Вот недавно наткнулся на «Регнуме»: «22 марта губернатор Илья Михальчук во время личного приема граждан дал поручение выделить средства на организацию поездки на международный фестиваль учащихся и педагогов школы искусств «Рапсодия».
Юные пианистки школы завоевали первое и второе места на прошедшем в Санкт-Петербурге всероссийском конкурсе "Праздник детства". Сейчас трех учениц пригласили на международный фестиваль-конкурс музыкально-художественного творчества "Планета детства", который пройдет в июне в Болгарии. Однако средств на оплату поездки у родителей девочек нет - путевка стоит более 20 тысяч рублей, - а муниципалитет отказался выделять средства на поездку».
Чуть не забыл, заметка называлась - «Губернатор даст денег юным дарованиям». Позитив? Ещё какой! Так и вижу картинку - открывает добрый дядя Михальчук лопатник с именной монограммой, девочки прыгают вокруг него от счастья. Их мамы пускают умильную слезу и славят, славят. Их папы грозно оглядываются в поисках клеветника на щедрого и справедливого главу региона. Автор Итогов испуганно втягивает голову в плечи и...
И тут такой облом! Читаем следующий абзац: «Таких талантливых детей мы обязательно поддержим», - пообещал Илья Михальчук. Глава региона тут же дал поручение выделить из резервного фонда правительства Архангельской области более 100 тысяч рублей на организацию поездки на фестиваль троих детей и двух педагогов».
Насколько я знаю, этот резервный фонд формируется не из личных средств губернатора, а из наших с вами налогов. Хорошо быть добреньким за чужой счёт, фиговая какая-то благотворительность.
Особенно с учётом вот такой информации, тоже появившейся на минувшей неделе: «Среднемесячная зарплата госслужащих в российских регионах к концу 2010 года составила 28,9 тыс. рублей. Это на 2,6% больше показателей 2009 года. Самые богатые чиновники в региональной администрации Ненецкого автономного округа (НАО) - средняя зарплата 108,7 тысяч рублей.
Неплохо
на службе можно также заработать по данным Росстата
и в Архангельской области. Средние доходы наших чиновников больше,
чем у других работающих северян в 2,5 раза - это наибольшее
соотношение по стране.
...Среднемесячная зарплата представителей исполнительных федеральных властей
в Поморье (вместе с НАО) составляет 35923 рубля,
а областные чиновники получают 57149 рублей».
Помню, как когда-то нас бесил лозунг, висевший аккурат напротив входа в операторский цех киностудии «Мосфильм»: «Тот, кто хочет лучше жить, должен лучше работать!». Да хоть ты рогом упрись, будешь получать по тарифной сетке столько же, сколько и какая-нибудь пьянь. Которую, вдобавок, и с работы не очень-то выгонишь, профсоюз не позволит за многодетностью. И все мы мечтали о том времени, когда качество нашего труда будет измеряться не почетными грамотами или благодарностями по студии, а суммой прописью в ведомости по зарплате. Недаром в Америке мерилом твоего профессионального успеха служит не занимаемая должность, а то, сколько стоит твой труд в долларовом исчислении.
И вот настал долгожданный капитализм со своими справедливыми критериями оценки труда. Судя по доходам наших чиновников, приведённым выше, они работают в 2.5 раза лучше своих коллег в других регионах. Вы чувствуете это на себе? Вот и мне смешно, при том, что наша область, с таким «умелым» хозяйствованием, год от года становится всё более дотационной. Или это мудрая политика областного начальства - платить больше, чтоб не воровали? Уже и не смешно, если вспомнить все коррупционные скандалы последних лет.
Нет, я не заглядываю Михальчуку в карман, пусть его доходы остаются его же личным делом. Однако предполагаю, что себя он не обидел в части ежемесячных выплат (имеются в виду только официальные). Тогда получается, что сто тысяч для него, мужа состоявшейся бизнесвумен и отца двух успешно работающих сыновей, не такая уж большая сумма, чтобы не дать её на детские таланты. Ведь и Бог сказал - «делитесь»...
Позвольте углубиться в тему. На минувшей неделе в мои руки случайно залетел прелюбопытнейший документ, от внимательного прочтения которого выступает испарина на лбу и хочется сказать «свят-свят-свят».
Документ сей, точнее, обращение к заместителям губернатора Балашову Р.В., Шишову В.В., Макаровой Н.В., Дементьеву А.А. и Тайсаеву Т.К., подписанный ещё одним губернаторским заместителем Верещагиным А.Ф. (интересно, почему не самим Михальчуком, или боится неудобных вопросов на Страшном Суде?), касается строительства кафедрального собора в Архангельске. Точнее, сбора средств на оное.
Во первых строках документа проводится маленький ликбез по истории российской благотворительности. Автор текста (писал-то явно не сам Верещагин, не его стиль, да и не принято там) с тоской вспоминает богатых и щедрых меценатов прошлого - промышленников, купцов, банкиров - искренне сокрушаясь, что с годами измельчал деловой люд. Измельчал не только душой, но и карманом - «Строительство собора в Архангельской области дело невероятно трудное в части сбора необходимых средств, так как для этого здесь нет достаточного количества успешных и состоятельных организаций...». Выделено мной, ибо, откуда взяться этим «успешным и состоятельным», когда, куда не сунься, обязательно наткнёшься на ставленника «якутских»...
Казалось бы, на нет и суда нет, сушим вёсла, сидим ровно, надеемся на помощь Всевышнего. Но далее в тексте брезжит лучик в конце туннеля - успешному сбору средств мешает элементарная неорганизованность в этом вопросе. Для борьбы с ней даются полномочия областному агентству по архитектуре и градостроительству.
Только не зря документ тот подписывал Верещагин, человек местный с реальными взглядами на жизнь. Представьте себя на месте директора успешного предприятия (если в действительности таковым не являетесь). Вот звонит вам какая-то непонятная «архитектура» и строгим тоном предлагает отстегнуть некую сумму. Да вы, будучи трижды православным, не вдаваясь в подробности, пошлёте побирушку по известному адресу (в Караганду). Ну, а если при этом ещё и губернатор будет упомянут, то сразу возникнет ассоциация с «сами мы не местные», тут без матов никак не обойтись.
Вот для этого существует в документе пункт под номером 1: «Все организации и предприятия, а так же частные предприниматели (за исключением находящихся в стадии ликвидации и банкротства) должны быть разделены по отраслевому принципу и распределены по заместителям Губернатора (именно так, с большой буквы, это уже автором отмечено) и далее между профильными министерствами».
Да, согласен, в документе есть оговорка - «сбор денег проводить без перегибов и «обязаловки». Но я же предлагал реально смотреть на вещи. Например, звонит наш главный аграрий Шишов на предприятие подведомственного ему агропромышленного комплекса и говорит - «надо!». Говорит, пусть и без угрозы в голосе, да только директору будет слышаться - «иначе хрен куда своё молоко сдашь».
Но и это не самый циничный из возможных вариантов. В приложении к документу есть реестр предприятий и организации, в котором ясно указано, где можно снимать деньги со счёта, а где только «добровольные» наличные из кармана трудящихся. За работников министерств и сотрудников аппарата облсобрания, которых будет окучивать Балашов, я как-то не очень переживаю, хотя и среди них есть весьма небогатые люди. Другое дело, с кого будет собирать министр здравоохранения Макарова. На память приходят те бедные санитарочки, чуть ли не главные жертвовательницы на восстановление цхинвальской школы.
Бедные они в прямом смысле этого слова. Вот ещё одна выдержка из материала, касающегося реального роста зарплат у бюджетников: «Особенно показательны расчетные листки, которые приносят в профсоюз низкооплачиваемые работники. Например, у санитарок поликлиник Архангельска был увеличен оклад (с 1638 рублей до 1745 рублей), но при этом пропорционально сократилась доплата до регионального МРОТ. В итоге как они получали 5329 рублей (без удержаний), так и получают эту сумму сегодня. Другой пример - введение дополнительных стимулирующих выплат у среднего медицинского персонала, однако в итоге все равно реального повышения заработной платы не происходит, а если и повышается заработная плата, то не на 6,5 % , а на 1-2 %». Комментарии, как говорится, излишни. Особенно, если сравнить с реальным ростом чиновничьих зарплат...
В документе том часто упоминает Владыка, всё, якобы, происходит с его благословения. Хочется думать, что до епископа Архангельского и Холмогорского Даниила просто не донесли все подробности сбора средств, или он сам далёк от наших мирских копошений.
Я, как человек, крещённый в Православии, двумя руками за строительство главного областного храма. Другое дело, с какими деяниями и помыслами оно свершается. Вспомните незавидную судьбу нашего Областного драматического театра. Говорят, он стоит на костях архангельских священнослужителей, на том месте было архиерейское кладбище. И что ждать от такого соседства, хорошо, что люстра на головы зрителям пока не падает...
Моё глубокое убеждение - сбор средств на подобные проекты должен быть сугубо добровольным, даже без напоминаний, ибо это вопрос совести каждого. И проводиться он должен в храмах, во время церковных служб и религиозных праздников, но никак не на рабочих местах. Мало того, не надо никакой информационной шумихи, истинная благотворительность любит тишину. Иначе, это не доброе дело, не покаяние за безбожность отцов и дедов, а типичный самопиар.
К слову, церковь от подобного «добровольно-принудительного» финансирования только потеряет. Потеряет, в первую очередь, своих прихожан. Ни для кого не секрет, что истинно верующих среди нас гораздо меньше половины, значительно меньше, чем было даже в 90-х. В большой степени это произошло из-за телевизионной картинки, на которой вип-персоны различных рангов сгрудились у алтаря на Пасху и Рождество. Невооружённым глазом видно, что это не верующие, а «подсвечники». Но есть среди нас немало и агностиков, людей сомневающихся. Вот их-то губернаторская инициатива оттолкнёт от церкви навсегда, и хорошо, если не в лапы сектантов.
Ну, а если без всей этой шумихи и показухи Кафедральный собор так и не будет построен? Что ж, придётся принять это как волеизъявление народа, чай, не ДнепроГЭС строим. Мы же принимаем, когда на выборах за «Единую Россию» голосует до 70 % мифических избирателей, хотя в реальной жизни эту партию матерят на всех кухнях. Что ж, будем жить без храма, зато праведно и с чистой совестью.
Мне по-человечески понятно, почему губернатор Михальчук так колотится насчёт строительства - отличный инфоповод для газетных публикаций и телевизионных репортажей. И так он оказался единственным среди руководителей субъектов Северо-Западного федерального округа, у кого укрепились позиции в рейтинге упоминаемости в региональных СМИ. Также позиции главы региона выросли в рейтинге упоминаемости в федеральных СМИ - на 13 пунктов.
Чего же не гулять на выделенные из бюджета 140 миллионов? Но просто писать «Слава Михальчуку, царствуй и дальше!» даже в нашей авторитарной области ещё считается неприличным. В феврале рейтинг в СМИ поднялся за счёт упоминаемости в связи с няндомской катастрофой. Михальчук в ней замазан с ног до головы, но в этот раз его агитпроп грамотно сработал. Что дальше, на одном юбилее Ломоносова не выедешь? Нужна, нужна Михальчуку-губернатору парадная шумиха вокруг собора. Только вспоминается мне конечная фраза из кинофильма «Покаяние» (реж. Т.Абуладзе): «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?». Избранная Ильёй Филипповичем дорожка туда точно не ведёт, ибо она кривая. А вот на Колыму - запросто...
P.S. Когда эти Итоги недели уже были закончены, мне сообщили, что с генеральным директором северодвинского «Севмаша» Николаем Калистратовым в четверг расторгнут трудовой контракт. Вероятность слуха подтверждается процентов на 90.
Если сказанное выше правда, остаётся только сожалеть о подобном кадровом расточительстве. Впрочем, нам Калистратова не жалко. С тяжестью на сердце вынужден напомнить Николаю Яковлевичу - два года назад, когда снимали с должности Сергея Бармина, директора северодвинского «Северного рейда», который впоследствие схарчил питерский концерн «Океанприбор», к нему, всесильному руководителю северодвинской оборонки, обладающему огромным влиянием и авторитетом на самом верхнем верху, обращались за поддержкой и защитой. Но гендиректор и депутат, над которым тогда не капало, лишь замахал в ответ руками - «не моё дело!». Он был уверен, что не станет «следующим». Поэтому смалодушничал и не подставил плечо. Но теперь дошла очередь и до него самого.
А ведь Булат Окуджава когда ещё спел: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Ох уж мне эти «невыученные уроки» новейшей российской истории...
Леонид Черток