Водитель, как только почувствовал запах дыма, сразу остановил транспортное средство, выпустил всех пассажиров и воспользовался огнетушителем - огонь был потушен до прибытия пожарных и не успел причинить большой ущерб. В результате пожара поврежден моторный отсек автобуса. Причины возгорания устанавливаются. По данным пресс-центра ГУ МЧС по Архангельской области, никто из шести пассажиров автобуса не пострадал.
Как уже ранее отмечали специалисты МЧС, Архангельск, похоже, имеет все шансы снискать славу города «горящих ПАЗиков». И это не злая шутка - все подкрепляется статистикой. Слишком много автобусов этой марки горит в нашем городе последнее время.
Статистика автобусных пожаров выглядит так (по данным зам.начальника пресс-центра ГУ МЧС по Архангельской области Дмитрия Чистякова):
- 8 декабря 2009 года утром на территории Архангельского пассажирского автотранспортного предприятия сгорел рейсовый «ПАЗ». Около 10 вечера автобус, «отбегавший» рейс по городу, был оставлен на стоянке водителем. Через несколько минут очевидцы увидели, что автобус задымился. Самостоятельные попытки водителей соседних автобусов справиться с огнем результата не дали: автобус сгорел. Причиной возгорания стали электротехнические неполадки в моторном отсеке сгоревшего автобуса. Владелец: ООО «АТП-3».
- 22 декабря 2009 года в 8 часов 55 минут на съезде с железнодорожного моста в сторону пр. Обводный загорелся автобус «ПАЗ» 31-го маршрута. В это время в «ПАЗике» находились пассажиры. Как только из-под капота автобуса пошел дым, водитель прижал машину к обочине, и выпустил пассажиров. А потом раздался мощный хлопок... Люди уже успели отойти на безопасное расстояние, поэтому обошлось без пострадавших. От автобуса остался лишь металлический остов. Прибывшим пожарным оставалось лишь пролить догорающий автобус пеной. Владелец - ООО «Автоколонна №1».
- 28 декабря 2009 года в 18:23 во время движения в моторном отсеке «ПАЗика» 76 маршрута произошло возгорание. Водитель припарковал горящий автобус на перекрестке пр. Троицкий - ул. Логинова и выпустил всех пассажиров, после чего позвонил в пожарную охрану. Огонь стремительно перекинулся из моторного отсека в салон. Через считанные минуты на месте работал пожарный расчет ПЧ-1, областные спасатели и служба горгаза. Тем не менее, автобус выгорел до остова. Причина - воспламенение газо-паровоздушной смеси, образовавшейся в результате разгерметизации топливной системы и утечки газа в моторном отсеке. Владелец: АТП-3.
- 18 января 2010 года в 7:06 на ул.Гагарина, 4 в областном центре сгорел рейсовый автобус 67-го маршрута. Совершив первый рейс, водитель ждал своего времени выезда. Пассажиров в салоне не было. Неожиданно из моторного отсека вырвалось пламя. При помощи огнетушителя водитель попытался остановить возгорание. На помощь пришли и коллеги «по цеху» - но даже совместными усилиями им не удалось справиться с огнем, который устремился в салон. Пожарные прибыли буквально через три минуты после вызова - но к этому времени новый автобус, не отъездивший и двух лет, уже практически сгорел. Причина - воспламенение газо-паровоздушной смеси, образовавшейся в результате разгерметизации топливной системы и утечки газа в моторном отсеке. Владелец: ЧП Боровиков.
- 21 января 2010 года в 19:18 на ходу произошел пожар в рейсовом автобусе 67-го маршрута ПАЗ-32054 2007г.выпуска,на ул.Урицкого,9. В результате пожара повреждена электропроводка панели приборов. Причиной возгорания стал недостаток конструкции изготовления электрооборудования. При помощи 4-литрового порошкового огнетушителя водителю удалось справиться с пламенем самостоятельно. Владелец: ИП Рогатых.
- 25 января 2010 года возгорание в автобусе 67 маршрута произошло в 19:05, когда тот проезжал по пр. Ленинградский, 10. Заметив дым из моторного отсека, водитель сразу остановил транспортное средство. 12 пассажиров вовремя вышли из автобуса, никто из людей не пострадал. Пожарным 17 части потребовалось чуть больше минуты, чтобы прибыть на место. Автобус, оборудованный газовой установкой, в любой момент мог взорваться - требовалось отключить газовый баллон. Спасатели отключили топливные баллоны, огнеборцы ликвидировали пожар. Огнем поврежден моторный отсек и кабина водителя. Причина - неисправность узлов и механизмов транспортного средства (замыкание элекрооборудования). Владелец: ИП Боровиков.
- 28 февраля 2010 г. около полуночи в Архангельске на ул. Дачной загорелся рейсовый автобус «ПАЗ» 64-го маршрута, который водитель собирался поставить в гараж. По словам шофера, в моторном отсеке раздался хлопок, затем - резкая вспышка пламени (автобус работал на газу). Мужчина не растерялся - схватил огнетушитель и через пару минут сбил огонь. В результате возгорания повреждена электропроводка, но автобус спасен. Водитель не пострадал. Владелец: ИП Абдулаев.
А вот случай из Котласского района. 26 сентября на 25 километре автодороги Котлас - Ильинско-Подомское прямо на ходу загорелся рейсовый «ПАЗ», перевозивший 25 пассажиров из Котласа в Ильинск. Водитель высадил людей из автобуса и вызвал пожарных. С огнем боролись боевые расчеты трех пожарных частей. В результате пожара автобус сильно обгорел. Причиной возгорания стало короткое замыкание в моторном отсеке «ПАЗика».
Внимание: в пяти из восьми случаев пожаров автобус сгорел до остова!
Почему горят автобусы
Обратим внимание на некоторые общие закономерности. Все указанные нами автобусы работали на газе, хотя это не принципиально: любой автобус горит одинаково быстро... Во всех случаях возгорание начиналось в моторном отсеке. Если огонь не был потушен водителем в первые две минуты - от автобуса оставался горелый остов. В среднем автобус выгорает в течение 5 минут после возникновения пламени.
Павловский автозавод не выпускает модификаций автобусов с газобаллонным оборудованием. Чтобы убедиться, можно выйти на сайт Павловского автозавода: autobus.ru. Таким образом, все возгорания происходят в «ПАЗиках», переоборудованных в местных мастерских. Опять же заметим: частные автомобили, переоборудованные на систему «газ-бензин», нечасто становятся «героями» пожарных сводок, и по свидетельству автовладельцев, работают идеально, экономя на топливе почти в два раза.
Как считают пожарные дознаватели и эксперты, «слабое звено» в моторном отсеке - резиновый шланг системы подачи «голубого топлива». Газ довольно быстро иссушает резину. Но это не все. Летом в моторном отсеке автобуса температура очень высокая. В морозы автобус, «ночующий» на открытом воздухе, замерзает. Все эти процессы разрушают резину, она трескается. Происходит утечка газа, а образовавшейся газовоздушной смеси достаточно искры...
Нами не исключается невнимательность механиков, выпускающих на линию автобусы. У частных перевозчиков практика ежедневного техосмотра и вовсе может отсутствовать, хотя по документам, конечно, все в порядке.
Пик пожаров в автобусах пришелся на морозные дни: осенью пожары в автобусах были единичны, в январе же сыпались, как из рога изобилия.
Как горят автобусы
А теперь представим типичную картину. Час пик. В ПАЗике люди едут в давке. А это - порядка 50 пассажиров. Кто-то спит. Кто-то «висит» на поручнях. Тесно. И тут - внимание: происходит возгорание в моторном отсеке! Моторный отсек типичного ПАЗика практически находится в салоне. Менее чем через минуту в автобусе станет нечем дышать: все будет в дыму. Смогут ли за это время эвакуироваться все пассажиры? Не возникнет ли давки в дверях? - Все это не праздные вопросы. Введя в поисковике вопрос «пожар в автобусе» мы получаем многочисленные ссылки на случаи и российской и зарубежной пожарной практики. В том числе с жертвами. Яндекс на запрос «пожары в автобусах» выдает...10 миллионов(!) страниц информационного контента. Мы сделали выборку наиболее резонансных пожаров, участниками которых стали именно пассажирские автобусы.
14 октября 2005 года в Донецкой области (Украина) в результате пожара в автобусе фирмы «Carosa» погибли пять человек, а один был госпитализирован в тяжелом состоянии (всего в автобусе на момент пожара находились 42 пассажира). По факту пожара Минтранс Украины в 10-дневный срок организовал проверку техсостояния автобусов данной фирмы и поставил вопрос о целесообразности их дальнейшей эксплуатации.
12 февраля 2009 года. Пожар в рейсовом автобусе, работавшем на газе. Снова Украина, Донецкая область. Скончались семь человек, 21 пассажир получил травмы. Согласно данным следственной комиссии, причиной пожара стал взрыв газовых баллонов.
По сообщению китайского информагентства «Синьхуа» в результате пожара, вспыхнувшего в пассажирском автобусе 13 октября 2007 года, погибло не менее 27 человек. В юго-западной провинции Чунцин произошло возгорание пассажирского автобуса, в результате которого спаслись только одиннадцать человек. Всего в автобусе находилось 38 пассажиров, одиннадцать из них смогли разбить окна и на ходу выпрыгнуть из горящей машины, 27 человек сгорели заживо, остальные получили ожоги различной степени тяжести.
Даже в такой технологически развитой стране, как Германия, пассажиры не защищены полностью от пожаров в общественном транспорте. Страшная трагедия 5 ноября 2008 года разыгралась прямо по ходу движения туристического автобуса на трассе Ганновер-Берлин. Среди путешествующих были в основном люди преклонного возраста. Пожар развился настолько стремительно, что 20 человек сгорели в автобусе заживо, не сумев выбраться из огненного пекла, 12 человек получили травмы и ожоги.
Как исправить ситуацию?
Думаем, достаточно. Для того чтобы сделать определенные выводы по автобусам Архангельска, не нужно «рыть» все 10 миллионов страниц на Яндексе. Не нужно ждать «Хромой Лошади» на колесах. В наших ПАЗиках разит газом из-за того, что внесены изменения в конструкцию автобуса. Из-за того, что в водители на среднюю зарплату в 12-15 тысяч частные предприниматели набирают молодежь без опыта и ответственности за порученное дело. Из-за сидящего в водителе, работающем вопреки всем правилам охраны труда по 12-15 часов в сутки, упрека: как вы ко мне - так и я к вам. Из-за того, что многочисленные ООО, ИП, ЧП, ПБОЮЛ и нелегальные перевозчики не заботятся о техническом состоянии своих автобусов. Из-за того, что в наших традициях заниматься «компанейщиной» по факту трагедии, но отсутствует желание учиться на чужих ошибках и предвидеть ситуацию.
Наш долг - предотвратить смерти и увечья, которые неминуемы при настоящем положении дел в сфере общественного транспорта.
Наши автобусы горят. И только по чистой случайности в нашей области мы не имеем жертв среди пассажиров «наших автобусов для наших дорог», как позиционирует свою продукцию Павловский автозавод.
«Объекты транспорта не являются поднадзорными системе МЧС. Просим считать этот релиз официальным обращением к заинтересованным органам для дальнейшей плановой работы по исключению факторов для пожаров в общественном транспорте нашей области.
P.S. Напоминаем, что мы не считаем Павловский автозавод причастным к пожарам в автобусах ПАЗ. По крайней мере, такие выводы МЧС делать не уполномочено. По установленным нашими специалистами причинам пожары в общественном транспорте в большинстве случаев происходят из-за нарушений правил его эксплуатации».
Фото ГУ МЧС по Архангельской области