Взамен существующей четкой и понятной схемы, в 2009 году была принята «иезуитская» поправка в закон о межбюджетных отношениях. Теперь вместо цифр и формул расходов появилась расплывчатая формулировка - «за счет имеющихся возможностей областного бюджета». Не удивительно, что сразу после принятия такой поправки эти «возможности» резко сократились. И, по утверждениям областных чиновников, продолжают сокращаться, несмотря на 1,5 млрд. дополнительных доходов, полученных областью за первое полугодие 2010 года. К слову, «якутская» команда в правительстве области распределила эти допдоходы «втихую», наплевав на законные просьбы муниципалов.
Дальше - больше. По инициативе губернатора, средства фонда поддержки муниципальных районов стали распределяться не пропорционально численности населения, а пропорционально бюджетной обеспеченности муниципалитетов. В результате в проигрыше оказались те, муниципалитеты, где реально работали над увеличением собственных доходов. Получился парадокс - чем больше муниципалитет собирает налогов, тем меньше он получает помощи из областного бюджета.
Еще одна мелкая «якутская» хитрость - это сокращение фонда поддержки поселений, который пока еще распределяется пропорционально численности жителей. В итоге в чистом проигрыше все наиболее крупные муниципалитеты.
Взамен фонда поселений был создан фонд выравнивания бюджетов муниципальных образований. Однако, наполняется он опять же «за счет имеющихся возможностей», и распределяется пропорционально бюджетной обеспеченности (чем меньше собрал - тем больше получил).
Итог этой арифметики в том, что все городские округа и муниципальные районы лишились гарантированных перечислений из областного бюджета, а их главы превратились в просителей у парадного подъезда областной администрации, в которой непонятно по каким основаниям решают - кому дать деньги, а кому нет.
Понятно, что все успешные северные муниципалитеты такая «якутская» система не устроила. Поэтому и возник проект изменений в закон о межбюджетных отношениях, предусматривающий новый порядок распределения средств. Согласно этим поправкам, для всех муниципалитетов устанавливаются равные условия. И городские округа и муниципальные районы получают дополнительные 5% к общему нормативу отчислений по налогу на доходы физических лиц.
Этот законопроект, вынесенный на обсуждение областного Собрания мэриями Архангельска и Северодвинска, был поддержан 23 сентября в 1-м чтении 36 депутатами. На удивление, председатель профильного комитета по финансам в областном Собрании Андрей Бральнин выступил против законопроекта, то есть фактически против своих избирателей - жителей Котласа, бюджет которого тоже получает соответствующую прибавку. Очевидно, что депутату Бральнину, недавно переехавшему в Архангельск, проблемы малой родины уже не интересны. Гораздо важнее для него «особые» отношения с Правительством области.
Такой шлепок по рукам, уже прикидывающим по каким карманам распихать выигрыш от сокращения межбюджетки, взбесил всю якутскую когорту в «Доме за оленем» (так в простонародье называется здание областной администрации). В ответ решению сессии архангельские «якуты» не придумали ничего лучшего, чем ввести в заблуждение глав поморских муниципальных образований. Так, за подписью и.о. губернатора Архангельской области Алексея Верещагина им было разослано письмо, в котором утверждается, что: «отчисления налога на доходы физических лиц увеличиваются на 5% за счет уменьшения средств в фонде выравнивания, что затронет бюджеты муниципальных образований сельских поселений». А это уже «обман и надувательство». Подобная формулировка не имеет никаких законных оснований и является, по меньшей мере, ошибочной. Объем фонда выравнивания никак не связан с отчислениями от НДФЛ, его наполнение - задача Правительства области, равно как и изыскание средств на увеличение норматива отчислений для муниципалитетов. Из каких источников будут взяты деньги - решает опять же Правительство. Поэтому Алексей Верещагин своим письмом просто напросто обманывает глав муниципальных образований, пытаясь столкнуть между собой города и сельские районы. Ничего нового в этом нет - политика «разделяй и властвуй», когда селян натравливают на горожан, заставляя и тех и других выступать в роли просителей, причем собственных денег.
В заключение. Чиновники областного правительства уже говорят что принятие «Закона о 5%» приведет к разбалансировке бюджета региона. Но цена вопроса - 800 миллионов рублей и для 40 миллиардного областного бюджета это не критичная сумма. Причем, деньги не просто вынимаются на сторону, они идут в муниципальные образования на выполнение их функций. Смысл закона о межбюджетных отношениях как раз в том, чтобы установить новую систему распределения средств. Не должно быть так: кто не работает - все равно получает средства из фондов, а кто работает - у того отбирают. Сегодня нужно не меньше тратить, а больше зарабатывать, это главный принцип. Искать новые источники финансирования, а не просто отнять и поделить. К сожалению, эта мысль пока не укладывается в «якутском» мировоззрении правительства Архангельской области.
СПРАВОЧНО.
Основой муниципальных бюджетов является налог на доходы физических лиц. И это логично. Проводя грамотную экономическую политику, стимулируя предпринимательство, создавая новые рабочие места, муниципалитеты увеличивают налогооблагаемую базу и, как следствие, собственные доходы, за счет которых строится жилье, ремонтируются дороги, открываются новые детсады, повышается зарплата бюджетникам. Таким образом, муниципалы кровно заинтересованы в том, чтобы как можно больший процент от собираемого на их территории НДФЛ оставался в их распоряжении, для решения насущных проблем жителей.
А как по закону? В соответствии с Бюджетным Кодексом за муниципалитетами закреплены 40% налога на доходы физических лиц. Все остальное идет в бюджет субъекта федерации. Однако, опять же по Бюджетному кодексу субъект РФ - в нашем случае Архангельская область - должен создать два фонда поддержки: поселений и муниципальных районов (городских округов). Эти фонды наполняются за счет доходной части регионального бюджета, без привязки к НДФЛ. И задача Правительства области - изыскать источники наполнения этих фондов, определить их объем и механизм распределения средств, которые должны пойти на поддержку муниципалитетов. Здесь начинается самое интересное.
В свое время (в 2006 году) благодаря инициативе мэрии Архангельска был принят порядок формирования этих фондов. Объем фонда поддержки поселений составлял 15% от совокупного налога на прибыль, а фонд поддержки муниципальных районов формировался из трех частей, в том числе одна из них в объеме 10% от НДФЛ. Причем это не означало, что в фонды поступают именно сборы от данных налогов. Закон просто фиксировал объем средств, которые должны в эти фонды поступать, а из каких источников - это решала администрация области. Средства фондов распределялись пропорционально численности населения, при этом муниципалитеты могли получать свою долю либо деньгами, либо в процентах от НДФЛ. Последние, было выгодно тем муниципальным образованиям, где проводилась большая работа по повышению собираемости налогов и последовательно проводилась политика по стимулированию занятости и созданию новых рабочих мест. Поэтому Архангельск предпочитал получать дополнительно 11,5% отчислений от налога на доходы физических лиц, увеличивая в городе налогооблагаемую базу и собственные доходы муниципального бюджета. Это позволило заложить серьезные средства на реализацию целевых программ и, в конечном счете, на улучшение условий жизни жителей столицы Поморья.