В итоге в местном самоуправлении складывается просто абсурдная ситуация - с одной стороны Конституция Российской Федерации декларирует большую автономию местной власти, но в тоже время бюджетно-налоговое регулирование выстроенное исходя из интересов Правительства области жесткую зависимость местных бюджетов от властей вышестоящего уровня.
И с каждым годом ситуация только усугубляется - муниципалитеты планомерно отлучают от налоговой политики, заменяя реальные доходные источники избирательной финансовой поддержкой. К чему приводит «уравниловка» мы все помним еще по советским временам, да и цена областным целевым программам тоже известна - их в любой момент могут отменить, ссылаясь как всегда на «необходимость».
Так при отмене в 2006 году по инициативе Правительства региона закона о статусе Архангельска как областного центра столице Поморья уже были обещаны 2 млрд. рублей в рамках соответствующей целевой программы. В итоге она просуществовала 2 года из 4-х предусмотренных, была благополучно отменена, а городской бюджет недополучил около 1 млрд. рублей.
Так же было и в кризисном 2009 году, когда забирая часть налогов у местных бюджетов без пересмотра каких-либо расходных полномочий, областные власти обещали вернуть их после восстановления экономической ситуации. В результате потери только бюджета Архангельска в 2010 году составили 261 млн. рублей.
Тоже самое происходит и в этом году - у местных бюджетов забирают налоговые отчисления, направляемые на решение текущих задач муниципальных образований, а взамен предлагают лишь софинансирование крупных инвестиционных проектов. Тем самым порождая новые капитальные расходы у муниципалитетов, а не компенсируя выпадающие текущие расходы.
Как итог - все муниципальные образования Архангельской области за эти годы оказались в «минусе» - оставшись с широким кругом вопросов местного значения и отсутствием надежных доходных источников для их реализации.
В этих условиях, о каком долгосрочном планировании может идти речь, если ежегодно муниципальные образования ставят перед новым «фактом» сокращения их доходов.
Только городской бюджет Архангельска от пересмотра межбюджетных отношений в 2009 году и 2011 году с учетом передачи отдельных полномочий на федеральный и областной уровень - теряет более 500 млн. рублей. А если еще учесть и особенности столицы Поморья, связанные со статусом административного центра нашей области, - то и все 1,5 млрд. рублей.
Такая ситуация приводит к тому, что собственные бюджетные средства муниципальных образований позволяют им только элементарно выживать.
Вместе с тем, местное самоуправление - это колоссальный ресурс социального и хозяйственно-экономического развития региона. Который, к сожалению, не востребован Правительством области. На практике муниципалитеты лишены возможности хозяйствовать на своей территории, нести полноту ответственности за ее развитие, за градорегулирование в широком смысле слова. Например, Архангельск, являясь крупным городом, не может позволить себе самостоятельно строить новых дорог, открывать новые детские сады и школы, своевременно обновлять жилищный фонд.
Если у местных бюджетов будут дополнительные налоговые источники, то сама жизнь расставит все на свои места: кто хочет сделать свое муниципальное образование комфортным для жизни - те будут работать и пополнять муниципальную казну. Необходимо только дать муниципальным образованиям возможность развиваться и население само проявит социальный энтузиазм, а не будет устраивать «революции»!
Именно поэтому сложившаяся ситуация в бюджетно-налоговой системе Архангельской области не устаивает муниципальные образования, подталкивая их глав к решительным действиям.
Мэры наиболее крупных городов Архангельской области (Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и Котласа) объединившись, решили отстаивать интересы всех муниципалитетов нашей области по увеличению доходной базы местных бюджетов. При этом никто не хочет привести областной бюджет к дефолту или отобрать чужие деньги, просьба - вернуть обещанное и дать свободу выбора!
Совместно внесенный в Архангельское областное Собрание депутатов проект закона предусматривает увеличение норматива отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц с 10 до 14 процентов; а также установление норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 50 процентов.
Да, областной бюджет при этом не дополучит в 2012 году около 1,2 млрд. рублей, но ведь это сопоставимо с потерями только одного Архангельска за последние 3 года.
Принятие данных предложений не только обеспечит платежеспособность местных бюджетов, но и позволит защитить конституционное право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения на своей территории.
Надеемся, что депутаты Архангельского областного Собрания при рассмотрении данного вопроса учтут мнение муниципальных образований, а главное - их жителей. Ведь все-таки местное самоуправление - это когда население каждого города и района на публичных слушаниях самостоятельно формирует свой «народный» бюджет, а не ждет отмашки от вышестоящих властей.