«Если рост цен на авиационный керосин будет продолжаться, это приведет к катастрофическим последствиям для многих российских авиакомпаний. В антикризисных целях нам приходится сворачивать маршруты, которые мы держали за счет оборота. Это, в свою очередь, приводит к стагнации», - отметил Владимир Коротяев.
В сложившейся ситуации под угрозой оказался не только амбициозный план «Аэрофлот-Норда» по замене изношенных ТУшек на подержанные «Боинги», но и социальное обеспечение персонала. «Первая ласточка» прозвучала в феврале 2008 года, когда сотрудники инженерно-авиационной службы авиакомпании пригрозили своему руководству итальянской забастовкой из-за цинично низких зарплат. Тогда топ-менеджеры «Аэрофлот-Норда» «уговорили» бастующих, увеличив оклады на 20 процентов. А в ответ на возмущение работников последовало предостережение транспортной прокуратуры: мол, забастовки персоналу гражданской авиации проводить никак нельзя.
Между тем, «Аэрофлот-Норд» еще не расплатился с синдицированным кредитом в размере 500 млн. руб., привлеченном в ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» в ноябре 2007 г. сроком на 3 года. И вряд ли неутешительные прогнозы в целом по отрасли авиаперевозок заставят банкиров изменить или облегчить условия кредита для архангельского авиаперевозчика.
Страшной головной болью гендиректора «Аэрофлот-Норда» являются и высокие ввозные пошлины на суда иностранного производства. Несколько лет авиакомпания обновляет парк старенькими Боингами-737, уже отлетавшими свое на Западе. Приобретение «воздушных корыт» сопровождается грандиозным пиаром во всех местных СМИ, видимо, с целью убедить жителей Архангельской области в том, что другой «самолетной» альтернативы у них нет и быть не может.
Правда, ввозить даже «древние» иностранные самолеты в Россию не так уж и просто. Владимир Коротяев пожаловался, что в 2007 г. за ввоз 8 Боингов авиакомпания выплатила 200 млн. руб., а в этом году объем пошлин может достигнуть 400 млн. руб. По мнению гендиректора «Аэрофлот-Норда», единственным спасением авиакомпании может стать волевое решение премьера Путина о полной отмене ввозных пошлин на «забугорные» воздушные суда. Соответствующее слезное прошение уже лежит в кабинете министров, но последнее слово все же остается за премьером, и каким оно будет - большой вопрос.
Впрочем, Владимир Коротяев в своей беде не одинок. На брифинге в Архангельске глава Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин высказал предположение, что из-за высоких цен на авиакеросин может обанкротиться целый ряд российских авиакомпаний. От уныния и бессилия что-либо изменить, Коротяев бросил в сердцах: «Скоро все пересядем на паровозы...».
Антон Некрасов
Фото с официального сайта авиакомпании