Итак, на минувшей неделе в шоколадном кафе Lindt (по некоторым источникам - магазин шоколада) в центре Сиднея неизвестный вооружённый мужчина захватил заложников. Место инцидента сразу же было оцеплено вооруженными сотрудниками правоохранительных органов и армейскими спецназовцами. Начались переговоры с захватчиком, которые почти сразу выявили неадекватность последнего.
На девятом часу контртеррористической операции было опубликовано заявление австралийского премьер-министра Тони Эбботта, только что вышедшего после экстренного заседания Национального комитета по безопасности. Он назвал действия преступника «политически мотивированными» и добавил, что полиция, правительство и различные органы власти весь день слаженно работают над решением ситуации. Он также поблагодарил жителей Сиднея за то, что они сохраняют спокойствие.
Тут, конечно, премьер Австралии потрафил самолюбию своих соотечественников. Дело в том, что уже через пару часов после захвата заложников в интернете стали появляться селфи (любительские фотосессии), сделанные праздными зеваками на фоне несчастного кафе. Можете себе представить подобное во время «Норд-Оста»? Но не надо сразу обвинять австралийцев в чёрствости и бездуховности. Просто это настолько безопасная (в обычные дни) страна, что её жителям трудно поверить в серьёзность ситуации. Они всё это воспринимают как развлекательное шоу. Вот привыкнут, как мы... избави их бог, конечно.
Через восемь часов после захвата (около 9:45 по Москве) стали известны требования преступника. Заложники по мобильному телефону вышли на связь с тележурналистами и передали требования террориста. Он заявил, что хочет переговорить с премьер-министром страны Тони Эбботтом и требует доставить в кафе флаг «Исламского государства». Ситуация стала проясняться - спецслужбы имеют дело с психом-одиночкой.
Около 7:30 по московскому времени (через шесть часов после захвата) несколько человек выбежали из помещения кафе. На одном из них был фирменный фартук заведения. Предположительно, это были сотрудник общепита и два клиента. По разным источникам, они то ли сами сбежали, то ли были освобождены захватчиком.
Около 9:00 по московскому времени из здания выбежали ещё двое заложников. Две женщины. На одной из них надет фирменный фартук кафе Lindt - ей оказалась бариста кафе Элли Чен, подрабатывающая студентка местного университета. Все освободившиеся находились в удовлетворительном состоянии, если не считать психологического шока.
К тому времени вокруг кафе начали разворачиваться свои события. Например, полиция попросила удалиться с места событий лидера Лиги защиты Австралии, антиисламской общественной организации. Мужчина по имени Ральф Серминара пришёл к оцепленному кафе и начал выкрикивать лозунги против ислама.
Параллельно в Twitter стремительно набирал популярность хэштег #illridewithyou. Таким способом австралийцы отмечают посты, в которых предлагают подвезти или составить компанию в поездке жителям страны, которые носят одежду, характерную для мусульман. Это сделано для того, чтобы не допустить жертв среди мирных последователей ислама, которые могут пострадать от насилия со стороны радикалов.
Тем временем захвативший заложников заявил, что где-то в Сиднее заложены четыре взрывных устройства. Полиция эту информацию не подтвердила, призвав граждан сохранять спокойствие. Однако стало ясно, что без силового захвата не обойтись.
Захват кафе произошел примерно в 10:00 по московскому времени. Без жертв, увы, не обошлось...
Как выяснилось ещё до штурма, Ман Харон Монис, захвативший заложников и убитый в ходе спецоперации, был хорошо известен австралийским властям как преступник-рецидивист и не раз представал перед судом по обвинению в различных тяжких преступлениях, в том числе и насильственного сексуального характера. Всего год назад, 12 декабря, он был выпущен под залог вместе со своей подружкой по имени Амира Друдис. Пару обвиняли в жестоком предумышленном убийстве бывшей жены Мана Харона Мониса. При этом последний проходил по делу в качестве соучастника. В апреле 2013 года Нолин Хэйсон Пэл заманили в дом на западе Сиднея, где проживали Монис и Друдис. Там её облили горючей жидкостью, подожгли и после забили насмерть, нанеся 18 ударов ножом. По версии обвинения, это совершила Амира Друдис при помощи Мониса.
Причина была в том, что между Монисом и Нолин шла ожесточенная борьба за права опеки над двумя несовершеннолетними сыновьями. В интервью журналистам родственники Нолин называют её бывшего супруга «больным животным», сожалеют, что не добрались до него раньше спецназовцев, и возмущаются либеральными австралийскими законами, позволяющими подобным типам не только жить, но и выходить на свободу раньше срока.
Кстати, на этом список преступлений, в которых обвинялся выходец из Ирана, не заканчивается. В феврале 2015 года он должен был предстать перед судом по обвинению в более чем 40 случаях сексуальных домогательств. Кроме того, ранее он был осуждён за рассылку оскорбительных писем семьям австралийских солдат, погибших в Афганистане.
В свою очередь, мусульманскому сообществу Австралии Монис известен как мошенник, присвоивший себе звания шейха и аятоллы. В качестве духовного лидера австралийских шиитов он не раз участвовал в разнообразных конференциях, но был выведен на чистую воду в 2009 году. В течение последнего месяца, как считает следствие, он перешёл в суннитскую ветвь ислама (соответствующее заявление было опубликовано на его веб-сайте).
При этом этот «правоверный мусульманин» не брезговал зарабатывать на жизнь в качестве эксперта в астрологии, нумерологии и черной магии и, как считают власти, использовал это занятие для того, чтобы заманивать к себе ничего не подозревающих женщин.
Монис прибыл в Австралию в 1996 году в качестве беженца из Ирана под именем Мантеги Бурджерди. После он неоднократно объявлял себя высокопоставленным сотрудником иранской разведки и утверждал, что в Иране в качестве заложников остались его жена и двое детей, чем вызывал понятную жалость и сострадание у иммиграционных и социальных служб. До сих пор неизвестно, насколько эти утверждения соответствуют действительности.
Стоит добавить, что ещё в процессе подготовки операции захвата премьер Австралии Тони Эбботт заявил в одном из интервью, ставшем, по сути, телеобращением к нации, что на стороне «Исламского государства» в Ираке и Сирии воюют не менее 70 австралийцев. Параллельно на территории Австралии действуют около сотни координаторов, которые занимаются вербовкой. По данным же ЦРУ, на стороне ИГ воюют боевики из 80 стран мира (в том числе, России, Франции, Великобритании, Германии, Марокко, Саудовской Аравии, Албании, США, Канады), а общая численность иностранных наёмников в группировке достигла 31,5 тысячи человек.
Чуть не забыл сказать, что при штурме погибли двое заложников - 34-летний управляющий кафе Тори Джонсон и 38-летняя Катрина Доусон, работавшая адвокатом. У Доусон остались трое детей - восьми, пяти и трех лет. По свидетельствам очевидцев, оба проявили героизм: Джонсон вступил в борьбу с вооружённым террористом, что позволило нескольким заложникам благополучно сбежать в самом начале штурма, а адвокатесса закрывала собой беременную коллегу, которая также оказалась в числе заложников.
При штурме кафе ещё четверо заложников получили ранения (их жизни вне опасности). Самого террориста не стали брать живым. Сейчас на сиднейской улице Мартин-плейс силами простых граждан сооружён импровизированный мемориал, который уже успели посетить все первые лица Австралии. Количество приходящих к нему людей так велико, что оба цветочных магазина поблизости продали все цветы, что имелись в наличии...
Ну, и какой вывод можно сделать из всей этой истории? Первый и главный - даже такие удаленные уголки земли как Австралия не могут чувствовать себя в безопасности от терроризма. Причём исламского - давайте хотя бы здесь называть вещи своими именами.
Был ли это теракт? Несомненно. Пусть и спланированный больным головой человеком, когда вывешивание в окне кафе зелёного флага ИГ - всего лишь бравада экстремиста-одиночки. Такие вдвойне опасны. Особенно в безопасном до того обществе, где элементарно разучились защищаться (вспомните Норвегию, Брейвика и молодёжь, ждущую собственную казнь аки агнцы).
Запустить подобный механизм до смешного просто. Всё тот же премьер Эбботт рассказал, что один из лидеров ИГ приказал своим последователям в Австралии осуществить ряд «демонстрационных убийств», когда террористы должны были наугад выбирать жертву, заворачивать во флаг ИГ и обезглавливать. Этот оказался «ударником производства». То ли захотел всемирно прославиться, то ли всерьёз поверил в девственниц, ожидающих его в райских кущах. Последнее скорее всего, если вспомнить сексуальные «забавы» Мониса.
Как этому всему противостоять? Да никак. Ядовитое семя религиозной фанатичности проникнет через любые заслоны. И отмена моратория на смертную казнь, как в Пакистане, вряд ли поможет. Эти чудилы сами рвутся на тот свет - им секир-башка заместо награды.
Одно могу сказать - при таких раскладах лучше вместе воевать с боевиками ИГ, чем друг с другом. Эй, христиане, я к вам обращаюсь...
Леонид Черток