Однако, все это, по мнению руководителя Российского объединения «Автоюрист» Евгения Шельмина, кардинально проблему не решит. «Мы имеем дело не только с реальными нарушениями, допущенными при медицинском освидетельствовании, и речь идет даже не о явном произволе со стороны сотрудников ГИБДД, а о взаимном бизнесе сотрудников этих структур, построенных на условиях четкой взаимной выгоды»,- пояснил г-н Шельмин. На самом деле, ведь речь идет всего лишь об одном проценте выявленных нарушений, а сколько их в реальности, не знает никто. А подобное влечет за собой лишение водительских прав. Разумеется, гражданин ищет возможность вернуть права, доказать свою правоту, прибегает к услугам защитников, но и в этих случаях, например, компания «Автоюрист» может говорить всего лишь о 80% выигранных дел.
Экспертизу - аннулируем
Что и говорить, предложение прокурорских работников, если оно, конечно, будет иметь последствия, можно только приветствовать. В целом по России медучреждений, имеющих право освидетельствовать водителей на предмет приема алкоголя, катастрофически не хватает, особенно на периферии. Чем это чревато, хорошо знают те, кто «попадал». Одно дело - потратить на экспертизу 20 - 30 минут, другое - несколько часов, как нередко бывает в глубинке, где соответствующее медучреждение может находиться в десятках километров от трассы. Заведомо зная, что человек не станет гробить такую уйму времени, недобросовестные прекрасно этим пользуются, вымогая деньги.
Кстати, именно нехватка мест для проведения освидетельствования часто становится причиной выявленного прокурорами факта - значительного числа случаев обвинения в пьянстве за рулем, успешно оспоренного в судебном порядке. Объясняются эти прецеденты просто. Для проведения освидетельствования водителей могут препроводить в первую попавшуюся амбулаторию или стационар, а далеко не все они имеют лицензию на подобную деятельность. Если отсутствие лицензирования подтверждается в суде, результаты проделанной экспертизы автоматически аннулируются.
В продолжение темы стоит сказать о том, что решения в пользу водителя выносятся и в некоторых других случаях. Например, когда лицензия у медучреждения есть, но срок ее действия истек, либо когда анализатор концентрации паров этанола, в просторечии «трубка» (их используют в передвижных пунктах медосвидетельствования), не сертифицирован, не опломбирован или нет никаких данных о том, что он прошел проверку. Кстати, автомобиль «Газель», нередко оборудуемый под такие пункты, не соответствует требованиям Минздрава.
Водитель может быть оправдан и в ситуации, когда в документах, которые составляются при оформлении правонарушения, опытный буквоед (например, адвокат, сосед-милиционер) найдет ошибки, нестыковки, небрежности, служащие основанием для закрытия дела.
Впрочем, по экспертным оценкам, оспаривают факты вождения в нетрезвом виде, как правило, те, кто действительно не виновен. Правда, по причине тягомотности наших судов обращаются туда далеко не все. Поэтому цифры ложных обвинений, выявленные Генпрокуратурой, в реальности, скорее всего, еще выше. Чтобы ненароком не пополнить эту статистику либо вообще не лишиться прав «на ровном месте», автомобилистам следует вести себя осмотрительно и грамотно.
Фокусы в погонах
Автоинспектор, увы, не несет ответственности за то, что медицинское освидетельствование не подтверждает ваше опьянение. Поэтому сотрудники ГИБДД не боятся прибегать к откровенным «разводам». Это и вата, смоченная в спирте, которую «фокусник» в погонах успевает поднести к трубке, после чего ваш трезвый выдох в нее становится предсказуемо нетрезвым, и алкотестеры из его личных запасов (какой уж тут сертификат). Иногда, хотя и нечасто, возможны встречи с гаишниками - беспредельщиками, которые могут, например, сказать: «Не пьян? Ну, так сейчас будешь пьяным! У меня свидетели есть!».
Но последние, между прочим, могут быть и у вас. При этом все ссылки на то, что они, мол, ваши знакомые, заинтересованные лица и потому их показания не имеют силы, заведомый блеф. С точки зрения закона эти показания ничем не хуже показаний посторонних людей, даже если свидетелями выступают ваши ближайшие родственниками (жена, муж, совершеннолетние дети и т.п.).
Впрочем, до таких крайностей обычно все же не доходит: когда водитель ведет себя спокойно, уверенно, знает свои права, инспектор - вымогатель, как правило, теряет к нему интерес, желая счастливого пути. Иногда хитрый гаишник предлагает подписать отказ якобы от предварительного теста («трубка»), который не является освидетельствованием, и от которого вы действительно можете отказаться.
На самом деле вы подписываете отказ от медицинского освидетельствования со всеми вытекающими.
Пожалуй, самые тяжелые для водителей те, к счастью, немассовые случаи, когда автоинспекторы вступают в сговор с медработниками, фальсифицирующими результаты освидетельствования. Доказать ложность такого обвинения (если только не всплывут спасительные ошибки в документальном оформлении экспертизы) может только опытный автоюрист и только путем тщательного анализа и дальнейшего соблюдения целого ряда процедур. Дополнительный шанс - срочно пройти независимое освидетельствование и затем с автоюристом подать заявление в региональную комиссию, а также представить суду свои доказательства.
Кроме того, к серьезным «залетам» относятся ситуации, когда человек, выпив рюмку, заводит движок (или даже просто возвращается в машину за забытыми вещами) и гаишники подлавливают его в этот злосчастный момент. Оправдаться тут тоже практически нереально. Виной тому дырка в законе, который не дает определение термину «управление транспортным средством». Поэтому про любого поддатого гражданина, оказавшегося за рулем даже стоящей машины, можно сказать, что он этой машиной «управляет». Чем и пользуется некоторые недобросовестные сотрудники ГИБДД.
Если вас остановили:
- ведите себя спокойно, если уверены в собственной непогрешимости.
- ни при каких обстоятельствах не отказывайтесь от медицинского освидетельствования - это автоматическая потеря прав на 1,5 - 2 года!
- вы имеете право отказаться от теста - «трубки», но ни в коем случае не подписывайте документ об отказе (это наверняка будет отказ от освидетельствования).
Тестовая проверка при помощи «трубки» контроля трезвости не запрещена, но юридической силы для признания водителя находящимся в состоянии опьянения не имеет - это проверка, помогающая сотруднику ГИБДД принять решение о том, направлять ли водителя на медицинское освидетельствование.
- если у сотрудника ГИБДД имеется достаточно оснований полагать, что вы находитесь в состоянии опьянения, то он должен (ст.27.12. КоАП) отстранить вас от управления. ТС и направить на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
- об отстранении от управления, а также о направлении на медицинское освидетельствование составляется отдельный протокол, копия которого в обязательном порядке вручается водителю. В протоколе указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или отстранения на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о водителе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и водителем.
- в случае отказа от подписания протокола делается соответствующая запись. После проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения акт проведения прилагается к протоколу.
По материалам газеты «За рулем» и сайта «Автоюрист»
Наверняка, вы знаете о том, что в отработанном виде аккумуляторы опасны и токсичны. К вашим услугам прием аккумуляторов б/у в Москве. Пункт приема находится в Москве но если клиентам неудобно привозить лом, мы отправим вам команду грузчиков.