За эти годы служба ГИБДД прошла несколько этапов своего развития и становления. Совершенствование ее работы было результатом различных социальных процессов и изменений в нашем обществе: рост городов, развитие промышленности, резкое увеличение количества транспортных средств.
История ГАИ самым тесным образом переплетена с историей других подразделений милиции, ибо невозможно говорить о ГИБДД, не упоминая о той деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, которую органы внутренних дел осуществляли до образования Госавтоинспекции.
Официально служба создана в 1936 году. 3 июля Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого дня ГАИ России ведет свое летоисчисление, хотя первые указы в области дорожного движения уходят корнями в эпоху правления Ивана III (15 век), когда на первых дорогах появились первые транспортные средства.
В Архангельске Госавтоинспекция была создана при отделении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта еще в августе 1935 года, а в 1936 году передана управлению Рабоче-крестьянской милиции УНКВД Северного Края.
Начальником отдела ГАИ назначили Власова Георгия Кузьмича. Согласно положения, в обязанности ГАИ входило ведение учета автотранспорта и ДТП, привлечение к ответственности водителей машин и других виновных в авариях лиц, учет и подготовка водительских кадров, ведение учета автомобилей и мотоциклов по маркам, владельцам и категориям, проведение технического осмотра машин и многие другие вопросы. В октябре 1938 года в Архангельске введено систематическое регулирование уличного движения силами специально созданного взвода регулировщиков уличного движения (РУД).
В 1939 году в стране были введены типовые Общесоюзные правила уличного движения. Для многих регионов они не совсем подходили, поэтому на их основании приходилось составлять свои местные (областные), более конкретные Правила дорожного движения, которые регламентировали скоростной режим, правила проезда перекрестков и так далее. Так, с 1946 года разработкой Правил дорожного движения в Архангельской области занимался Александр Васильевич Филимонов - подполковник милиции в отставке, начальник отделения ГАИ. Через каждые 2 года Правила дорожного движения пересматривались и обновлялись. Сначала их обсуждали коллективом ГАИ, затем утверждали в облисполкоме, и только после этого Правила дорожного движения вступали в силу.
В то время ГАИ не имела ни автомобилей, ни мотоциклов. Даже на места ДТП приходилось добираться попутным транспортом, либо просто пешком. Автохозяйством УВД два раза в неделю выдавалась а/м Газ-2А для проведения экзаменов. Дежурной части, как таковой, при ГАИ не было. Для выезда на дорожные происшествия несли дежурство поочередно все сотрудники аппарата. Большое внимание уделялось профилактике безопасности дорожного движения. Поощрялись автохозяйства, работающие безаварийно.
Одним из приоритетных направлений службы является пропаганда безопасности дорожного движения. Ее задачи заключаются в пропаганде целей и задач ГИБДД, формировании у всех участников дорожного движения сознательного отношения к дорожным законам, своевременном информировании граждан о проблемах безопасности дорожного движения, установлении взаимопонимания и уважения между ними и сотрудниками ГИБДД. Особое внимание при проведении профилактических и воспитательных мероприятий уделяется детскому дорожно-транспортному травматизму. Практически во всех детских дошкольных и образовательных учреждениях области дети изучают дорожную азбуку.
Одним из ведущих строевых подразделений Госавтоинспекции является отдельный батальон дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по Архангельской области. Основные направления деятельности подразделения - это обеспечение безопасного и бесперебойного движения на улицах города, профилактика и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере дорожного движения, а также охрана общественного порядка, розыск похищенного и угнанного автомототранспорта, профилактические мероприятия, рейды, сопровождение опасных, негабаритных грузов, организованных колонн с детьми, делегаций высокопоставленных лиц и иностранных гостей.
Огромная ответственность лежит на плечах сотрудников отдельного батальона ДПС, ведь именно от их опыта и профессионализма зависят жизнь и здоровье десятков тысяч участников дорожного движения на улицах города Архангельска.
У человека в милицейской форме - множество профессий. Но сегодня для подавляющего большинства населения он, пожалуй, ассоциируется, прежде всего, с работником ГАИ.
Это его мы видим на перекрестке с жезлом в руке, встречаем на дорогах - у поста ДПС либо в патрульной машине. Это он принимает экзамены, выдает водительские удостоверения и номерные знаки, проводит технический осмотр автотранспорта, пропагандирует правила дорожного движения, следит за их соблюдением водителями и пешеходами, принимает меры к нарушителям, занимается розыском угнанного и похищенного автотранспорта. Сотрудник Госавтоинспекции участвует в планировании новых дорог и искусственных сооружений. С ним согласовывают архитекторы и строители места развязок на перекрестках. Он же первым оказывается на месте дорожного происшествия: обеспечивает помощь пострадавшим, разыскивает и задерживает виновных.
Успех в решении этих задач во многом зависит от четкого и грамотного взаимодействия Госавтоинспекции с другими подразделениями милиции и государственными органами. Сегодня трудно недооценить ту помощь, которую оказывают нам подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
Подавляющее большинство сотрудников ГАИ - это добросовестные и преданные делу службы люди. Многие с честью выполняли свой интернациональный долг в различных «горячих» точках и сложных конфликтах за рубежом и внутри страны. Многие из сотрудников нашего подразделения награждены правительственными наградами.
Несмотря на значительное расширение сферы деятельности ГИБДД, проблема «человек - дорога - автомобиль» сегодня встает еще более остро. С каждым годом увеличивается автомобильный парк, в связи с чем, усложняется и работа по обеспечению безопасности движения.
Семьдесят четыре года в жизни любого коллектива - срок немалый, от первых «орудовцев» до сегодняшней службы ГИБДД - огромная дистанция. За эти годы Государственная инспекция безопасности дорожного движения возмужала и окрепла, технически оснастилась, превратилась в мощное, высокопрофессиональное звено в системе органов внутренних дел.
материал подготовлен пресс-службой ГИБДД по Архангельской области.