейцами «Финляндией», туда танкисты частенько бегали в сельпо за «горючим». Ну, а где бухло, там, как известно, и любовь. Легенда гласила, что одна из пейзанок понесла от солдата и стала выдвигать ему претензии в плане женитьбы. Но это совсем не входило в планы будущего дембеля. Якобы он пригласил свою подругу для серьёзного разговора в парк военной техники, где нёс караул. И когда девушка перелезла через забор, заорал «кто идёт?!», дал предупредительный в воздух и тут же огонь на поражение. Ещё и отпуск рассчитывал получить паскуда. Сгубили хитрована показания товарищей по караулу, которые хором утверждали, что промежуток между выстрелами был не более двух минут. Так что, вместо отпуска на родину заработал «вышку» согласно суровым (но справедливым) советским законам. Не исключаю, что это очередная солдатская байка, но чисто теоретически такое могло быть.
Другое дело, не совсем понятно, зачем наш штурмовик вообще подлетал к границе с Турцией, зная, чем это может быть чревато. Ах, тут турки подсказывают – наши летали бомбить сирийских торкменов (туркменов), которые входят в оппозицию президенту Асаду, а они этого никому не позволят. То есть, Турция сама влезла в военный конфликт, причём с противной России стороны. Однако мне неясно, входят ли эти торкмены в ИГ или просто против сирийского президента. Если не входят, то мы, мягко говоря, опростоволосились.
Самым больным вопросом была судьба наших летунов. Сначала сообщали, что обоих поймали и растерзали (или расстреляли ещё в воздухе). Причём сделали это не террористы, а оппозиционеры, что, в принципе, дало бы России теоретическое право на акцию возмездия. Если и не международное сообщество, то свой народ поддержит точно.
Однако истина выглядит не так кроваво. Операция по спасению экипажа Су-24 началась через 15 минут после получения информации о сбитом турецким F-16 самолете, до места ЧП долетел лишь один Ми-8 из трех посланных, а отход российской группы прикрывали сирийские спецназовцы, получившие ранения. Командир штурмовика подполковник Олег Пешков погиб. Также погиб морпех Александр Позынич - член направленной на поиски штурмана группы. Это первые официально признанные потери РФ в Сирии. Штурмана Константина Мурахтина успешно эвакуировали на российскую базу Хмеймим, и он уже раздаёт интервью, стоя спиной к телекамерам.
Ну, а параллельно началась «наземная война». Президент Путин назвал действия турецкой стороны «подлым ударом в спину», а политику бывшего дружка Эрдогана «повальной исламизацией всей страны». Ну, а у подлецов разве отдыхают, берут из их рук хлеб-соль-ракию? Сразу стало ясно, что россияне в обозримом будущем отъездились не только в Египет, но и в Турцию.
Однако странно… Если помните, после крушения нашего аэробуса над Синаем, в чём официальный Египет нисколько не виноват (наоборот, высказывает всяческие сожаления), наших туристов стали вывозить с Красного моря чуть ли не насильно. Здесь же мы практически стоим на грани войны с Турцией, если не горячей, то холодной… и никто никого не торопит собираться. У нас, вон, и пикеты перед турецким посольством, и флаг их сорвали с пивзавода «Effes», продукцией которого по утрам похмеляется уже второе поколение российских любителей системы «всё включено». А если турки озлобятся и тоже ответку включат (чисто теоретически, ибо потомки янычар давно ментально стали халдеями)? Никого не волнует? Или часть российской спецоперации в Сирии называется «Велкам в Крым и на Соловки!»?
Ещё одна странность. Наш сельскохозяйственный министр Ткачёв (бывший хозяин плодородной Кубани) сразу же углядел в турецких фруктах-овощах преступное количество вреднючих пестицидов. Ну, это как раз понятно - дело несгибаемого санинструктора Онищенко живёт и процветает. Но днями раньше Россия заключила с Израилем роскошный контракт на поставку плодоовощной продукции (что-то около 5 млрд. долларов). Ничего не навевает?
И последнее, что сейчас на душе. Влезая в сирийские разборки, наше правительство не могло не представлять, что там за каша из интересов и интересантов. Сунниты-шииты-аллавиты-курды-торкмены, Хизболла-ИГИЛ-ХАМАС и прочая бандитствующая шваль, Запад-Россия-Сирия-Турция-Иран-Ирак, каждый со своими отношениями и прошлыми обидками. Неужели до начала кампании нельзя было провести тайные переговоры с теми, с кем мы ещё можем переговариваться, и договориться о правилах игры… именно игры, потому что принципиально там интересы только сирийского народа (остальные в роли «боковиков»).
И если этого не было сделано заранее, тогда встаёт вопрос о кое-чьей профнепригодности…