В остальном же - не мой жанр. Но тут присоветовали, посмотри, говорят, многого не обещаем, но не пожалеешь. Интернет как раз не работал, я и посмотрел. И не пожалел. Задумался...
Для начала расскажу одну историю. В одном из первых выпусков телевизионной версии газеты «Спид-инфо» мы разрабатывали тему насилия в семье. Снимали в подмосковном детском приёмнике-распределителе. И там была девочка лет шести-семи абсолютно ангельского вида. Подходила к каждому из съёмочной группы и жалобно просила - «дядя-тётя, заберите меня отсюда, я в семье жить хочу». Уже на камеру, скромно тупя глаза, она рассказала, как в приёмной семье дедушка лазил ей рукой «куда нельзя», а тётя, которую она доверчиво называла мамой, за малейшую провинность лупила мокрой бельевой верёвкой по попке. На обед у бедняжки была пустая каша, на ужин - такие же пустые макароны, ей до сих пор кушать хочется...
Мы над этими рассказами рыдали в три ручья и чуть не подрались, кто пойдёт оформлять опекунство над маленькой страдалицей. Наш благородный порыв остудила местная нянечка, поведав, что ангелочек сей их постоянный клиент, ни одна семья её больше полугода не выдерживает, и ещё такие подробности о нравах и привычках ребёнка, которые я здесь не рискую привести из этических соображений.
В том, что нянечка рассказала правду, мы убедились в конце съёмочного дня, случайно услышав, каким языком общается «ангелочек» со своими сверстниками в отсутствии взрослых. Поверьте, наш старшина Фабричный со стыда бы сгорел от таких лексических оборотов и физиологических подробностей. Причём говорила их девочка не механически, как лишь когда-то услышанное, а вполне осознанно, с нужными акцентами и ударениями.
Так вот, не знаю, как кому, а для меня «Камень», прежде всего, стал историей о трудном детдомовском детстве. Трудном для всех, и для воспитанников, и для воспитателей. Кто-то явно увидел в нём страшную дилемму: что дороже - собственная жизнь или жизнь собственного ребёнка. Что ж, его право, я буду рассказывать о своём...
История не из самых затейливых, но со своей изюминкой. У владельца крупного торгово-развлекательного центра (плюс «заводов, газет, пароходов», о чём в фильме впрямую не говорится, но следует из его размаха и стиля поведения) крадут сына. Причём делают это с особым цинизмом, непосредственно во владениях отца, охрана лопухнулась. Таинственный посетитель денег не требует, в качестве выкупа настаивает, чтобы магнат покончил с собой. И добивается своего, но только когда отец похищенного ребёнка вспоминает, как в детстве он, сбежавший детдомовец, бросил своего маленького «напарника» на автобусной остановке, и тот теперь ему мстит за потерю веры в людей. Правда, и сам похититель кончает с собой, потеряв смысл жизни.
Это, так сказать, остов. Всё дело в «мясе». И нервах...
Параллельно дядя Камень, как именует себя сам похититель, периодически возвращается в своё приютское детство, где над ним издевались воспитатели. Ну, он им, когда вырос, тоже дал жару, обоим забил по гвоздю-сотке в сердце. Причём главную садистку, директора детдома, сыграла Елена Коренева. Та самая трогательная медсестра Людочка из «Покровских ворот», по уши влюблённая в нескладного и смешного Хоботова. Здесь она жёсткая стерва, называющая своих воспитанников «нежитью». Но становится она такой лишь при воспоминании о своём педагогическом поприще. В остальное время, слегка инфантильная дама забальзаковского возраста, не лишённая пикантности. Может, всё дело в издержках профессии?
Вряд ли кто-то станет оспаривать постулат, что российские школьные учителя - святые люди. Тогда как назвать тех, кто работает с трудными подростками? В юности я знал женщину, работавшую в школе для олигофренов. Иногда она сама производила впечатление не совсем нормальной.
Совсем недавно читал в Московском комсомольце» жуткую историю, приключившуюся с прекрасной актрисой, некогда звездой «Табакерки», Евдокией Германовой. Бездетная, рано постаревшая Дуся, поставившая крест на своём женском счастье, взяла от одиночества мальчика из детдома. Последующие месяцы превратились для неё в непрекращающийся кошмар, мальчик оказался настоящим исчадием ада. После детального освидетельствования врачи вынесли ему вердикт - при свободном перемещении крайне опасен для всех окружающих, имеет генетическую склонность к использованию холодного оружия. Актриса боролось за него, сколько сил хватило, пока друзья насильно не забрали зверёныша, серьёзно опасаясь за жизнь подруги.
И таких историй вам нарассказывают в любом детском доме. Какие же надо иметь нервы, чтобы ежедневно входить в клетку с этими детками? Когда в интернете появляются истории про то, как иностранные усыновители отказываются от приёмных детей из России, я не спешу возмущаться таким бессердечием. Просто людям толком не объяснили, к чему готовится. Помню, как одна такая не справившаяся мамаша жаловалась, что «рашн бой» опИсал все углы её дома. Да пусть молится, что на голову ей не наложил!
Надо понимать - самое благодарное время для усыновления было после войны (когда мало кому жилищные и финансовые условия позволяли). Позже советские детдома в основном пополняли оставленные в роддомах дети, появившиеся вследствие случайных связей и сексуальной безграмотности. И это было тоже не самое страшное. Оно началось, когда в 90-х детские дома стали пополнять те, кто появился на свет в результате группового изнасилования какими-нибудь бандитами (об этом мне в те годы много рассказывали специалисты в рамках уже упомянутой телепрограммы), отпрыски алкоголиков и наркоманов. Оглянитесь вокруг, много ли вы увидите детей, которые в случае гибели родителей останутся без призора? Мне известны случаи, когда за таких малышей бывшие одноклассники погибших родителей судились с их дальними родственниками.
Всё это называется «суровой правдой жизни». И я совсем не хочу оправдать жестокость героини Кореневой, хотя здесь налицо синдром профессионального выгорания. Но ситуация с жестоким обращением и побегом кажется мне более чем жизненной. А вот дальнейший путь тех маленьких беглецов вызывает сомнения. Хотя и здесь всё может быть не так просто...
Неоднократно читал о том, что выпускники детдомов редко добиваются чего-нибудь путного. Факторов здесь масса, но главный - отсутствие какой-либо поддержки, от государства в том числе. Настоящей ненаучной фантастикой в своё время смотрелся сериал «День рождение буржуя», в котором сразу два бывших детдомовца стали вполне интеллигентными олигархами. В «Камне» мы тоже имеем двух таких нуворишей. Об одном мы знаем - после побега он рванул к бабке. По манерам его и прихватам можно предположить - пацан прошёл нелёгкий путь от братка до легального бизнесмена, что редко, но случается в природе. Но и второй, похититель, совсем не прост, а даже очень упакован. И говорить умеет так, как будто после детдома попал в английский частный пансион. Тут можно пофантазировать, что, после побега, он был усыновлён хорошими и состоятельными людьми. Которые дали ему соответствующее воспитание и старт в будущее, так и не вычислив, что затаил он в укромном уголке своей души. Но это я, известный фантазёр, другому же зрителю требуется, хотя бы, посыл в нужную сторону.
Поиск похищенного ребёнка, вернее, технология данного процесса, вызывает вопросы. Свидетели, видевшие похитителя в лицо - сотрудник низшего звена торгового центра и проститутки. Совершенно непонятно, почему подключённая к розыску полиция не озаботилась такой элементарной вещью, как составление словесного портрета, азы криминалистики. Сотрудник, сыгравший помимо своей воли ключевую роль в киднэппинге, выглядит таким, с позволения сказать, быдлом, что удивительно, почему никто не заинтересовался, что он делает в компании респектабельного господина. Да и ему самому было впору задуматься, откуда такой интерес к нему, простому работяге, у лощёного бизнесмена. Всё, как-то, не очень правдоподобно, а можно было придумать всему своё оправдание.
Так же мне не очень понятна роль непонятно зачем появившейся в середине сюжета проститутки, набивающейся к Камню в подруги жизни. С одной стороны, он с ней раскрывает зрителю свою жизненную философию. С другой, девушка настолько покорно воспринимает присутствие мальчика, находящегося с суровым дядей явно не по своей воли, что мне до самого конца казалось, что это секретный внедрённый сотрудник, решивший для достоверности заняться с подозреваемым ураганным сексом (над ним, кстати, начинающему киноактёру Светлакову ещё работать и работать). Вот, думаю, сейчас рванет из трусов «макаров» и..., но не случилось. Мне обидно, когда ружьё не стреляет...
И обязательно о Светлакове, ведь под него фильм и создавался. Сергей, несмотря на все идиотские «раши» и «яйца», мне нравится, он кажется неглупым и приличным человеком. Но пока я не скажу, удача это актёрская или... больше не надо? С одной стороны, он совершенно другой, особенно взгляд. С другой, там и напрягаться не приходилось, если режиссёр догадался дать команду «сыграй себя наоборот». Я за первый вариант. Очень хочется лишний раз испортить настроение Маслякову, который бесится, когда кто-то из КВН выходит на собственную орбиту без его личного участия (в прибылях).
В остальном, я фильм рекомендую тем, кому в данный момент делать нечего. Скучно не будет...
Леонид Черток