Мог ли стать причиной ЧП, которого в российском флоте не случалось со времен гибели атомной подлодки «Курск», то есть около восьми лет, человеческий фактор? - таким вопросом задаются журналисты «Эха Москвы». До сегодняшнего дня мнения по этому поводу расходились. Система пожаротушения была полностью исправна, и сама включиться не могла, так считают некоторые военные эксперты. Стало быть, кто-то ее привел в действие. Впрочем, представители властей региона, где жили гражданские специалисты, которые в основном были на подлодке, уверяли, что в работу полностью автоматизированной системы никто не вмешивался. Об этом в начале недели сказал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. С ним согласен мэр приморского города Большой Камень, где сейчас находится подлодка «Нерпа». «Это в первую очередь ошибка системы, ее и нужно проверять», - приводят РИА Новости слова Владимира Холявко. Ранее один из инженеров судостроительного завода «Звезда» утверждал, что еще летом система пожаротушения на подлодке выходила из строя. Но тогда все неисправности быстро устранили. То, что происходило на подлодке в последние минуты до ЧП можно увидеть благодаря системам, которые фиксируют посекундно все события на корабле.
В том числе нажатие кнопок, повороты ключей, сигналы, проходящие в системы управления, расположение этих механизмов. Об этом рассказал сетевой Газете.ру директор предприятия «Аврора» Константин Шилов. Поэтому утверждать, что матрос виновен пока рано.
Сослуживцы матроса не исключают, что его просто признали крайним в этой трагедии. Один из офицеров подлодки, как сообщает Интерфакс, назвал моряка опытным подводником с многолетним стажем. «Он не новичок, грамотный специалист и не первый год служит на флоте», - сказал один из членов экипажа Нерпы. Он и его товарищи опасаются, что матрос мог под давлением признаться в том, что включил систему пожаротушения.
В Общественной палате обеспокоены поспешностью выводов, которые сделало следствие по делу об аварии на подлодке. Об этом заявил член Общественной палаты Анатолий Кучерена.
"Обеспокоенность связана, прежде всего, с тем, что следствие остановилось именно на этом человеке, и все следственные мероприятия будут проводиться по этому конкретному матросу. Мы сомневаемся в том, что предварительное следствие по этому делу может быть проведено объективно", - сказал А.Кучерена.
Кучерена добавил, что возьмет под контроль следствие по этому делу.
Капитан 1-го ранга, руководитель петербургского клуба подводников Игорь Курдин, рассказал «Эхо Москвы», что включить систему пожаротушения на подлодке могут не все члены экипажа. У обычного матроса для этого нет полномочий.
И.Курдин сообщил, что на подлодке была установлена "новая система управления системой ЛОХ". "Этот пульт управления системой пожаротушения расположен на пульте общекорабельных систем "Молибден" и в каждом отсеке", - подчеркнул он и добавил, что запуск системы пожаротушения является трехступенчатым и предполагает знание пятизначного кода. "При этом происходит 30-секундная задержка, включается ревун и световая сигнализация, для того чтобы предупредить личный состав отсека, что туда подается фреон", - отметил эксперт. Он высказал предположение, что кто-то из командования отеком, опасаясь забыть пятизначный код в экстренной ситуации, записал его рядом с пультом "в качестве подсказки", а "кто-то, кому было скучно", запустил систему. "Защита от дурака на подлодке есть, но в данном случае она не сработала", - считает И.Курдин.
Военный обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр считает, что трагедия произошла из-за плохой подготовки команды. На подлодке сложнейшая техника, а людей, умеющих с ней работать, нет.
Трагедии на подлодке "Нерпа" можно было избежать, если бы в системе пожаротушения использовался газ, безвредный для человека. Такой газ уже несколько лет используется во многих противопожарных системах в Европе. Об этом «Эхо Москвы» рассказал бывший командир подлодки "Тайфун" Андрей Жиделев. Сейчас он занимается разработкой систем пожаротушения.
"В настоящее время спектр средств систем пожаротушения достаточно широк" и включает такие газы, как энерген, разработанный отечественными производителями, и ФМ-200, который производится в Германии. «ФМ-200 - это газ, который позволяет тушить пожар без покидания рабочих мест служащими, которые неотступно должны находиться на своих местах", - сказал А Жиделев и пояснил, что к таким объектам, например, относятся центры управления воздушным движением по всему миру. Эти газы, по его словам, "обеспечивают тушение пожара без вредного воздействия на человека и без применения средств индивидуальной защиты".
Андрей Жиделев добавил, что в России разрабатывался проект системы, в которой использовался бы неядовитый газ, однако он был приостановлен из-за нехватки денег.