Вот и Илья Филиппович туда же, потрясает и игнорирует. Странно, ну кто, кроме «Руснорда», уделяет ему столько же внимания и печатного места? Согласен, его популярность у нас с жирным знаком минус. Зато, как в известной сказке «Королевство кривых зеркал», он всегда может посмотреть на себя со стороны. Откроет Ротанребуг Кучьлахим главную страницу сайта, прочитает передовицу про безобразия, творящиеся в областной медицине, и своей неприглядной роли в них. Глядишь, задумается о вечном и станет немножко лучше. Гм, что-то я размечтался...
Нет, не жалеем мы, что чая с первым лицом не попили. Потому что стыдно было бы. Стыдно, когда покупают тебя так задёшево. Вы скажете, что 140 миллионов, отпущенные областными депутатами на СМИ в 2011 году, вполне приличные деньги? Всё зависит от того, что продаёшь, от чего отмазываешь. На кону жизни людей...
Например, один из присутствовавших на том журналистском сэйшене рассказал по секрету, что самым острым вопросом, поступившим от главреда, позиционирующего себя правдорубом, был: «Почему, Илья Филиппович, в нашей области такой медленный Интернет?». Губернатор смахнул умильную слезу, благосклонно посмотрев на каверзника: «Я исправлюсь, дайте срок». Как долларом одарил, ей-богу.
А спросить было о чём и было за что. Например, о ситуации, сложившейся вокруг Первой городской больницы. Мои коллеги о ней не раз писали на минувшей неделе. Писали грамотно, с фактами, цифрами и комментариями, кто не успел, тот может ознакомиться сейчас: http://www.rusnord.ru/2011/1/29721 и http://www.rusnord.ru/2011/1/29722. Я же, по традиции, отдамся нахлынувшим эмоциям...
Вас когда-нибудь увозили на «Скорой»? Так, чтобы каждая минута на счету, чтобы жизнь на волоске, чтобы просроченная секунда равнялась группе будущей инвалидности? И хорошо, что нет, вам крупно повезло, внимательно следите за давлением. А вот мне довелось испытать такое два раза. Первый инсульт стукнул в 2002 году. Тогда я ещё мало понимал в архангельских реалиях и даже удивился, почему жена так скрупулёзно пытает бригаду медиков, куда меня повезут - в Первую городскую или...? Цену этого «или» я узнал чуть позже. За два года до меня такой же удар случился у известного всему Архангельску человека, легендарного журналиста Виктора Зиновьевича Фридмана. И ему не повезло, кто-то шибко умный настоял, чтобы его из первой быстро-быстро перевели в спецбольницу... Он был в сознании, просил, требовал: «Лечите меня!», вокруг только бестолково суетились. Так и ушёл безвременно, теперь о нём книги пишут. С одной стороны, при инсульте летальный исход обычное дело. С другой, такого исхода могло и не быть, окажись рядом профессионалы в оперативной помощи. Вы поняли, какова цена?
Мне повезло, причём оба раза. В то время неврологическое отделение ГКБ-1 ютилось в двухэтажном здании барачного типа с соответствующим ремонтом. Между тем, больных там доставали с того света, как показала томография, у меня было не больше 10 шансов из 100 что-то дальше писать, да и вообще дышать (да-да, Илья Филиппович, вам-то, как раз, тогда не подфартило).
Сегодня отделение неврологии Первой городской и внешне выглядит вполне достойно, и специалисты там на уровне. Мало того, у сегодняшнего инсультника есть все шансы уйти из больницы на своих двоих, если он вовремя попадёт на операционный стол нейрохирурга, спасибо современным медицинским технологиям. Что будет дальше, покрыто мраком, с такой-то политикой в здравоохранении.
Ни для кого не секрет, что на первом месте по смертности стоят сердечники. Перед самым Новым годом сосед по лестничной клетке стал жаловаться на сердце. Пошёл на приём в поликлинику, а оттуда его на «Скорой» в больницу. Вечером соседка зашла вся в слезах. Узнали, что отвезли в Первую городскую и успокоили в пять минут. Действительно, всё обошлось. Сосед мой ровесник, бывший пограничник, отец троих детей и дед четырёх внучек (на чём останавливаться не собирается). Вы представляете масштаб человеческой трагедии, случись что с ним?
Почему я нагнетаю, спрашиваете? Потому что дело движется к тому, что ГКБ-1 будут рвать по кускам. Что-то отдадут в новые корпуса областной больницы. А там нет ни нужного опыта, ни специалистов нужного уровня. И далеко не факт, что хирурги Первой перейдут куда-то вместе со своим отделением. Скорее уж уедут из области, их в других регионах с руками оторвут, дорожка давно проложена. И нечего людей обвинять в отсутствии патриотизма и любви к отеческим гробам. Им просто больно смотреть, что пришлые вытворяют с их малой родиной.
Какие-то отделения собираются перевести в «семёру». Ничего плохого не хочу сказать об этом лечебном учреждении, хотя слава и регалии у него не такие, как у Первой. Но не забывайте про Соломбальский мост, пробки на нём - обычное дело. Вот несётся «Скорая», спасает человека, а там непроходимый затор. Последствия представляете? Согласен, я сейчас пускаю сопли. Но что ещё прикажете делать у свежей могилы, пусть пока и виртуальной?
Больше всего меня поражает цинизм, с какой областная власть объясняет необходимость раздербанивания самого оперативного и квалифицированного лечебного учреждения региона. Мол, во всём виноват... Путин. «Это великий и ужасный премьер отказал Архангельску в федеральных квотах, ему предъявы и кидайте». Так не ангел он, не сказать - чёрт, сам про то прекрасно знаю. Но ведь есть возможность делегировать полномочия областных клиник муниципальным, закон это позволяет делать! Что проще, получает областная больница квоты, отдаёт их городской, и правила соблюдены, и всё остаётся на своих местах. Главное, пациенты живы.
Или ещё проще, принимая высокотехнологичные службы Первой городской под областное подчинение, губернатор Михальчук оформляет всё это только на бумаге, на деле ничего не трогая, ничего не перенося. Но вряд ли можно ожидать от него подобной мудрости. Ибо правильно сказал депутат Гордумы Олег Черненко: «При нынешней областной власти и той коррупции, которая там стоит, ни один честный человек не отдаст городскую собственность в руки Михальчука. Скоро губернатор сменится - и тогда можно будет вернуться к решению этого вопроса».
К сожалению, мне довольно часто приходится общаться с докторами ГКБ-1 не по своему журналистскому профилю, а по их врачебному. Они гордятся, что больница осталась маленьким островком социализма в безбрежном капиталистическом океане. В плане того, что у них ещё можно пролечиться бесплатно. По-моему, именно это больше всего раздражает «якутских», пытающихся до своего скорого исхода из области стрясти копейку со всего, с чего можно и нельзя. Есть мнение, что после раздербанивания Первой городской придёт очередь «Водоканала».
А третьим в том скорбном списке стоит «Спецтрест», то есть, городские кладбища и вся муниципальная ритуальная система Архангельска. Можно с уверенностью предположить, случись такое, - достойно похоронить близкого человека для простого архангелогородца станет почти неподъёмным делом, под которое придётся брать банковский кредит. И это при неизбежном увеличении смертности тех, кого не успеют довести до операционной, а так же тех, кто так и не дождётся плановой операции. Вот уж заработают себе «якуты» на дальнюю дорогу, «пир во время чумы» подобного размаха Пушкину и не снился!
Однако деньги эти неправедны и обязательно выйдут боком. На месте Ротанребуга Кучьлахима с камарильей я бы задумался...
Леонид Черток
Фото Н.Гернета