Правда, настало время, когда ситуация может в любой момент поменяться. Поэтому будем рассматривать историю стойкого полковника с позиции текущего момента.
В ливийской столице Триполи продолжаются боестолкновения между повстанцами и войсками, верными Каддафи. Плюс развязана информационная война - обе стороны упорно утверждают, что контролируют большую часть города, докладывают о своих победах. Так продолжается уже 6 месяцев. Впору посмеяться, но не смешно.
В ночь на 24 августа Муамар Каддафи выступил с радиообращением к народу Ливии, в котором заявил, что его уход из бункера в районе Баб аль-Азизия был лишь тактическим маневром. «Бункер фактически сравняли с землей в результате 64 авианалетов НАТО, а я всё ещё жив», - хвастается полковник, ссылаясь на помощь Аллаха в борьбе с «неверными». Он заявил, что перед лицом агрессии у него остается лишь один выбор: смерть или победа. После самого Каддафи в эфире радиостанции возник руководитель пресс-центра правительства Ливии Муса Ибрагим, который пообещал, что режим Каддафи будет сопротивляться месяцы, даже годы, а Ливия превратится в «вулканы, лаву и огонь».
В
Триполи в разных районах города постоянно слышны взрывы, ожесточенная стрельба.
Силы Каддафи обстреливают аэропорт в Триполи из установок «Град». По словам
западных журналистов, повстанцы, находящиеся в аэропорту Триполи, подозревают,
что к востоку от этого объекта находится кто-то очень важный, судя по
интенсивности сопротивления, с которым их встречают силы Каддафи. В то же время
агентство Reuters сообщает, что танки обстреливают город Аджелат, находящийся к
западу от Триполи. Ранее войска, сохраняющие верность режиму Муамара Каддафи,
судя по всему, сумели оттеснить повстанцев от некоторых ключевых пунктов в
городе, например, от Зеленой площади, которая считается политическим и духовным
центром Триполи. Ситуация очень неясная. Об этом прямо говорят работающие на
месте событий журналисты. Никто по-прежнему не знает, где находится сам бывший
лидер ливийской нации. Его приближенные и родственники говорят, что в Триполи,
в безопасном месте, а оппозиция утверждает, что он давно бежал за границу. Ну,
а бывшим лидером нации Каддафи стал потому, что сейчас его поддерживает меньше
половины населения и без того небольшой страны. Вот, к чему приводит долгое
безальтернативное авторитарное правление. Другим лидерам наука....
По последним сообщениям с места событий, уже пала официальная резиденция
Каддафи. Это фактически крепость в центре города - сеть казарм, бункеров и
подземных переходов. Сейчас над ней стоит столб дыма. 23 августа и всю ночь на
24-ое это место бомбили натовские самолеты. Вот как характеризует происходящее
в Триполи и его окрестностях представитель НАТО, французский полковник Ролан Лавуа:
«Режим Каддафи потерял контроль над столицей, но там по-прежнему стреляют, идет
бой. Есть районы, где силы Каддафи держат оборону - вокруг его резиденции. Игра
еще не окончена, хотя по-моему, исход событий не вызывает вопросов».
Еще одна большая загадка - где находятся многочисленные родственники Каддафи?
Почти все они занимают важные правительственные и армейские посты, в первую
очередь, его сыновья. В ночь на 23 августа старший сын Каддафи 39-летний Саиф аль-Ислам,
об аресте которого повстанцы заявили двумя днями раньше, появился перед
журналистами в Триполи. Выглядел он уверенно и спокойно. И заявил, что на самом
деле остается на свободе, и что, войдя в Триполи, оппозиционеры попали в
заранее приготовленную ловушку, и их ждет поражение: «Я хотел бы опровергнуть
все слухи. НАТО и Запад пользуются современными технологиями, они блокируют
средства связи. Они прервали вещание государственного телевидения и ведут
электронную войну, чтобы распространять в Ливии хаос и страх».
Еще один важный факт - силы Каддафи контролируют район города, где расположен отель, ставший штаб-квартирой для западных журналистов, которым официально запрещено покидать это место. Там, собственно, сын и появился.
Что печально, но, к сожалению, характерно для всех внутренних конфликтах, изначально замешанных на политических разногласиях - сейчас на улицах ливийской столицы много вооруженных отрядов, банд, обыкновенных мародеров. Поэтому в отдельных кварталах жители создают отряды самообороны. Складывается ситуация полного хаоса и войны всех против всех. На этом фоне все мировые лидеры уже высказались за окончание кровопролития и призывают Каддафи отказаться от власти. Пока их голоса уходят в песок пустынь, настоящие полковники просто так не сдаются. Хотя какие уж тут «просто так»...
Ну, что тут можно сказать? Полковник Каддафи довел свою несчастную страну до полной и окончательной Джамахирии. Нет, это не бранное слово, в понимании бедуина оно означает настоящую власть народа. И эту власть народу дал, якобы, тот самый диктатор, который сегодня давит его же танками, бомбит и обстреливает из всех орудий.
Каддафи всегда был экстравагантным властителем, упразднял свое собственное государство, правительство и парламент, отказывался от титулов и должностей. Поселился в хижине, то есть бедуинской палатке, изображал из себя философического аскета, глубоко чуждого грязным, низменным мирским политическим страстям. Сочинил «Зеленую книгу», где объяснил всему миру, что такое правильная демократия, бороздил просторы мировой литературы, желал узурпировать даже ее, объявлял Шекспира тайным ливийцем. Заодно призывал всю Европу немедленно срочно принять ислам, себя называл «царем царей Африки», гремучая помесь самозванца-пророка и взбесившегося Наполеона, ходячий шарж на тоталитарного вождя, завесившего свой мундир немыслимо фантастическими орденами. Все это было бы смешно, когда бы не было так страшно. И все эти джамахирические фокусы за 42 года смертельно надоели ливийцам, даже армия отвернулась от озверевшего лидера революции, у которой, похоже, никогда не будет конца. Приходится покупать наемников.
Смертельно - совсем неслучайное слово. Каддафи такой властитель, что всегда, как пионер, готов истребить любое количество подданных, лишь бы удержать свою власть. И снова отдать понарошку ее народу, оставшемуся в живых. Беда в том, что народ опять не заметит подвоха, воспримет всё всерьёз и опять начнёт восхвалять «самого народного» из диктаторов. Такой уж он, этот народ, что в Африке, что в Азии, что в Европе, что в Азиопе...
У Каддафи есть нефть, она оправдывает все преступления. Он уже побывал изгоем и покровителем террористов, но отцы мировой демократии его простили в обмен на нужные им в определённые моменты истории цены за баррель. Полковник окончательно почувствовал себя «своим сукиным сыном», вот и распоясался. Он специально не обозвался ни премьером, ни президентом. Его нельзя скинуть, как в Тунисе или Египте, его можно только убить. Да и то физически, в мыслях и воспоминаниях нацлидеры его типа практически вечны. Мифическая слава об их мудрости и деяниях «во благо народа» только растёт и множится. Яркий пример тому - Сталин.
У западных дипломатов есть неписанный закон - «когда слушаешь арабов, представляй всё в точности наоборот и не ошибёшься». Поэтому не стоит верить победным реляциям ни с той, ни с другой ливийской стороны. Но что же там может происходить на самом деле?
Вполне возможно, что ливийские военные предали своего главнокомандующего. Причём делали это постоянно в течение всего конфликта. Узнав, что на их позиции нацелились всей своей мощью войска НАТО, в душе подняли руки кверху. Вот вам и ответ на вопрос, почему, говоря о победах правительственных войск, журналисты всё чаще поминают наёмников из других африканских стран. Сами же ливийские золотопогонники больше думают о своём будущем в условиях новой Ливии и совсем не хотят на скамью международного трибунала. В этой стройной версии есть один серьёзный минус - почему раньше не сдались, доведя число жертв до критических цифр?
Так же не исключаю того, что Каддафи неплохо изучил русскую историю, в частности, интервенцию Наполеона. И сделал соответствующие выводы - заманил врага в Триполи, как когда-то Кутузов в Москву, и вот-вот начнёт его фигачить по балде железным кулаком. Дальше следует контрудар отборных сил, верных Джамахирии, и оппозиция, подвывая, отходит на старые позиции, а НАТО сокрушённо чешет в затылке. Здесь тоже есть своё слабое звено - враг давно в самом сердце ливийской столицы, почему не фигячат, чего выжидают?
Лично я склоняюсь к такой трактовке развития событий - ни одна из сторон толком не умеет воевать, что ясно видно по кадрам хроники. Ну, что это такое - красуясь перед камерами, лупить из крупнокалиберного пулемёта в белый свет, как в копеечку? Им там что, патроны некуда девать? В жизни не поверю! Или неприцельная стрельба из «калаша» от пуза, за которую у нас в Кантемировке расстреливали перед строем. Нет, эти ребята не войны, а типичные раздолбаи, им лишь бы не работать...
А, собственно, зачем? Население страны 6 миллионов, под ногами - море «чёрного золота», к тому же после такой разборки многие пролетят мимо нефтедолларов. Ну, а нанять африканских соседей, чтобы бурили землю, не проблема. Получается, люди бьются за безделье и сытую жизнь, а мы наблюдаем очередной бандитский передел собственности. И явно не последний, с падением Каддафи там только всё начнётся...
Ну, а что Россия? Пока отделывается общими фразами. Например, глава МИД Сергей Лавров что-то долго говорил о скорейшем наведение конституционного порядка и восстановлении государственных институтов. Такими же словами можно говорить о любой стране, находящейся в состоянии внутреннего конфликта. А что делать? Режим Каддафи мы уже не можем поддерживать, слишком много крови пролито, петь же осанну войскам НАТО тоже не получится по определению. Остаётся одно - выжидать...
Думаю, в Кремле прекрасно понимают, что определённость с властью в Ливии наступит ещё нескоро, пока там только решили, что править будет точно не Каддафи, он слит и с этих позиций. Что ж, подождём кого-то другого. Кто ни придёт, хоть те же «братья-мусульмане», ему понадобятся контракты, ранее уже подписанные с РЖД, без железных дорог плохо любой власти. Не говоря уже о поставках вооружения, тут, как говорится, комментарии излишне. И чем суровей будет новый ливийский правитель, чем агрессивнее, тем нам выгоднее. Пока на него эмбарго не наложат, но это когда ещё случится. Так что потерять мы с Каддафи потеряем, но далеко не всё.
Цинично? Согласен. Но такова жизнь...
Леонид Черток