Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

В китайское «яблочко». «Мишень» Александра Зельдовича

Я не очень люблю Сорокина-писателя. Ещё меньше Сорокина-сценариста, он сплошная мука для режиссёров. «Копейка» Дыховичного даже чем-то выигрывает у литературного первоисточника, в ней герои более естественны, чем на бумаге, но от зевоты во время просмотра я так и не избавился. И уж совсем расстроила меня «Москва», снятая командой тех же друзей, что и «Мишень» - Зельдович-режиссёр, Ильховский-оператор. С первым работал ещё в середине 80-х на его дипломе «Воительница», со вторым просто дружим столько лет... сколько не живут. А на экран десять лет назад вышел полной отстой, «поэма дерьма и гноя», как окрестил то кино ещё один наш общий друг.

С одной стороны, у «Москвы» той были особые обстоятельства, хоть в прозу Сорокина их вставляй. Фильм задумывался в середине 90-х, в полное киношное безденежье. Финансирование добывали по всему миру, благо матушка режиссёра - председатель Общества Памяти Холокоста Алла Гербер, ей не каждый откажет. Но деньги подходили рваными частями, потом дефолт, сложности с пост-продакшн. В итоге от задумки до премьеры прошло без малого пять лет. Идея состарилась, мотивация поступков героев устарела, в начале нулевых уже редко кому засовывали в задний проход шланг от пылесоса и включали на полную мощность всасывающий режим. Примерно та же беда произошла с сериалом «Бандитский Петербург», ещё при первом показе он выглядел ретро. Но там телеформат, а тут кинопрокат, другие условия, другие деньги. Короче, расходы не отбились...

И вот новый эксперимент. Тема заманчивая, про вечную молодость, очередной вариант «Средства Макрополуса». Помните, в советское время был фильм «Шанс», снятый по сценарию Кира Булычёва? Милые, пусть и слегка карикатурные советские граждане узнают тайну инопланетного зелья, дарующего, если и не вечную молодость, то здоровье и внешность на века. Ну, кто-то переборщил по жадности и незнанию, превратившись из завсклада в шестиклассника, но в целом всё заканчивается хорошо, позитивно, впереди только светлое будущее. Правда, в реальности скоро началась перестройка, гласность, капитализм, можно только догадываться, кто из этих обновлённых вписался в новую жизнь, а кого выбросило на обочину истории. Помню, были там двое, кто начал жить при проклятом царизме, вот за них-то я полностью спокоен. И вообще, впечатление от «Шанса» светлое, что характерно для продукции киностудии им. Горького той эпохи.

С «Мишенью» всё гораздо сложнее, да и Сорокин - не Кир Булычёв. Перед нами Россия года эдак 2020-го. Расклад в ней такой - общество разделилось примерно на три неравнозначные категории. В первой - богатеи-интеллектуалы, истинные хозяева жизни. Во второй - некие дементоры, обеспечивающие надзор и порядок. В третьей - остальной народ, живущий примерно так же, как и сегодня, от стандартных бетонных коробок до почти трущоб (в отличие от первых двух категорий, там или пентхаусы, или загородные дома с конюшнями).

Так что новаторского, спросите вы, сейчас разве по-другому? Есть, есть важный нюанс «по-сорокински» - для кучерявой жизни в будущем мало что-то один раз удачно приватизировать, надо периодически подтверждать свой статус при помощи тестов. Вот такая социальная справедливость. Не самая абсурдная, между прочим.

Но любая, самая комфортная и успешная жизнь когда-нибудь приедается и становится банальной рутиной. Всё потому, что чувства с возрастом и старением тела затухают. Стимулятор, почти вселенскую виагру, наши недалёкие потомки (они сейчас преддипломную практику проходят) нашли в предгорьях то ли Горного Алтая, то ли Тувы, в шахте космического предназначения, она и есть «мишень». Посидел в такой пару часиков - можно жизнь заново начинать. И никаких денег не жалко, если подавальщица в местном кооперативном кафе в свои шестьдесят выглядит чуть за двадцать.

Ах, вас смутило слово «кооперативное», думаете, у Чертока от старости началась словарная амнезия? Тут ещё один изыск от создателей «Мишени». Жизнь в предгорной красотище как бы застыла в конце 80-х вместе с возрастом людей, в ней обитающих. Вместо лимузина для трансферта гостей - разбитый «микрик» производства то ли Рижского то ли Ереванского автозавода с хамом-водилой за рулём, вместо пятизвёздочного «Хилтона» со  spa-салоном - типичный дом колхозника с удобствами в степи («одна палка для шапки, а другой волков отгоняешь»).

Ну вот, омолодились, вернулись в цивилизацию. И тут из героев полезло то дерьмо, которое сидело в них с юности, но было скрыто слоем образования, корпоративных правил и жизненного опыта. То есть жизнь действительно стала иной, более понятной и откровенной, а чувства - ярче. Но с такими лучше жить в той предгорной дикости, безопаснее и для себя, и для общества в целом.

Фантастика? Безусловно. Но с оговорками и недоработками. 

Например, демонстрация ближайшего будущего, объяснить новые правила жизни - не хитрость, а вот показать. За десять лет в нашей стране, хочу я вас успокоить, случится не так много: изобретут очки, помогающие оценивать в процентах добро и зло, к номерным знакам машин добавят штрих-коды, а само общество, как я уже говорил, разобьют на умных и дураков. Да, ещё немного изменятся машины, и появится огромное количество фур, за которыми будут следить с вертолёта, отыскивая злостных уклонистов - нелегалов.

Теперь о главном. В кадре нет ни одного изображения Путина, значит, зря нас пугают, что он вознамерился править ещё 12 лет. В 2020-ом мы до сих пор сидим на «нефтяной игле», но уже не так плотно, как раньше. Альтернативу экспорту полезных ископаемых составило шоссе Европа-Китай. Которое, понятное дело, проходит по всей территории России, мы его контролируем, обслуживаем, с него, соответственно, и кормимся.

Здесь хочется отметить почти ювелирную работу художников, от декораторов до костюмеров и гримёров. В интерьеры, в уличную рекламу, в одежду, даже в макияж будущих россиян ненавязчиво внесены китайские нотки. Понимаешь это минуте на двадцатой просмотра, когда один омолодившийся таможенник с холодными глазами рака-отшельника устраивает кровавую разборку с китайскими транзистёрами, в китайском ресторане, при посредстве китайских же палочек для еды.

Вам нравится новая жизнь? Знаете, по мне, так уж лучше Путин...

Несколько лет назад я написал материал «Эра Дракона», где рассмотрел не самый мрачный сценарий китайской экспансии. Мой одноклассник, проживающий ныне в Канаде, куда попал транзитом через Израиль, тут же стал подозревать меня в симпатиях идеям ДПНИ (Движения против нелегальной иммиграции), а в качестве примера толерантности привёл истории своего сына, у которого китаец увёл подругу. Надо будет Сорокину подсказать сей небанальный сюжетный ход - появление популяции еврейских китайцев (или китайских евреев).

Ещё грустно от того, что посреди этого великолепия евро-азиатского стиля бродит такое количество бомжей. Было впечатление, что их даже больше, чем сегодня, видимо, открытие транснационального пути «из китайцев в греки» не оказалось панацеей для отечественной экономики.

Ну, а что внутри наших «несредних» героев? Их, извиняюсь, пробило на б...ство. Да-да, в самом прямом, а не переносном смысле, при любой возможности и даже невозможности совокупляются с частотой и охоткой кроликов, разве что не плодятся. Однако делают это жёстко, порой жестоко, иногда даже с кровью. Но это явно сорокинское, у Зельдовича, насколько я знаю, с тем делом проблем никаких - без недостатка, но и не с переизбытком.

В общем, за вечную молодость приходится платить. А жить лучше на природе, в дикости, там, где новые экономические отношения находятся в зачаточном состоянии.

Наверное, надо пожалеть героев. Но не получается. Даже я не привык искренне сочувствовать преуспевающим бизнесменам, раскрученным шоуменам с федеральных телеканалов, сотрудникам спецслужб и их холёным, пусть и рефлексирующим самкам. Так же мне не очень верится в то, что, однажды прозрев, эти люди бросят свои пентхаусы и переедут в юрты и дома колхозников. Ну, разве что в четвёртой стадии лейкемии, хватаясь за последнюю соломинку, но это уж совсем другая история.

Ещё одна проходная сюжетная линия фильма (который, к слову, и без того перегружен второстепенными эпизодами сверх всякой меры, смело можно резать минут сорок экранного времени) - встреча двух любящих сердец после сорокалетней разлуки. Расставались, между прочим, специально, чтобы время стёрло возникшие противоречия, договорившись о встрече «в шесть часов вечера после войны», при этом зная, что не состарятся. Красиво? А то! Только бы я за эти годы так гульнул... да и они не похожи на святых. Значит, туфта.

Самое положительное, что я вынес из картины, это очередное подтверждение того, что мой друг Саша Ильховский - гений операторского мастерства (что, впрочем, не такая уж новость), большинство кадров, им снятых, так и хочется повесить в рамке на стену. Ну, а его тёзке Зельдовичу сочту за наглость посоветовать иногда менять сценаристов. Сорокина не все понимают даже на Берлинналле...

 

Леонид Черток    


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (36)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20