«В городе Нарьян-Мар проводятся презентации окружных СПК. О времени и очерёдности проведения таких мероприятий знают только посвящённые. Как отчитываются председатели, о чём говорят, - знают только немногочисленные присутствующие из начальства. Что-то показывает местное телевидение и печатают газеты. Именно этой информацией и довольствуются жители села, кого, по идее, эти презентации касаются в первую очередь. Для обыкновенных жителей города время проведения тоже неудобно - разгар рабочего дня. Они не начальство, чтобы в рабочее время присутствовать на презентациях. Возникает вопрос, а для кого, и, главное, для чего и с какой целью проводятся презентации вдали от доярок, механизаторов, оленеводов? Правильно было бы, как говорят люди, презентации проводить там, где живут и работают колхозники. Причем со всем высоким начальством. Это необходимо для того, чтобы, наконец, люди, не боясь окриков, могли задать и окружному и собственному колхозному руководству наболевшие вопросы и высказаться.
Презентация СПК РК имени Ленина, как нарочно, проведена в самое неудачное время - в распутицу. В это время из деревень никто не сможет выехать в город, даже если сильно захочет. Чтобы как-то быть в курсе событий, ассоциированные члены этого хозяйства попросили меня послушать отчет председателя А.В.Дитятева, а также задать ему несколько вопросов, полученных загодя по телефону.
Из монолога Дитятева понять что-то конкретное было невозможно. Предполагается, что и сам докладчик слабо понимал, о чём говорил. Противоречия в высказываниях и в даваемых цифрах. По словам пенсионеров, по отчёту А.В. Дитятева на колхозном собрании в марте 2010 года называлось 37 работающих колхозников, и это люди предпенсионного возраста и пенсионеры. В настоящее время в связи с выходом на пенсию количество работающих сократилось до 32 человек, хотя на презентации была озвучена цифра 48. Сообщение о якобы оказываемых услугах и помощи колхозникам оскорбило заслуженных тружеников. На самом деле люди лишены какой-либо поддержки, как в случаях с семьёй Каневых и другими. Лишены права ловить рыбу на пропитание на колхозном же участке, где всегда рыбачили старики - колхозники, все нуждающиеся. Из того, что доложил Дитятев на презентации в городе Нарьян - Мар, на собрании в селе Великовисочное, пройди презентация там, большая часть озвучена бы не была.
После отчёта ведущая предложила присутствующим в зале задать оратору интересующие их вопросы. Желающих выступить не оказалось, и я решил выполнить просьбу колхозников и задать некоторые вопросы, на которые они не могут получить ответы. Например:
- Какова заработная плата председателя СПК?
- Почему такая разница в выплатах дивидендов по паям по сравнению с другими СПК РК, входящими в Договор о совместной деятельности (ДСД)?
- Есть ли заключение ревизионного союза о выгодности участия колхоза имени Ленина в этом ДСД?
- Что говорит ревизионный союз по поводу невыгодности содержания фермы с анализом того, почему такая высокая себестоимость и низкая рентабельность?
- Почему руководство колхоза отказалось от вылова и приёма серой рыбы от населения? Ведь это средство выживания людей. Этим выгодным бизнесом долгие годы занимался, возможно, занимается и по сей день один из руководителей колхоза, член правления, заведующий гаражами и мехмастерскими Г.И. Торопов. Используя своё положение, коллективную технику и непонятно как оказавшейся в его собственности 20-ти тонную морозильную камеру, которая ранее принадлежала разорённому Печорскому рыбокомбинату, он практически за бесценок скупал у населения рыбу и на колхозных судах отправлял в окружной центр.
- Почему, не советуясь с людьми, руководство намерено принять решение о ликвидации животноводства?
- Много говорят о Концепции развития АПК, но население ничего не знает о ней, где она опубликована, кто и как советовался с населением при ее подготовке?
Конкретного и внятного ответа на заданные вопросы А.В.Дитятев не дал, уходил в сторону, втягивал в полемику по каким-то второстепенным моментам. Ведущая этого мероприятия, видя его беспомощное состояние, прерывала меня и требовала задавать вопросы по существу под тем предлогом, что эти вопросы относятся к компетенции колхозного собрания. Почему-то на прежних презентациях людей, задававших аналогичные вопросы, никто не останавливал. Следуя той же логике нужно было и предложения о будущем развитии колхоза, о котором говорил председатель, сначала обсудить на общем собрании.
Затем на помощь Александру Владимировичу Дитятеву пришёл, как обычно, Алексей Алексеевич Дитятев - руководитель СПК РК «Андег», главный авторитет округа по рыбодобыче и сельскому хозяйству. Правда, все свое выступление он ограничил клеветническими утверждениями в мой личный адрес.
Подобные шоу, только еще более изощрённые, Дитятевы ежегодно устраивают на общих колхозных собраниях. Вопросы, заданные мной по поручению колхозных пенсионеров, редко кто осмелится задать на этих собраниях. Тех, кто все же осмеливается это сделать, дружно захлопывают и закрикивают специально привозимые на собрания из Нарьян-Мара люди с доверенностями. Задавая подобные вопросы, люди реально рискуют в последствии подвергнуться давлению и наказанию. Вызовы «на ковер», телефонные звонки, «душевные» разговоры доброхотов из ближнего окружения руководства с предложениями «подумать о жизни и о будущем», о всевластии руководителей. Из-за этого в селе ненормальная обстановка, люди зашуганы настолько, что боятся даже говорить на эти темы.
А вопросы-то остаются:
Почему удачный промысловый рыбоучасток Няттер вдруг стал принадлежать Андегскому колхозу? Испокон здесь рыбачили рыбаки колхоза им. Ленина, кормились жители села Великовисочное. А теперь новые хозяева, чтобы отвадить «чужих», то есть височных и щелинских мужиков, просто их избивают и калечат. Как это случилось в конце августа 2010 года.
Почему, несколько лет назад, без проведения конкурса, рыбоучасток Мархида стал опять же Андегским? Хотя исторически сложилось так, что там рыбачили жители деревень Тошвиски, Щелино и Виски? Когда в деревне Щелино закрывали ферму, чтобы успокоить тамошних мужиков, им обещали передать в пользование этот рыбоучасток. В результате остались и без скота и без рыбоучастка.
Почему новый скоростной катер, купленный на средства нашего колхоза, используют не по назначению? Его нет ни в Виске, ни в Нарьян-Маре. Зато его часто видят на Ольховом Кусту и других местах, где устраиваются рыбалки для «своих».
Правительство РФ выделяет сотни миллиардов рублей на поддержку сельского хозяйства, огромные средства на общественные работы и выплаты пособий по безработице. Государство оказывает помощь округу в виде права лова морских биоресурсов, прибрежный лов и лов на внутренних водоёмах. Делается это для того, чтобы на доходы от вылова содержать животноводство, создавать рабочие места, осуществлять социальные проекты. Еще на это выделяет дотации и округ. Тем не менее, колхозникам, да и всему населению округа долгие годы усиленно вбивают, да уже практически и вбили убеждение в том, что во всех проблемах окружного АПК виноват кризис и, в первую очередь, виновато государство, но никак не руководители того или иного хозяйства. Об этом даже думать нельзя, не то, что говорить вслух. Сразу станешь врагом и изгоем! Не зря на презентации были особо отмечены заслуги нашего председателя, его награды и знаки отличия, грамоты. Не понятно только за что, учитывая теперешнее положение колхоза.
А оно таково. В Великовисочном сельсовете в трёх из пяти поселений ликвидировано какое-либо производство. Работы нет, за исключением двух месяцев платной рыбалки. Планируемая дальнейшая ликвидация животноводства в селе Великовисочное и деревне Лабожское приведёт к увеличению числа безработных, что вызовет ещё большую социальную напряжённость.
Упомянутое выше зверское избиение жителя деревни Щелино. Здоровому мужику, отцу малолетних детей «новые хозяева» Няттера якорем перебили коленные суставы. Сделали это только за то, что он осмелился приехать на бывший колхозный рыбоучасток, чтобы наловить для семьи рыбы. В этом же ряду недавнее разбойное нападение и избиение жителей деревни Лабожское, погром в дизельной. Скоро к ним начнут присоединяться возвращающиеся из мест заключения. Это приводит в ужас жителей муниципального образования.
Подрастающее поколение не учится и не работает, видит вседозволенность и безнаказанность. Местные власти бездействуют и проявляют беспомощность. Это плохие знаки. Если быстро ничего не менять, то в недалёком будущем в муниципальном образовании может совершиться что-то похожее или ещё более страшное, ужасное и трагичное, чем то, что произошло в станице Кущевской.
Еще соображения по поводу казенных муниципальных ферм, которые окружные власти в качестве единственной светлой идеи ближайших перспектив развития АПК округа предлагают всем нам. Есть вполне очевидные вопросы:
Почему вдруг казенные фермы будут рентабельны там, где нерентабельны фермы колхозные? Населенные пункты те же, люди те же. Председатели, как один, утверждают, что животноводство разорительно, что нет сбыта. То же самое в Концепции, только с поправкой, что нерентабельно животноводство с малым количеством коров. И никто не приводит ни цифр, ни расчетов в обоснование. Из Концепции следует, что округ обеспечивает себя молоком и молочной продукцией от силы на четверть потребности. И у нас нет сбыта продукции? На самом деле продукция, произведённая именно в Виске, Оксино и Коткино, пользуется особым спросом у населения. Может, всем миром надо заняться вопросами улучшения транспортного сообщения? Но об этом тоже ни слова. Может надо вспомнить о том, что вместо «Элит-сити» должен был быть колхозный рынок взамен ликвидированного в Кармановке, а не торговый центр? Может, все дело не в разорительности животноводства, а в отсутствии мозгов и желания напрягаться у колхозных и окружных сельхозруководителей?
Кто будет работать на фермах? Большая часть тех, кто на них работал, это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Так как последние годы работающие на фермах только сокращались, молодежь и люди среднего возраста туда работать не шли. Те, кто еще на себе креста не поставил, перебрались в город или в другие места. Оборудование для ферм собираются ставить высокотехнологичное, а вот о подготовке специалистов, да и вообще о работниках никто ничего не говорит. Или мы собираемся для работы на фермах завозить рабочую силу с большой земли и из ближнего зарубежья?
Для работы ферм нужны корма. Кто, как и на каких землях их будет заготавливать? В будущем году нам обещают выполнить поручение Президента и принять закон об изъятии земель сельхозназначения у тех, кто их не использует. Будут ли такие земли изыматься у наших колхозов, раз они ликвидировали у себя животноводство, и передаваться фермам? Или что?
Ответы на эти вопросы хотелось бы услышать. А пока что светлая идея казенных ферм больше напоминает благое пожелание, нежели хорошо просчитанную хозяйственную идею. Судя по всему, содержание ферм дополнительным бременем ляжет на бюджет, то есть пойдет за наш счёт. Пенсионеры - колхозники ничего не имеют от доходов от морского промысла и иметь не будут. Количество колхозников будет сокращаться, ведь на морском лове, в отличие от прежних времен, жители наших сел не работают. Меньше людей - больше дивидендов. Спихивание ферм на государство избавит СПК РК от лишней «обузы». Вот и выходит, что от передачи ферм государству, выигрывают только руководители хозяйств, их родственники и приближённые.
Безумов Николай Александрович, пенсионер».
Статьи по теме:
Собрание депутатов НАО по заказу «рыбного генерала» увольняет уполномоченного по правам человека
Заказ на снятие Уполномоченного по правам человека в НАО может снести спикера окружного Собрания
Ненецкий омбудсмен Борис Дульнев обвинен в защите прав колхозников
Генпрокуратура инициировала доскональную проверку ненецких рыбколхозов
Омбудсмен НАО против рыбных генералов: Точку в деле поставит окружной суд
Борис Дульнев: Позапрошлогодний снег и фальшивое золото клуба «Агро-300»
Факты коррупции и нарушений прав колхозников в НАО имеют массовый характер