Увы, но что-то подсказывает мне, что к теме Холокоста придётся возвращаться и возвращаться вновь. Хотя бы по той причине, что она неотделима от Юбилея Победы. Ведь это наши солдаты открыли ворота концлагерей, и спасли европейских евреев от полного уничтожения. Кто этого не понимает, тот либо полный идиот, либо конченый подонок. Второе вернее всего…
Итак, на минувшей неделе послу США в Польше Стивену Маллу пришлось оправдываться за слова директора ФБР Джеймса Коми о причастности поляков к Холокосту. В воскресенье посла вызвали в МИД Польши, а после он дал свои пояснения журналистам: Коми имел в виду иное, но предстоит «много работы», чтобы это объяснить.
Что же
произошло между двумя партнёрами, если
младшего так возбудили слова старшего?
Польшу возмутили слова Коми, которые
он произнёс 15 апреля во время посещения
музея Холокоста в Вашингтоне. Там глава
ФБР возложил часть ответственности за
трагедию европейских евреев на Польшу.
По словам директора бюро, Холокост
показал, что люди в состоянии отказаться
от личных моральных устоев и могут дать
убедить себя в праве на всё, поддаваясь
власти большинства. «В их сознании,
убийцы и их сообщники из Германии,
Польши, Венгрии и многих других мест не
сделали ничего плохого. Они убедили
себя в том, что сделанное было правильным,
что они должны были это сделать».
Собственно, это был прямой ответ на
часто звучащее оправдание польского
общества – «такие тогда были времена».
Особенно недвусмысленно оно прозвучало
в фильме «Ида», получившем в этом году
премию «Оскар» - http://rusnord.r
Посольство Польши в США направило главе ФБР письмо, назвав эту речь «недопустимой».
Американскому послу пришлось выкручиваться и объяснять, что Коми не имел в виду кого-то конкретно, а говорил «в общем» - «на свете было много людей, которые помогли нацистским преступникам или же недостаточно реагировали». Мол, поляки сами пострадали от фашизма и всё такое прочее. «Это не позиция США, что Польша была как-то ответственна за Холокост. Это исключительно ответственность нацистской Германии».
Нет, никто не спорит – тотальное уничтожение по национальному признаку придумала фашистская Германия и она же его воплощала в жизнь. Причём решать «еврейский вопрос» старались под корень: в крематорий шли те, у кого евреями были бабушка-дедушка. Тут на сомнительную «пальму первенства» немцев никто и не думает претендовать. Но и попустительства, посильной помощи фашистским изуверам прощать не собирается. Обратите внимание – венгры не приняли сказанное в запале Коми на свой счёт, а поляков задело. Значит, слова главы ФБР попали в цель.
Когда-то московский поэт Александр Аронов («Если у вас нету тёти») написал такие стихи о Варшавском гетто:
Когда горело гетто,
Когда горело гетто,
Варшава изумлялась
Четыре дня подряд.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
— Клопы горят.
Нет,
не только удивлялись, но и «дровишек
подбрасывали». Конкретно – сдавали
немцам за денежную «премию» тех, кто
ухитрялся вырваться из ада. Это даже не
Иудины сребреники, а гораздо хуже. Но
они этого не поняли и через 45 лет (в 90-м)
при мне один поляк хвастался
«предприимчивост
Конечно, нельзя огульно обвинять всех поляков в сотрудничестве с оккупационными войсками, гестапо, СС и пр. Там очень сложная внутренняя история, где приходится разбираться с Армией Крайовой и Армией Людовой (первая подчинялась польскому правительству в Лондоне, вторая фактически входила в состав Советской армии). Лучше всего на эту тему сказано в гениальном фильме Анджея Вайды «Пепел и алмаз», который я всем настоятельно рекомендую к просмотру.
Мало
того, нельзя и всех поляков огульно
называть антисемитами. Однако польский
режиссёр с мировым именем Ежи Кавалерович
в приватной беседе с моим
другом-звукоопер
Довелось мне слышать и душераздирающую историю об издании книги воспоминаний еврейских детей, которых во время войны прятали поляки. Дело было в самом конце 40-х. Дети отзывались с большой любовью о спасавших их Праведниках мира (этим званием награждает Израиль тех, кто во время войны спасал евреев от уничтожения, как, например, Отто Шиндлер). Однако фамилии многих поляков по их личной просьбе в этом сборнике не упомянуты. Эти отважные и благородные люди, которых не остановил страх перед фашистскими оккупантами, в своей освобождённой Польше боялись враждебной реакции соседей. И боялись, надо сказать, по делу – факты погромов в послевоенной Польше, когда лопатами забивали тех, кто чудом выжил в Освенциме и Майданеке, тоже хорошо известны.
Увы, но такова особенность человеческой натуры – как можно скорее забыть свои неблаговидные дела. Также и немцы, особенно те, кто после раздела Германии остался в восточной зоне, тщательно скрывали от родных своё участие в преступлениях фашизма. Потом то же самое происходило и в ФРГ, когда наступил час массового раскаяния. Я читал воспоминания журналистов того периода истории – у них порой складывалось впечатление, что в войсках СС воевали одни инопланетяне, а все выжившие в войне служили интендантами и, если брали грех на душу, то исключительно ворованной тушёнкой. Кстати, я лично считаю, что это намного лучше, чем хвастаться той мерзостью, о которой писал выше.
О
периоде оккупации в течение нескольких
десятилетий в Польше старательно
умалчивалось. Все героические воспоминания
концентрировалис
На
минувшей неделе я прочитал о том, что в
Германии вот-вот состоится суд над
Оскаром Грёнингом, который уже признал
своё вину. Ровесник моего отца с
запудренными фашистской пропагандой
мозгами, он «вёл бухучёт» в Освенциме.
Насколько было кошмарным то, что ему
приходилось учитывать, относить в
дебет-кредит, можно прочитать в моём
материале «Катастрофа мозга» -http://rusnord.r
Сам никого не убивал и газом не травил. Но был убеждённым нацистом. Как бОльшая часть всего немецкого народа в те годы, с радостного согласия которой и творились преступления. Сажать в его годы не имеет никакого смысла. Дать пожизненное? Фарс - сколько у него этой жизни осталось. Впаять года три? Приравнять преступление перед человечеством к ДТП с последствиями или мелкому хулиганству. Тогда расстрелять? Достоин ли?
Этот Оскар свою вину признал и, наверное, публично готов повиниться. Но он с этим прожил 70 лет и не ушёл в монастырь, и не повесился. Раскаяние – всего лишь слова в этом возрасте, а в мыслях – «эх, дали бы мне сегодня шмайсер!». Его процесс может быть только показательным для нового поколения немцев. Чтобы ещё раз услышали и увидели, к каким чудовищным последствиям приводит любая теория превосходства – расового, социального или религиозного. Мало этих знаний не бывает. Хоть какой-то толк.
Поляки своей правде противятся, сопротивляются ей. Что ж, им жить...