Центристы же ратуют за нормализацию отношений с Россией, выступают
в поддержку прав русскоговорящих жителей (прежде всего в области
образования), создание среднего класса и повышение уровня жизни. Это
единственная политическая организация, заключившая соглашение
о сотрудничестве с «Единой Россией». Она же объединяет интересы
русскоязычных жителей Эстонии, которых, по разным подсчётам, от четверти до одной
трети жителей республики.
В парламентских выборах могли принять участие около 900 тыс. граждан
страны, достигших 18-летнего возраста. Лишены права голоса 87,8 тыс.
обладателей так называемых «серых паспортов» - 6,5 % жителей Эстонии,
не имеющих гражданства. В основном это представители русскоязычного
населения.
Обратила на себя внимание нынешняя активность электронного голосования - она была самой высокой по сравнению с прежними парламентскими выборами. Сейчас в этой форме приняли участие в выборах 176 тыс. 491 человек или 19,6% от всего числа избирателей. В целом досрочно проголосовали 296 тысяч человек - 33% избирателей.
Впрочем, именно электронное голосование может поставить под сомнение легитимность результатов выборов XIII созыва. По крайней мере, к этому будут апеллировать проигравшие. Ещё до начала марта треть населения Эстонии проголосовала досрочно. С 2005 года жители республики могут голосовать по интернету - процедура проводится за несколько дней до основного голосования (в этом году - с 19 по 25 февраля). Электронные выборы возможны благодаря системе идентификационных карт, которые предоставляют удаленный доступ через аутентификацию посредством персонального ключа.
Согласно действующему законодательству, после избрания нового парламента правительство подаёт в отставку. Депутатам предстоит утвердить кандидатуру нового премьер-министра, которого представляет президент республики. Назначенный премьер сформирует кабинет министров. Действующий премьер Таави Рыйвас, который также председательствует в правящей Партии реформ, занял свой пост в прошлом году после самоотвода тогдашнего главы партии и бессменного премьер-министра с 2005 года Андруса Ансипа (он позднее стал вице-президентом Европейской комиссии).
В начале января Таави Рыйвас выразил категорическое неприятие союза с Центристской партией. Тогда в интервью журналистам эстонских изданий он заявил, что не намерен сотрудничать с партией до тех пор, пока ею руководит Эдгар Сависаар - мэр Таллина (в 1990-1992 годы он был ещё и премьер-министром республики), которого считают одним из самых популярных политиков. При этом Эдгар практически единственный деятель такого уровня в Эстонии, активно выступавший против вступления страны в НАТО, перехода на евро и в пользу дружественных отношений с Россией, за что его постоянно критикуют оппоненты. В 2010 году эстонская полиция безопасности даже обвинила Эдгара в попытках получения финансирования политической деятельности из России. Сейчас, учитывая рейтинги центристов, Эдгар Сависаар рассматривался как один из основных претендентов на пост премьер-министра. При этом от участия в публичных дебатах кандидатов на этот пост он отказался. В этой связи стоит отметить, что ещё в 2004 году Центристская партия заключила соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией», что подразумевало «обмен информацией по актуальным вопросам в России и Эстонии, а также опытом в области партийного строительства».
И победа, вроде, была близка... однако центристы её упустили на финишной прямой (при подсчёте голосов в крупных городах, даже Таллинн не спас).
Теперь о прикладных составляющих партийных программ. В экономической части реформисты в качестве продолжения своей линии обещают развивать предпринимательство, создавать новые рабочие места и повышать доходы населения путём сокращения налогов на рабочую силу. Центристы настаивают на необходимости подоходного налога на прибыль предприятий, социал-демократы - на уменьшении налогов для малоимущих слоев населения, а также преференциях при развитии бизнеса в провинции. Союз Отечества заявил о готовности проведения некоей экономической реформы, которая позволит «помочь малообеспеченным слоям населения, не забирая деньги у других». Свободная партия, в свою очередь, предлагает провести административную реформу, сделав упор на сокращение чиновничьего аппарата.
И всё-таки политика была на первом месте - противники центристов демонизировали Россию и всё с ней связанное. Даже в социалке левые выступали за сохранение русских школ (или дополнительные уроки по русскому языку в эстонских школах), а правые за приоритет эстонского языка для всех учеников соответственно. При этом все кандидаты соглашались, что стране необходимо общее повышение качества образования, но русский язык оставался камнем преткновения.
Ещё в преддверии этих выборов из колоды была вынута одна очень неприятная «карта». 23-летний депутат парламента от «Консервативной народной партии» Яак Мадисон написал в своём интернет-блоге о том, что несмотря на концлагеря и газовые камеры гитлеровской Германии, существовавшие тогда правила способствовали бурному развитию немецкой промышленности. Представители местных еврейских общин были шокированы этим сообщением, ведь они только-только отошли от гнусной выставки, высмеивающей Холокост (http://rusnord.ru/2015/1/34672). С резкой отповедью к паршивцу-недоумку обратился сам премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас, назвав подобные рассуждения неприемлемыми в современном европейском обществе. Однако председатель партии консерваторов Март Хельме заявил, что уважает право на личное мнение депутата. Что неудивительно: данная партия является евроскептиками и выступает с резкой критикой нынешней политики евроинтеграции и толерантности. В итоге консерваторы получили на выборах проходные 8%, и это не может не настораживать. Ещё и потому, что появившиеся на политическом поле Эстонии незадолго до выборов две ультранационалистические партии набрали хоть и не проходные, но вполне приличные баллы.
Однако, по оценкам аналитиков, реформаторы выиграли вполне предсказуемо. Это произошло потому, что уже не первые парламентские выборы в Эстонии в обществе связывают с «заговором» против центристов, поскольку за них давно и дружно голосуют русские и русскоязычные жители страны, а это немалая сила. Второй главной причиной проигрыша Эдгара Сависаара, как я уже говорил, считается электронное голосование, модель которого осуждена как непрозрачная западными экспертами. Каждый пятый избиратель голосовал через интернет, и меньше всего электронных голосов и на этот раз досталось центристам. Что наводит на мысль о подтасовке... попробуй теперь проверь, кто, откуда и на что жал.
Но и кроме этого есть причина без всякого внешнего заговора опустившая центристов. Названная выше «русская» треть населения Эстонии приходится на столицу и на северо-восток (уезд Ида-Вирумаа), где в основном проживают русские и русскоязычные жители (в приграничном городе Нарва эстонцы составляют всего 3% населения). Так вот, из всех избирательных округов процент участвовавших в голосовании был самым низким как раз в Ида-Вирумаа - всего 55%. Был бы он на уровне среднереспубликанского (64,2%), прибавка равнялась бы 7000 голосам, а ещё на 15% выше среднего по Эстонии дали бы плюс 10 тысяч голосов в пользу центристов. Итого заветные 17 тысяч, которые как минимум обеспечили бы одинаковое с реформистами число депутатских мандатов. Подвела собственная пассивность и равнодушие, что, увы, характерно для большинства русскоязычных в Прибалтике. Я даже где-то читал выводы социологов о том, что эти люди ещё не уехали в Россию именно из-за своего пассивного отношения к жизни вообще.
В итоге сами центристы должны корить себя за то, что не сумели призвать к избирательным урнам тех, кто махнул на всё рукой, кто уже не верит в перемены (даже центристские). Надо считаться и с тем, что граждане Эстонии из числа русских и русскоязычных всё чаще отдают голоса и другим партиям, в том числе националистическим. Так, одну из русофобских партий в новом составе парламента будет представлять Виктория Ладынская. Вполне из себя русская девушка, избранная таким же русским меньшинством. Парадокс, однако.
Беда русских в Эстонии в том, что они лишь любят жаловаться на тяжкую долю и дискриминацию по этническому признаку, иждивенчески полагая, что помочь им должна Россия. И полное отсутствие воли к действию.
Хотя мне кажется, что на этих выборах при любом раскладе победили бы реформисты и националисты. Просто потому, что таковы реалии современной Прибалтики...
Леонид Черток