Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

КНДР: На тёмной стороне улицы

На минувшей неделе в Пекине пройдет встреча президента Южной Кореи Ли Мен Бака с главой Китая Ху Цзиньтао. Главная тема - сохранение стабильности на Корейском полуострове после того, как к власти в КНДР пришел Ким Чен Ын, младший сын и наследник почившего северокорейского вождя.

Пекин, выразивший поддержку новому северокорейскому лидеру, главный спонсор Пхеньяна в регионе. По данным сеульского Корейского агентства по развитию торговли и инвестиций, 79% внешнеторгового оборота Северной Кореи приходилось на торговлю с Китаем. Пекин обеспечивает 90% энергетического импорта и 45% потребляемого этой страной продовольствия. 

 «Северной Корее следует побыстрее отказаться от анахроничной идеи объединения под властью коммунистического строя, - отметил накануне встречи южнокорейский президент в заявлении. - Мы, со своей стороны, не стремимся к немедленному объединению через абсорбцию, а также не ставим целью коллапс Северной Кореи и не пытаемся его добиться». Из чего видно - официальный Сеул сам не очень понимает, чего ждать от такой смены власти у мало адекватного соседа, на что надеяться.

Напряженность между Сеулом и Пхеньяном возросла после того, как президент Ли отказался от начатого его предшественником курса на сотрудничество с Северной Кореей. Связано это было с гибелью 50 южнокорейцев в результате обстрелов 2010 года. Две страны юридически находятся в состоянии войны, с тех пор как в 1953 году Корейская война завершилась без заключения мирного договора.

Официальный представитель Северной Кореи заявил в конце прошлого года, что отношения с Южной Кореей не исправятся, пока Ли остается президентом, и пригрозил действующей южнокорейской администрации «морем огня». 

«Китай и Южная Корея взаимно заинтересованы в мире и стабильности на Корейском полуострове, однако у них есть разногласия относительно того, как именно Северной Корее следует проводить реформы, переходить к большей открытости и осуществлять ядерное разоружение», - заявил в интервью российской прессе профессор государственного южнокорейского Института Международных отношений и национальной безопасности Юн Док Мин.

Эксперт полагает, что в ходе трехдневного визита в Китай южнокорейского президента тема смены власти в Северной Корее будет рассматриваться отдельно от вопросов о торговом соглашении, так как двусторонние экономические отношения слишком важны и для Китая, и для Южной Кореи, чтобы ставить их под угрозу.

После смерти Ким Чен Ира политбюро ЦК правящей Трудовой партии Северной Кореи официально назначило Ким Чен Ына верховным главнокомандующим вооруженными силами, объявив его «гением среди гениев» и «лидером партии, страны и армии». Тот, в свою очередь, пообещал продолжать политику отца, направленную на развитие военной мощи.

Пхеньян незамедлительно начал кампанию, направленную на подъем авторитета нового лидера. 8 января - в день рождения Ына - государственное телевидение показало документальный фильм о нем. В ленте запечатлено в том числе, как новый вождь осваивается в роли главнокомандующего: инспектирует части, позирует с военными, знакомится с панелью управления танка, следит за полетами истребителей.

Есть сюжет, снятый еще в апреле 2009 года: Ким Чен Ын вместе с отцом наблюдает за ракетным пуском. Это подтверждает мнение о том, что «любимый руководитель» задолго до своей смерти определил своего младшего сына на роль наследника. Примечателен такой эпизод: отец и сын жмут руки чиновникам в северокорейском центре управления полетами, а Ким Чен Ир говорит: «Если враги собьют нашу ракету, то я решу начать настоящую войну».

В фильме также показано, как Ким Чен Ын посещает фабрики, разговаривает с должностными лицами и проверяет их работу, то есть делает все то, чем славился его покойный отец, любивший «лично руководить на местах».

Стоит отметить, что Северная Корея вряд ли повторит туркменский опыт, когда через два года после смерти такого же авторитарного и любящего себя во власти Туркменбаши, имя Сапармурата Ниязова стало постепенно исчезать из школьных учебников вместе со статуями на центральных площадях городов. Наоборот, Ким Чен Иру уготовано вечно оставаться с народом в виде забальзамированной тушки для массового поклонения. В этом он разделит участь своего отца Ким Ир Сена. Ну, и нашего Ленина, само собой.

Об Ыне слишком мало достоверной информации. Слегка обнадеживает, что он получил хорошее европейское образование. Так же новенький лидер нации достаточно долго прожил за границей и, как минимум, должен знать и понимать - что такое Запад и западная жизнь.

С другой стороны, Ким Чен Ын не обладает тем административным опытом, который был у его отца. Этот недостаток, возможно, будет компенсирован неким вариантом регентства. В западных СМИ «серыми кардиналами» называют дядю и тетю Ына - Чан Сон Тхека и Ким Ген Хи. Не исключен также вариант «коллективного руководства» с участием ведущих политических функционеров и генералов. Понятно, что при таких подходах система власти в Пхеньяне будет иной.

Лично я с трудом представляю, что в Северной Корее найдутся силы, способные подготовить и провести заговор против наследника Ким Чен Ира с целью захвата власти в стране. То, что мы видели на телевизионных экранах, ясно говорит об одном - рядом с нами живёт несколько миллионов несчастных, запуганных, голодных и абсолютно инфантильных людей, для которых собственная жизнь - ничто, по сравнению с некой абстрактной идеей. Был в КНДР четверть века назад и могу засвидетельствовать - болезнь только прогрессирует, народ на 90 с лишним процентов пребывает вне вменяемом состоянии. Так что Ким Чен Ын будет долго, с этим надо смириться, к этому надо готовиться.

Достоверно о Ким Чен Ыне известно крайне мало. Точно известна дата его рождения - 8 января, его только что отмечали в Пхеньяне. Кстати, довольно скромно, с учётом траурности момента. А вот в каком году родился будущий вождь, уже неясно, разные источники называют то 1983-ий, то 1984-ий. Мать Ким Чен Ына была танцовщицей. Она умерла от рака груди, когда мальчику было 9 лет.

В 1997 году Ким Чен Ир направил сына в Швейцарию - учиться в интернате для детей дипломатов, который находился под Берном. Ын назвался Ыном Паком, сыном северокорейского посла в Берне. Что вполне соотносится с параноидальной склонностью к секретности и мании преследования, коей всю жизнь страдал его настоящий отец.

Администрация швейцарской школы категорически отказывается комментировать тему, касающуюся пребывания сына северокорейского лидера в ее стенах. Однако некоторые одноклассники Ким Чен Ына охотно делятся с журналистами своими воспоминаниями. Например, вспоминают, что «Пак Ын» увлекался баскетболом, выглядел стройным и тренированным, не то, что сейчас. Ещё он свободно разговаривал на немецком, как классическом, так и на швейцарском диалектном, мог читать и изъясняться на французском и английском. По себе знаю, без должной практики эти навыки со временем утрачиваются, но по необходимости подлежат восстановлению.

Ещё один одноклассник «железной маски», сын португальского дипломата, вспоминает, как однажды будущий вождь даже пригласил его в гости. Ын жил в Берне в трехэтажном доме по Кирхенштрассе, где размещались семьи всех северокорейских дипломатов. Правда, приятель ни разу не пустил его в квартиру «родителей» - встречи проходили в фойе, где сидела консьержка. То есть, в школе подозревали, что «Пак» окружён завесой некой тайны, но какой в точности даже не догадывались.

Подросток, как и другие его сверстники, ходил в одежде и кроссовках Nike, майке с эмблемой американского баскетбольного клуба ChicagoBulls, фанатом которого он являлся. Музыкальные пристрастия будущего вождя северокорейского народа, по воспоминаниям соучеников, были примитивными - исключительно революционные корейские песни. Любил фильмы с кунг-фу и Джеки Чаном. Ему нравились комиксы и французская актриса Софи Марсо, особенно в роли девушки Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало».

Однажды, вернувшись с каникул, Ын показал своему португальскому приятелю снимки, где он был запечатлен в Северной Корее на вечеринке с ровесниками и во время мотогонок. Однако в Швейцарии он компаний избегал, алкоголь не употреблял. Берн покинул неожиданно, не закончив 9-ый класс. Только в 2010 году португальский приятель, наконец-то, понял, с кем общался в те годы - Ына официально представили, как наследника Ким Чен Ира. 

Вот с таким типусом мы обречены жить бок о бок долгие годы. Удовольствие, прямо скажем, из экстремальных, недаром наше Приморье вздрагивает после каждого испытания ракет, проведённого корейской стороной. Остаётся только надеяться, что то западное воспитание, заложенное в Ыне в школьные швейцарские годы, хоть как-то компенсирует наследственную коммунистическую азиатчину.

Тем не менее, Северная Корея рассматривается некоторыми нашими туроператорами, как заманчивое экзотическое предложение переместиться на несколько дней из мира капитализма в тоталитарную эпоху военного коммунизма. Правда, удовольствие это не из самых дешёвых - день пребывания в нищей стране обойдётся туристу не менее 70 евро (с обязательным трёхразовым питанием, свободный общепит даже в Пхеньяне практически не работает, всё по карточкам). Плюс ограничения на фото и видео съёмку, особенно в местах, где в объектив может попасть правда о северокорейской жизни. Несмотря на это, данный маршрут считается перспективным, особенно, если совместить его с недельным посещением соседнего Китая.

Всё-таки, в кончине Ким Чен Ира 17 декабря прошлого года было нечто символическое - она произошла в один день с уходом из жизни ещё одного лидера нации, но совершенно другого толка. Экс-президент Чехии Вацлав Гавел войдёт в мировую историю, как один из главных либералов и демократов ХХ века. Во время митинга, прошедшего в Москве 24 декабря на проспекте Сахарова, был замечен плакат «Прага нам ближе Пхеньяна!». Прямой ответ общества на отказ первых лиц РФ лично присутствовать на похоронах президента-драматурга, и в то же время теплые слова, сказанные в адрес малорослого дальневосточного диктатора-самодура.

Один из покинувших в тот декабрьский день этот мир принёс своему народу славу и свободу. Другой продолжил традицию единственной в мире коммунистической монархии, которая держит под ружьем в голодающей стране одну из самых больших в мире армий. Понятно, что армия нужна северокорейцам не для завоевания соседних стран, а для подавления недовольства в собственной. Но при Ким Чен Ире экзотическая диктатура обзавелась еще и ядерным оружием, и это превратило режим в Пхеньяне в один из наиболее опасных на планете, прежде всего, в силу своей непредсказуемости и иррациональности.

Так кто из этих двоих ближе официальной Москве? Вопрос отнюдь не праздный...

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (309)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20