Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Павел Меньшуткин: О муниципальных стратегиях

Но после прочтения этого сообщения еще раз, стали возникать вопросы.

Первый вопрос: почему до 2020 года? Ведь стратегия Архангельской области разработана до 2030? Ответов на этот вопрос  может быть несколько. Например, сотрудники администрации области забыли, что у области есть стратегия до 2030 года, так как с 2008 года не заглядывали в нее. Другой вариант - менее вероятный: заглядывали, но осознали, что стратегия не согласованная со всеми заинтересованными сторонами, не может быть реализована, и перестали обращать внимание на этот документ. И третий, самый вероятный, они вдруг вспомнили, что с подачи «Единой России» была разработана стратегия России-2020 и нынче политически не выгодно муниципалам выделятся с другим сочетанием цифр.

Что касается Стратегии России-2020, то первым делом у меня в свое время возник один, но очень важный вопрос: почему стратегия для такой огромной страны разработана всего лишь на 12 лет, то есть на срок среднесрочной программы? В чем сакральный смысл этой цифры - 2020?

Здесь может быть два возможных ответа. Первый связан, как ни странно, с физиологией. Как известно, вся деятельность «ЕР» связана с получением пожизненной ренты от знакомого нам всем слова «Путин». Видимо, дальше 2020 года ни у кого из разработчиков просто воображение не работало: возраст все-таки будет предельным уже.

Второй вариант ответа более грустный для всех нас. Возможно, партия власти гораздо больше знает о своих управленческих талантах, поэтому на полном серьезе считает, что дальше 2020 года Россия как единое государство под их мудрым управлением не проживет, поэтому и планировать на более далекую перспективу смысла не видят.

Но для муниципалов эти аргументы не играют никакой роли. Может кончиться РФ, может кончиться ЕР, но районы и поселения в любом случае останутся, поэтому стратегия на 8 лет - это, извините, смех на палочке. Тем более, что в тот же градостроительный кодекс недавно внесены изменения, обязывающие разрабатывать планы не менее, чем на 20 лет, а эти планы вообще-то должны стать частью стратегии.

На какой срок должны разрабатываться стратегии и почему? Вопросы какого уровня они должны решать? Кто должен их разрабатывать и как долго? И зачем они вообще нужны?

Вообще, в мировой практике стратегии меньше, чем на 20 лет не разрабатываются, потому что смысл их разработки и реализации состоит не просто в достижении каких-то далеких целей, а в том, что эти цели могут быть достигнуты только в случае какого-то серьезного изменения сегодняшней действительности: методов работы, привычек, способов мышления, то есть культуры. А культура быстрее, чем за 20 лет не меняется. Так уж мы, люди, устроены.

Для примера можно привести шведов, которые шибко задумались, когда в семидесятые годы нефть резко подорожала, а экономика Швеции на 80% зависела от углеводородов. Собрались и разработали стратегию избавления от этой зависимости. Сейчас они зависят от углеводородов уже только на 5%. Они много чего умудрились изменить, но больше всего лично меня поразило то, что они сейчас города мусором отапливают!!! Вы представляете, что они должны были изменить в людях, в системах, в структурах и сколько для этого понадобилось денег, чтобы этого достичь?!

Для такой страны как Россия горизонт стратегического планирования должен быть минимум 50 лет, а для любого муниципального образования - 20. И только временщики могут думать иначе. А те, из публичных управленцев, которые даже не задумывались о стратегическом планировании, даже гордым званием «временщик» называться не имеют права, потому что эти люди к управлению вообще не имеют ни какого отношения.

Теперь несколько слов о методике разработки стратегий: кто должен разрабатывать эти документы, как быстро и сколько это, в конце концов, стоит?

Пример со шведами хорош тем, что иллюстрирует глубину изменений. Для того, чтобы добиться таких результатов, нужно было решить главный управленческий вопрос: как преодолеть сопротивление изменениям со стороны граждан, так как в такого рода изменениях задействованы абсолютно все? Ответ на этот вопрос и простой, и сложный одновременно. Простой потому, что все жители Швеции были задействованы при разработке этой стратегии и изначально были привержены изменениям, потому и цели оказались достижимыми. А вот как сделать так, чтобы жителей сделать участниками управленческого процесса - это сложнейшая проблема, а уж  для России тем более.

Но именно вовлечение населения в создание своего будущего - это серьезный шанс не только для нашей глубинки, но и для страны в целом, потому что главная проблема России сегодня звучит так: население не хочет жить на этой территории.

Если во второй половине 20-го века среди молодежи неудачником считался тот, кто оставался в деревне, то в этом тысячелетии неудачником уже считается тот, кто остался жить в России.

Тотальное неверие в то, что в России может быть лучше, что от нас что-то зависит, поддерживается еще и, мягко говоря, не очень честными выборами в последнее время. А если так, то у России нет будущего.

Именно поэтому я так встрепенулся, когда прочитал эту новость. Это великий шанс для Русского Севера сохранить себя, свою ни на что не похожую культуру.

Только подойти к этой работе надо серьезно. Ни в коем случае разработка стратегий не должна превратиться в рутину, формальность, в которой будут задействованы парочка чиновников, которые судорожно и под копирку за пару недель создадут этот документ и бодро отчитаются перед вышестоящим начальством.

Разработка муниципальных стратегий - это общее дело граждан, предпринимателей, чиновников, это дело всех слоев общества, которые еще предполагают, что их дети будут жить в России.

Разработка такой стратегии предполагает серию мозговых штурмов на занятиях семинарского типа  в течение не менее чем год, и под управлением консультантов уровня МВА, а стоят такие консультанты достаточно дорого. Но затраты эти окупятся, потому что предполагают не просто создание какой-то бумажки, а пробуждение населения, повышение уровня доверия и, как результат,  накопление социального капитала как основы долгосрочного развития.

Стандартное возражение со стороны муниципалитетов против подобных затрат такое: нет денег. При этом они зарывают «в землю» десятки миллионов рублей на разную ерунду, а на вопрос «зачем» обычно выдают такой же стандартный ответ: мы так привыкли.

Глубоко ошибается тот, что считает, что пара чиновников за две недели может нарисовать стратегию. Лучше уж в таком случае вообще не заниматься стратегическим планированием, чтобы не дискредитировать один из самых мощных инструментов публичного менеджмента.

Впрочем, скорее всего все гораздо прозаичней. Решение это было принято на съезде в связи с тем, что в конце прошлого года была принята Концепция устойчивого развития сельских территорий России, в которой черным по белому было сказано о том, что муниципальные образования должны разрабатывать стратегии. Надо же было в ответ сказать свое «мяу»?

Гораздо более ответственным было другое «мяу» этого съезда. Было принято решение о вступлении ассоциации в «Народный фронт».

Интересно, когда-нибудь главам муниципальных образований будет стыдно за то, что они сказали очередное «мяу» вместо того, чтобы  сказать «Б-Е-Е-Е!!!».

 

 

Павел Меньшуткин


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (32)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20