Мэр Архангельска Виктор Павленко прилюдно обещал, что сделает удобный подъезд к Архангельскому кафедральному собору архистратига Михаила. Будут снесены стихийные торговые ряды, обступающие городской Центральный рынок и мешающие проезду, приведена в порядок площадь перед храмом, положен новый асфальт, благоустроена прилегающая территория. Парадокс в том, что такое обещание может выполнить лишь всенародно избранный мэр, отвечающий за свои слова перед избирателями. Зато назначенный сверху сити-менеджер будет вынужден лишь исполнять приказы своих благодетелей, стараясь лишний раз не потревожить их покой своими просьбами.
Вот, что сказал губернатор Орлов о строящемся храме: «Кафедральный собор - это духовной центр, объединяющий горожан. Храм, который мы строим, изменит внешний облик города и его внутреннюю жизнь». Слов нет, красиво сказано, но это всего лишь слова. На деле же нужна конкретная помощь. Понятно, что бюджетный кодекс не допускает пожертвование на строительство зданий религиозного назначения, церковь у нас отделена от государства. Но есть, например, Дорожный фонд, из которого средства выделяются на ремонт дорожного покрытия. Так сложилось, что наш Архангельск получает из него намного меньше, чем вкладывает в виде налогов, и изменить ситуацию вполне по силам главе региона.
Надо просто захотеть, проявить, так сказать, политическую волю. И это может стать отличным подарком митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу на пятидесятилетний юбилей от администрации области. Будет и весомее, и значимее, и оригинальней, чем какие-нибудь дурацкие именные часы... или что там дарят в таких случаях.
Кстати, о политической воли, если уж заговорили о ней. Все, наверное, в курсе, что социальные учреждения Архангельска стали подключаться к теплу с 8 сентября, а жилой фонд начнёт теплеть с 15-го. Уже нашлись те, кто говорит - «рано, у нас в квартире и так тепло». Ну, не знаю - не знаю, в классе у сына на первом в этом году родительском собрании было довольно прохладно, кое-кто из учеников уже носом хлюпает. К тому же «бабье лето» в Поморье пришло непривычно рано, рано и заканчивается. А ещё есть мудрая поговорка - «пар костей не ломит».
Так вот, ни один сити-менеджер не сможет сделать такого подарка горожанам. Ибо для этого нужна именно политическая воля. Назначенец же будет связан всевозможными инструкциями и циркулярами, по которым тепло должно прийти в квартиры северян, дай Бог, к середине октября. Зачем такому напрягаться и кого-то напрягать, если судьба и карьера зависит от кучки людей, чьи коттеджи подключены к автономному теплоснабжению?
Буквально на днях наткнулся в интернете на статью с бравурным заголовком - «Средняя зарплата врача в Поморье достигла 50 000 рублей». Это написано со слов министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Ирины Гладышевой. Нетрудно догадаться о реакции на эту цифру со стороны медработников, разве что без мата обошлось, интеллигентные всё-таки люди. Названная сумма реальна лишь при условии, что врач за такую зарплату будет работать минимум на три ставки. А это означает «жить, чтобы работать», этакое узаконенное рабство. Не говоря уже о качестве лечения, которое может гарантировать измученный жизнью доктор.
Если же отойти от пафосных заявлений областного минздрава, то реальность такова: в последнее время архангельские врачи всё чаще уходят из государственных в частные клиники и кабинеты. Например, стоматологи - после объявления о скором слиянии первой городской стоматологии с областной, заявления об уходе подали сразу 43 специалиста, не ожидая от такого поглощения ничего хорошего ни для себя, ни для пациентов.
Уж такая традиция повелась издревле на Руси - если плохое сливается с хорошим, то первое поглощает второе. Как лечат в областной стоматологии, я знаю от знакомых: там фурункулы и опухоли на десне часто предпочитают вскрывать с внешней стороны, после чего на лице остаются шрамы. Да и вообще, лично я не знаю ни одного примера, когда переход муниципального учреждения здравоохранения под область пошло пациентам или медперсоналу во благо. Наоборот, про областные больницы рассказывают такие страшилки, что Хичкок от зависти в гробу переворачивается.
И кто этому поглощению сможет противостоять, как не городской глава, избранный народом, а не обязанный кому-то назначенец? Дорога к храму проходит через человеческую душу, и только потом по городу...
Леонид Черток