А ещё я верил своей бабушке. Она часто приходила выгуливать меня на Чистых прудах. И каждый месяц определённого числа мы подходили с ней к метро «Кировская», где покупали у распространителя лотерейные билеты на целый трёшник, в тот день у неё была жалкая пенсия. Баба Женя садилась на лавочку и голосом доброй сказочницы рассказывала одну и ту же историю, которую наизусть знала ещё моя мама.
Вкратце: как-то одинокая старушка приличного поведения
познакомилась на бульваре с таким же одиноким и приличным старичком. Поговорили
о житье-бытье, распрощались, через пару дней опять там же встретились... А через
месяц он предложил ей руку и сердце. Что ж, подумала пожилая женщина, оба мы
одинокие, пенсии мизерные, сложим их вместе, как-нибудь доживём. В назначенный
день она, принарядившись, вышла из подъезда в ожидании жениха. И тут рядом
затормозила чёрная «Чайка» в которой сидел... старичок-генерал. Выскочил адъютант
в аксельбантах, подал невесте руку, поехали они в ЗАГС. Так стала наша старушка
генеральшей.
Бабе Жене жених-генерал так и не встретился, как и никакой жених вообще. И в
лотерею она выигрывала не больше рубля. Зато была мечта!
В начале 90-х в нашей стране, офигевшей от перемен, появился воплотитель мечт. Не раньше и не позже, в тот короткий период большинство граждан РФ пребывало в святой уверенности, что и они достойны сказочного богатства, несмотря на полное отсутствие каких-либо способностей и просто трудолюбия. Всё упиралось в одно - чем заняться, не прикладывая особых усилий. И тут, как из воздуха, возник мужик с греческой фамилией и тремя буквами «М»...
Такой, как Мавроди мог появиться только в России, изголодавшейся по красивым сказкам со счастливым концом, и только в тот отрезок времени, когда, что ни посеешь, всё давало всходы. Рядовой математик без прикрытия со стороны силовых и партийных органов взялся «обуть» Россию, обещав для начала, что он её нам обустроит. Впрочем, так показано в фильме, на деле же, хрен его знает, как там было на самом деле. Но это же рецензия, а не журналистское расследование.
Я с самого начала много не ждал от нового фильма Эльдара Салаватова, ранее известного, как автора весьма посредственного «Антикиллера ДК». Но неожиданно увидел профессионально сделанный боевик на финансовую тему. Иронично относился к Серебрякову в роли Мавроди. Действительно, Алексей совсем не Сергей Пантелеевич, он - его идеализированный образ, не только внешне, но и внутренне. Не знаю, как у вас, а для меня основатель этой пирамиды (впрочем, и любой другой тоже), не более чем лохотронщик, напёрсточник у входа на колхозный рынок. Да, кто-то, пожадничав на «крышу», быстро сгорает, его труп с «пером» в боку находят в мусорном баке. Другой более удачлив за счёт своей расчётливой наглости, такой, как правило, безбедно доживает век за границей. К последним можно приписать и Мавроди. Да, он сейчас после отсидки в пустой квартире, но живой и ещё интервью раздаёт. Последнее лишь говорит о том, что перед нами отнюдь не волк-одиночка. Почему сценаристы не развили это направление? Так кураторы Мавроди не разрешили. Или у продюсеров свои резоны...
С большой натяжкой и неуёмной фантазией в Серебрякове можно найти элементы Пантелеевича. Не то, что в исполнители роли его главного оппонента, по поводу которого нам с экрана навязчиво намекают - «это Березовский». Ну и повезло же Абрамычу, его, горемычного, то один секс-символ играет, то другой, такое впечатление, что деньги на актёрский кастинг из Лондона засылает. Не знаю, как там написанная роль попадает в существующий характер, но с главным героем полная лажа.
В какой-то мере экранный Мавроди-Мамонтов - это оправдание всех мошенников периода первичного накопления капитала. Перед нами фанат-математик, живущий в миру своих теорий, не признающий и не любящий ничего (никого), кроме цифр. Не перестройка - так бы и сидел на пятиметровой кухне и с окладом в 160 рэ, учёным-теоретикам у нас никогда много не платили. Наглядный пример тому - питерский Перельман, пирамид никаких не строит и даже от законной премии отказывается.
Вот здесь кроется главная натяжка образа. В какой-то момент киношный Мавроди, отходя от игры с цифрами, начинает рассуждать на тему «как поднять Россию с колен». Не верю, как Станиславский! Подобные прожекты доступны серьёзным банкирам, металлургам или нефтяникам, и то, если у них самих «чердак накренился» от сумасшедших денег и мании величия. Зато откровенные жулики грезят о мирских вещах. Кто помельче - о магнитофоне, костюме с отливом и Ялте, покрупнее - о яхте, персональном «Боинге» и Мальдивах. Мавроди мог потянуть на собственный остров в океане, но реформирование родной страны - извините. У меня давно появилось ощущение, что его образ большого стратега сгоряча сделан журналистами тех лет. На самом деле путь Сергея близок к пути любого владельца провинциального казино - при первых деньгах менять старую, но верную жену на новую кобылицу со своего же конкурса красоты. Причём не так красиво, как в кино, где неглупая с виду журналистка восхищена мощным либидо интервьюируемого, готово питаться его... сами знаете чем, лишь бы поднять собственное IQ. Нет, в реальной жизни всё гораздо прозаичнее. Рядом с такими людьми уживаются лишь куклы для презентации, но с постоянной сексуальной готовностью. Более толковые просто не вынесут ежеминутное ощущение собственной никчемности и бездарности.
Вы спросите, что же хорошего в фильме? Да всё остальное! Прежде всего, Антон, спившийся вундеркинд, в котором потрясающие мозги и острый аналитический ум мирно соседствуют и даже гармонируют с полным пофигизмом и перманентными запоями. Здесь же уместно упомянуть о диалогах на специальные экономические темы, в которых нет никакого труда разобраться даже мне. Жирный плюс, подобное в кино редко встретишь.
Впрочем, и такая подача Мавроди-Мамонтова тоже оправдана. Его МММ была отнюдь не самой большой финансовой аферой того времени. Были пирамиды и многолюднее, а так же наглее и разорительнее. Вспомните, как в «Властилине» пострадали те, в чьём присутствии встают и больше не садятся (я доподлинного знаю, что там влетела не только Пугачёва, но и члены правительства).
Но фильмы снимают именно про Мавроди и МММ. Потому что это тот уникальный случай, когда на улицы российских городов действительно могли выйти люди. Ведь на дворе 94-ый год, в памяти народной ещё живы и 91-ый и 93-ый. Вот я и говорю, только в этой стране и только в это время, в остальных случаях государственные перевороты без поддержки войск, как правило, даже не начинаются.
Стан врагов Мамонтова-Мавроди тоже хорош. Бондарчук, Михалков-младший, Цурило - персонажи чрезвычайно колоритные. Им веришь - подлецы в погонах, которые, если захватят власть, тоже продадут Россию, но уже по двойной цене, сначала отымев с цинизмом и в извращённой форме. Особенно хорошо эти теневые лидеры нового государства смотрятся на фоне карикатурного правительства РФ, жадного, трусливого и недалёкого. Вот только окончательно оплывший жиром Сергей Колтаков ни грамма не похож на Черномырдина (ведь именно премьер ведёт заседание правительства, или я ошибаюсь?). Ну да Степаныч уже не подаст в суд на создателей. По известной причине...
Подвели фильм лирические линии сюжета, для жёсткого боевика с претензией на реальные события слишком развесиста клюква. Даже пересказывать не буду, челюсти сводит. Но один момент оценю по достоинству. В нём героя шантажируют жизнью дочери, вымогая 100 далеко не последних миллионов, а он орёт в ответ в трубку: «Я других нарожаю!!!». Тут бывшая жена с крыши, свидетели в обморок...
А какой ещё выход у него был? Заплатишь - станешь дойной коровой для всякой шпаны. Тут главное не показать, где ты слаб, выиграть час, чтобы попытаться найти выход. Момент пронзительно правдив в данной ситуации, нечто подобное постоянно происходило рядом.
А мораль? Мораль в последних кадрах - отсидевшего олигарха встречает помолодевшая журналистка и увозит... куда? Сначала любовью заниматься, как в «Однажды в Америке» или в «Короле Нью-Йорка», а потом оговорить новую схему относительно честного отъёма денежных средств у населения. Иначе, зачем она столько лет его ждала, не кефира же попить на пару? Помните, миллионы наличными привязывают женщину больше, чем любоff. Что, критик - циник? А чем правда жизни от меня отличается?
P.S. До сих пор бытует мнение, что «ПираМММида» снята под новый проект Мавроди - лохотрон в интернете. И что, пошумели о виртуальной пирамиде и забыли. Зато фильм шагает по стране, и снят он по мотивам биографической книги прототипа главного героя. Так кто кого рекламирует?
Леонид Черток