В ночь с 16 на 17 марта Минфин внес в правительство законопроект об изменении федерального бюджета на 2009 год. Этот документ будет рассмотрен на заседании правительства 19 марта, пишет «КоммерсантЪ». Однако в Белом доме не сомневаются, что редактура на заседании правительства окажется незначительной. Окончательная сверка параметров сокращения бюджета и размера антикризисного пакета была проведена на совещании в Ново-Огареве у премьер-министра Владимира Путина, состоявшемся 16 марта.
В результате основные параметры бюджета-2009 изменились следующим образом. Доходы сокращаются с 10,9 трлн до 6,7 трлн руб., или на 4,2 трлн руб. Расходы увеличиваются с 9 трлн до 9,6 трлн руб. - общий рост в реальном выражении составит 667,3 млрд руб. Дефицит увеличен с 1,9 трлн до 2,9 трлн руб. Необходимость таких изменений Минфин прежде всего обосновал ожиданием сокращения нефтегазовых доходов на 56,16% от планировавшихся ранее. Скорректированный бюджет-2009 рассчитан исходя из $41 за баррель нефти марки Urals против $95 в действующей версии (см. таблицу). По данным Минфина, снижение цены нефти в конце 2008 года уже отразилось снижением международных резервов на $51,7 млрд. Но падение цен на нефть не единственный фактор пересмотра бюджета. Новый вариант бюджета рассчитан исходя из общей рецессии российской экономики и снижения роста ВВП на 2,2% и падения промпроизводства на 7,4% к концу 2009 года. В результате не нефтегазовые доходы также сократятся на четверть.
Чисто бухгалтерский, расчетный пересмотр параметров ВВП, поясняет Минфин в документах бюджета, привел к реальному сокращению бюджетных доходов на 904 млрд руб. за счет соответствующего снижения НДС. Налоговые доходы сократятся и за счет антикризисных обещаний правительства по налогам (на 406,7 млрд руб.). Также снижение прогнозируемых объемов импорта, вызванное снижением потребительского спроса и изменением его структуры, приведет к потере 329 млрд руб. Таким образом, пересмотр расходов бюджета был неизбежным, даже если бы правительство отказалось финансировать из бюджета расходы на "антикризисный пакет" стоимостью 1,6 трлн руб.
Напомним, исходно технологией пересмотра бюджета было всеобщее сокращение несоциальных статей расходов на уровне от 15 до 30% расходной части, а также "переброска" расходов бюджета в рамках планов главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Впрочем, эта стратегия не слишком удалась Минфину. Целевой показатель в 30% сокращения всех бюджетных расходов выполнен лишь по четырем крупным статьям расходов бюджета (см. таблицу). Остальные бюджетные расходы либо увеличены в антикризисных целях, либо сокращены в процентном выражении значительно ниже 30-процентной планки - в среднем на уровне 8-9% по направлению. Впрочем, этого оказалось достаточно, что бы перераспределение расходов оказалось минимальным,- в проекте бюджета "Ъ" не удалось обнаружить сверхкрупных "перебросок" расходов ГРБС.
В абсолютном, а не в относительном выражении лидеры сокращения расходов - сборная статья "другие госрасходы" (в значительной степени инвестиционные, в том числе расходы инвестфонда, который в 2009 году будет работать де-факто на остатках средств прошлых лет и отложит такие проекты, как освоение Южной Якутии и Приангарья), а также расходы силовых ведомств. Больше всех потеряли вооруженные силы - 77,1 млрд руб. Также урезаны бюджеты МВД, ФСБ, МЧС и практически полностью прекращено финансирование модернизации внутренних войск и правоохранительной системы (финансирование этой реформы сокращено на 95,2%, то есть, по сути, до нуля). С начала первого президентского срока Владимира Путина в 2000 году бюджетные расходы на силовиков стабильно возрастали год от года, несмотря на протесты либерального крыла правительства - министра финансов Алексея Кудрина и экс-министра экономики Германа Грефа.
Главная социальная потеря нового проекта бюджета - снижение на 8,1% к планам прошлого года расходов на стационарную медицинскую помощь.
К расходам бюджета-2008 они вырастут (на 24,8%), что, впрочем, с учетом девальвации рубля (значительная часть расходов медицины - импорт медикаментов и медоборудования) означает на практике неувеличение объемов медуслуг в стационарах, финансируемых федеральным бюджетом.
Впрочем, бюджет в 2009 году явно будет решать скорее социальные задачи, чем финансировать бизнес. Традиционно самая крупная статья бюджета "Межбюджетные трансферты" регионам РФ (на них приходится максимум социальной нагрузки в бюджетной системе) прирастет на 469 млрд руб. Ее удельный вес в ассигнованиях госказны возрастет с 33,1 до 35,7%. Всего регионам достанется 3,46 трлн руб. вместо прежних 2,99 трлн руб. Основная часть увеличения произойдет за счет самого крупного вида трансфертов - перечислений бюджетам государственных внебюджетных фондов (388 млрд руб.). После этой добавки доля перечислений в госфонды в объеме всех межбюджетных трансфертов возрастет с 59 до 62%. Пенсионному фонду на покрытие дефицита добавят 316 млрд руб., ФСС - 21,7 млрд, ФОМС - 17 млрд руб.
Другой вид помощи - дотации на сбалансированность бюджетов регионов возрастут на 148 млрд руб. Субвенции субъектам увеличатся на 32 млрд руб.- в основном за счет софинансирования обеспечения жильем ветеранов ВОВ в исполнение президентского указа. Наконец, один вид трансфертов в рамках общего их увеличения был сокращен. Речь идет о субсидиях на выполнение ФЦП - они будут урезаны на 116 млрд руб. Список сокращаемых субсидируемых федеральных программ насчитывает более 40 позиций. Более всего Минфин сэкономит на трансфертах на программы по модернизации транспортной системы РФ (31 млрд руб.), по строительству дорог (12,6 млрд) и на ФЦП "Жилище" (10 млрд). В целом амбициозная программа строительства дорог в 2009 году немного сокращена.
Для решения части бюджетных проблем Минфину в рамках изменения бюджета пришлось прибегнуть к необычным формам помощи регионам. Так, проект бюджета предусматривает предоставление компаниям, реализующим инвестпроекты в Чечне, госгарантий на 15 млрд руб., для чего потребуется изменить предел государственного внутреннего долга. Гарантии по кредитам компаниям, зарегистрированным непосредственно в Чечне, как агент правительства будет выполнять Внешэкономбанк. Правом регрессного требования по этим кредитам, впрочем, будет обладать не Чечня, а Минфин России.
Что заложено в бюджетный прогноз
|
Старый |
Новый |
Изменение к |
ВВП (трлн руб.) |
51,5 |
40,4 |
-23,3% |
Цена Urals ($/bbl) |
95 |
41 |
-56,8% |
Цена на газ СНГ ($/тыс. куб. м) |
480,8 |
257,9 |
-46,4% |
Цены на газ (страны СНГ) |
144,1 |
129,6 |
-10,1% |
Среднегодовой курс рубля к доллару |
24,7 |
35,1 |
-42,1% |
Доходы федерального бюджета (трлн |
10,9 |
6,7 |
-38,6% |
Нефтегазовые доходы (трлн руб.) |
4,7 |
2,1 |
-56,2% |
Ненефтегазовые доходы (трлн руб.) |
6,2 |
4,7 |
-25,3% |
Нефтегазовый трансферт |
2,5 |
2,5 |
0,0% |
Расходы (трлн руб.) |
9,0 |
9,7 |
7,4% |
Дефицит (трлн руб.) |
1,9 |
-3 |
|
Дефицит ( % к ВВП) |
3,7 |
-7,4 |
|
Экспорт ($ млрд) |
507,5 |
259,7 |
-48,8% |
Импорт ($ млрд) |
333,2 |
203,8 |
-38,8% |
Экспорт нефти (млн тонн) |
255 |
237 |
-7,1% |
Экспорт нефтепродуктов (млн тонн) |
115,4 |
117,3 |
1,6% |
Экспорт газа (млрд куб. м) |
213,5 |
196 |
-8,2% |
Балансовая прибыль юрлиц (трлн |
13,3 |
9,9 |
-25,7% |
Общероссийский фонд заработной |
12,9 |
10,7 |
-17,1% |
Выигравшие и проигравшие в проекте нового бюджета-2009
|
Изменение к |
Расходы нового |
Сокращение |
Рост |
Ключевые сокращенные |
|
|
|
|
Другие |
-224,5 |
173,7 |
-56,4% |
19,1% |
Субсидии бюджетам |
-98,0 |
394,4 |
-19,9% |
-9,5% |
Функционирование |
-77,1 |
885,5 |
-8,0% |
14,8% |
Дорожное хозяйство |
-72,3 |
203,2 |
-26,2% |
12,9% |
Прочие вопросы |
-46,2 |
117,8 |
-28,2% |
6,9% |
Высшее образование |
-21,2 |
310,5 |
-6,4% |
10,9% |
ФНС, ФТС, прочие органы |
-19,9 |
210,1 |
-8,7% |
2,3% |
Закупки в Росрезерв |
-19,2 |
51,8 |
-27,1% |
-22,6% |
Стационарная медицинская |
-15,7 |
178,7 |
-8,1% |
24,8% |
Культура |
-14,8 |
52,5 |
-22,0% |
4,7% |
Исследования в области |
-13,9 |
160,3 |
-8,0% |
23,6% |
Исследования в области |
-13,8 |
111,8 |
-11,0% |
53,7% |
Органы внутренних дел |
-13,7 |
267,0 |
-4,9% |
9,8% |
Органы пограничной |
-12,3 |
80,1 |
-13,3% |
23,4% |
Миграционная политика |
-9,9 |
20,9 |
-32,1% |
19,1% |
Жилищное хозяйство |
-9,3 |
81,0 |
-10,3% |
35,9% |
Фундаментальные |
-8,0 |
76,6 |
-9,4% |
9,8% |
Система исполнения |
-7,5 |
140,5 |
-5,1% |
17,4% |
Органы безопасности |
-6,2 |
178,9 |
-3,4% |
21,1% |
Внутренние войска |
-6,2 |
58,8 |
-9,5% |
7,5% |
Сельское хозяйство |
-5,5 |
30,7 |
-15,3% |
-47,1% |
Пожарная безопасность |
-4,6 |
77,5 |
-5,6% |
303,2% |
Охрана водных ресурсов |
-4,5 |
10,3 |
-30,5% |
-22,5% |
Органы юстиции |
-3,8 |
57,0 |
-6,2% |
12,9% |
Воспроизводство |
-3,7 |
19,9 |
-15,8% |
-12,9% |
Физкультура и спорт |
-3,7 |
21,0 |
-15,1% |
44,4% |
Защита от катастроф |
-2,2 |
54,6 |
-3,9% |
9,3% |
Модернизация внутренних |
-2,1 |
0,1 |
-95,2% |
- |
Среднее профессиональное |
-1,4 |
37,0 |
-3,5% |
8,9% |
Роснаркоконтроль |
-1,2 |
18,9 |
-6,0% |
14,4% |
Межбюджетные трансферты |
388,1 |
2146,4 |
22,1% |
35,9% |
Общеэкономические |
324,0 |
339,2 |
2132,8% |
2177,4% |
Другие вопросы в области |
295,7 |
618,4 |
91,6% |
24,8% |
Дотации бюджетам |
147,9 |
579,8 |
34,2% |
48,5% |
Социальное обеспечение |
126,7 |
212,2 |
148,0% |
189,8% |
Международные отношения |
46,2 |
117,8 |
64,6% |
76,4% |
Транспорт |
32,5 |
202,3 |
19,2% |
73,9% |
Субвенции бюджетам |
32,0 |
259,8 |
14,0% |
69,6% |
Обслуживание |
31,1 |
229,1 |
15,7% |
49,4% |
Телевидение и |
10,3 |
39,7 |
34,9% |
50,1% |
Топливно-энергетический |
9,1 |
31,8 |
40,3% |
223,8% |
Резервные фонды |
5,2 |
10,9 |
91,1% |
- |
Пенсионное обеспечение |
1,6 |
215,1 |
0,8% |
1,4% |
Ключевые перераспределения расходов по предложениям министерств |
||||
|
сумма |
перераспределе |
|
|
|
перераспределе |
нные средства |
|
|
|
ния (млрд руб. |
от общих |
|
|
|
) |
расходов |
|
|
Другие |
-9,4 |
-5,4% |
|
|
Стационарная медицинская |
-2,6 |
-1,4% |
|
|
Дорожное хозяйство |
-1,5 |
-0,7% |
|
|
Другие вопросы |
-1,1 |
-0,2% |
|
|
Высшее образование |
1,1 |
0,3% |
|
|
Транспорт |
1,1 |
0,6% |
|
|
Субсидии бюджетам |
11,7 |
3,0% |
|
|