Напомним, что в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE) планировалось разместить 25% минус 1 акция ОАО "Совкомфлот" общим объемом около $1 млрд.
Потенциальным инвесторам рисовались радужные перспективы: растущий рынок СПГ (сжиженного природного газа) и открытие Северного морского пути, где «Совкомфлот» должен стать полновластным хозяином. Между тем, сказки о СМП могли подействовать только на тех, кто не знаком с реалиями «русской Арктики». Для осуществления выгодных коммерческих перевозок по трассе Севморпути необходимо наличие мощного ледокольного флота, развитой инфраструктуры портов и широкой сети спасательных центров. И здесь России похвастаться нечем. Построенный в СССР ледокольный флот доживает последние годы (недавний пожар на «Вайгаче» тому подтверждение). Для создания нового нужны громадные деньги (около 150 млрд рублей), современные производственные мощности и самое главное - кадры. И если «ценник на нефть» еще позволяет отыскать в бюджете полторы сотни миллиардов, то растранжиренный в 90-е годы научный потенциал уже не вернуть. Уцелевшие в эпоху безвременья арктические порты напоминают кадры из фильмов-антиутопий. Объем инвестиций в их восстановление даже затруднились подсчитать. Проект создания спасательных центров в Арктике превратился в популистский лозунг в устах Шойгу. На деле - никаких подвижек.
Не менее туманны прогнозы по арктическим перевозкам СПГ. Конфликты акционеров Штокмана и бурный рост добычи сланцевого газа в США поставили под сомнение реализацию шельфового проекта века. Озвученный правительством и лично Путиным срок запуска Штокмановского месторождения в 2016 году может оказаться «сказкой про белого бычка». Более реальный «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, по прогнозам экспертов, целиком уйдет в газпромовскую «трубу». Танкерные перевозки в погодных условиях Карского моря - слишком рискованны.
И все же «Совкомфлот» пролетел с IPO совсем по другим причинам. В конце концов, на «арктический блеф» компании с чистой прибылью от $150 до $200 млн в год инвесторы могли бы просто закрыть глаза. «Понтоваться» перед публичным размещением - устойчивая традиция, что в России, что на Западе. Однако потенциальные покупатели просто испугались. Испугались тех масштабов воровства, «кумовства» и коррупции, которые на протяжении долгих лет царили в российской судоходной компании. В декабре 2010 г. судья Высокого суда Англии Эндрю Смит вынес приговор по делу «Совкомфлот» против Юрия Никитина и Дмитрия Скарги. Решение на 420 страницах стало приговором всей российской бизнес-модели, где вместо законов действуют «понятия» и «круговая порука».
Эта история началась в 2005 году, когда пароходство подало в английский суд иск о взыскании со своего бывшего гендиректора Д.Скарги и его друга нефтяного трейдера Ю.Никитина ущерба от сделок, совершенных в 2001-2004 гг. (договоры на аренду судов, опционы по купле-продаже танкеров на «некоммерческих условиях или по явно заниженным ценам» и проч.). По заявлению «Совкомфлота», за халявную аренду и увод в оффшор судов пароходства Никитин давал Скарге и другим должностным лицам компании взятки в виде различных шикарных подарков. К середине 2009 г. в процесс включилась «дочка» «Совкомфлота» - «Новошип» (Новороссийское пароходство) и ее структуры, в числе ответчиков появился бывший гендиректор «Новошипа» Измайлов, брокерская компания Clarkson & Company. Общее число истцов превысило 120, ответчиков - 30, а сумма иска - $800 млн. Обвинения остались прежними: разбазаривание российского госфлота группой «друзей по бизнесу».
Тем не менее, Высокий суд Англии отверг все претензии к Скарге и Измайлову, отметив, что согласно российскому законодательству (в отличие от британского) щедрые «дары» Никитина нельзя считать взятками. В результате иск компании был удовлетворен лишь на $35 млн (один из эпизодов по получению Никитиным «секретных комиссий» от брокеров «Совкомфлота»), притом что только судебные разбирательства обошлись в $50 млн. С учетом компенсации судебных издержек и выплат по заключенным в ходе процесса мировых соглашений «Совкомфлоту» удалось возвратить лишь $150 млн. Однако репутация как самой компании, так и ее топ-менеджмента была окончательно порушена. Из решения судьи Смита следовало, что нынешний глава пароходства Сергей Франк не может являться «надежным свидетелем», так как судебный конфликт уходит корнями в личное противостояние двух нефтетрейдеров - Никитина и владельца Guvnor Тимченко. Кроме того, в процессе суда выяснилось, что в команде Франка продолжали работать люди, которым, по заявлению «СКФ», давал взятки Никитин. Все это позволяет говорить о заказном характере дела.
В настоящее время «Совкомфлот» пытается оспорить решение Английского суда, в свою очередь, Никитин, Скарга и Измайлов требуют оплатить расходы на защиту, а также возмещение и компенсацию за свои средства, которые были заморожены в течение многих лет в связи с судебным разбирательством. Предсказать исход тяжбы не берется никто.
Судебный процесс уже стал серьезной причиной для недовольства инвесторов. Осенью 2010 года пароходство привлекло заимствования на долговом рынке, разместив семилетние облигации с доходностью 5,375% на сумму $800 млн. В международном проспекте выпуска облигаций о судебных рисках не говорилось ни слова, наоборот «Совкомфлот» заверял, что «дело в шляпе», и суд будет выигран. Крайними в этой ситуации оказались агенты по размещению - международные банки JP Morgan, Deutsche Bank и ВТБ Капитал. Сейчас им вполне могут приписать ввод покупателей в заблуждение.
В таких условиях, идея об IPO пароходства на Лондонской бирже загнулась сама собой. В итоге самому Нарышкину (экс-председатель совета директоров компании) пришлось становиться в «неудобную позу» и заявлять о переносе сроков в связи с негативным трендом на рынке. Впрочем, «отмазки» главы президентской администрации никаких плодов не принесли. Судебный процесс и всплывшие в ходе него факты похоронили саму идею публичного размещения акций «Совкомфлота» на западных биржах. Ни через год, ни через два иностранные инвесторы не будут вкладывать средства в компанию, где распил миллиардных активов стал обыденным делом.
«Масло в огонь» подлило и международное рейтинговое агентство Moody's, понизив с "Baa3" до "Ba1" с негативным прогнозом рейтинг «Совкомфлота» и выпущенных компанией облигаций. Официальная причина - ухудшение операционных и финансовых показателей пароходства в связи с продолжающимся ослаблением глобального рынка танкерных перевозок.
Вдобавок ко всему, американская Seacor Holdings (владелец судоходной SCF Marine) оспорила регистрацию товарных знаков "Совкомфлота" - SCF, SCF Sovcomflot, SCF Novoship и SCF Unicom. Seacor Holdings утверждает, что ее дочка SCF Marine использует бренд SCF с 1980-х годов, когда «Совкомфлота» и в помине не было. Игроки рынка уже исходят сарказмом: «своей чести компания лишилась в Англии, в США у нее отнимут еще и имя».
Поводов для злой иронии добавил и Кремль, назначив председателем Совета директоров «СФК» бывшего полпреда президента в СЗФО Илью Клебанова. Метафорических сравнений с подлодкой «Курск» тонущему «Совкомфлоту» теперь точно не избежать.
Алексей Петров
Источник: Арктическое информационное агентство.
ОАО "Современный коммерческий флот" (Совкомфлот) - крупнейшая российская судоходная компания, один из ведущих мировых энергетических перевозчиков. Учреждена на основании распоряжения Правительства РФ в 1995 г. Флот предприятия - 156 судов общим дедвейтом около 12 млн тонн. Валовая выручка компании в 2010 году по МСФО - $1,3 млрд (+7,4% к 2009 году), EBITDA - $533,3 млн (на 3% меньше, чем в 2009 году), чистая прибыль - $164,3 млн (на 11,3% меньше, чем годом ранее). Все 100% акций компании принадлежат государству.