И это все о нем, или Споры о Лесном кодексе
В Архангельске проект нового Лесного Кодекса широко обсуждали еще 26 февраля. Именно в тот день здесь прошло выездное Всероссийское совещание Союза лесопромышленников и лесопользователей России. К единому мнению участники форума так и не пришли. Ни в отношении к предлагаемому проекту закона, ни к тому, какие поправки вносить в первую очередь, какие - во вторую.
Самым оптимистичным прогнозом относительно нового Кодекса поделился полномочный представитель Президента в Северо-Западном Федеральном округе Илья КЛЕБАНОВ, который принимал участие в работе совещания. «Нужно принимать Лесной кодекс. Все согласительные комиссии пройдены, - заявил он журналистам еще до начала работы форума – в аэропорту. - На заседании Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, которое пройдет в администрации Архангельской области, мы окончательно сверим все позиции, обсудим нюансы. Для этого я и нахожусь здесь. Минэкономразвития, Министерство науки и Министерство природных ресурсов уже договорились по принципиальным вопросам. Это серьезное достижение, поэтому я надеюсь, что Лесной кодекс будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства и принят». И по окончании работы совещания речь полпреда не претерпела изменений: «Есть определённые технические нюансы, которые могут быть согласованы и доработаны в течение 1,5 - 2 месяцев максимум, обязательно с привлечением мнений регионов».
Сергей ИГРИЦКИЙ, председатель совета директоров концерна «Орими», назвал новый Лесной кодекс не только «конституцией отношений, связанных с лесом», но и «документом прорыва» только за то, что там идет речь о разгосударствлении собственности. Однако Сергея Тихоновича тоже очень интересует механизм перехода к частной собственности, это важно - дабы не остановилась работа в лесу.
А вот представитель Всемирного фонда дикой природы Андрей ПТИЧНИКОВ подверг резкой критике вообще все редакции кодекса: «Они настолько существенно отличаются друг от друга, что их продуктивное обсуждение чрезвычайно осложнено. Эти проблемы - результат того, что Лесной кодекс разрабатывается разными ведомствами. Главным вопросом, требующим согласованного решения, остается проблема источников финансирования работ по лесовосстановлению и борьбы с пожарами».
Заместитель директора по управлению лесозаготовительными предприятиями ОАО «Соломбальский ЛДК» Василий ДЕРБИН, отметил, что арендаторы уже сейчас принимают активное участие в выполнении лесовосстановительных работ, имеют опыт договоров об оказании услуг по пожаротушению, в которых скрупулезно оговариваются все вопросы, связанные с этим важнейшим делом, - предоставление рабочей силы, транспорта, средств пожаротушения. Так что проблема состоит в том, кто и каким образом будет эти работы финансировать.
С тем, что механизм финансирования работ необходимо уточнять, согласились все лесозаготовители, а также представитель областной администрации - советник департамента ЛПК Дмитрий ТРУБИН. А директор областного департамента ЛПК Алексей ПАВЛОВ о своем отношении проекту ответил так: «Отрицательное. Так как лес - не только промышленные заготовки, но значительная часть древесины - около двух миллионов кубометров в год - используется для потребностей населения. И в новом лесном кодексе эту категорию абсолютно исключают».
Вызывает споры и идея приватизации лесов. Директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов корпорации «Илим Палп» Дмитрий ЧУЙКО на совещании заявил: «введение частной собственности на лесной фонд позволит лесопромышленным компаниям значительно увеличить капитализацию и поднимет инвестиционную привлекательность всей отрасли. Переход в собственность, если исходить из практики зарубежных стран, позволяет существенно повысить эффективность лесопользования, результативность работы по сохранности лесов». Однако ведущие лесозаготовители в Архангельской области предлагают более тщательно продумать механизм передачи в собственность от государства частному собственнику участков лесного фонда и категории лесов, подлежащих приватизации.
Антон ЛОЙТЕР, один из руководителей Архангельского ЦБК, настроен противоположно. «Проект нового кодекса, безусловно, прогрессивен, - считает он. - Впервые лес может перейти в частную собственность. Однако механизм перехода в собственность не прописан, что является большим недостатком существующего проекта. Это не удовлетворяет ни крупных, ни мелких лесопользователей. Кроме того, согласно новому Кодексу, все противопожарные и лесовосстановительные работы возложены на арендатора или собственника. При нынешнем состоянии дел даже крупные компании не смогут вести ответственное лесопользование, потому что в хозяйственном обороте находится менее четверти лесных ресурсов. Более всего лесопользователей волнует то, что ни в одной из статей новой редакции Лесного кодекса на арендатора или собственника не накладывается обязательств по ведению заготовок леса для нужд промышленности. Иными словами, новый собственник может приобрести на аукционе промышленные леса и использовать их для развития туристического или иного бизнеса. Мы считаем необходимым прописать в Лесном кодексе определенные обязательства по промышленному освоению лесов. На расширенном заседании Совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России было принято обращение к федеральным органам власти, ответственным за разработку нового Кодекса с просьбой провести тщательную доработку проекта перед внесением его в правительство».
Еще один камень преткновения - распределение участков лесопользования. Именно эта тема разнила доклады заместителя министра экономического развития Всеволода ГАВРИЛОВА и вице-президента Союза лесопромышленников России Леонида МАКЛЮКОВА. Маклюков говорил о том, что при аукционном распределении лесных участков в выигрыше остаются богатейшие предприятия, которые обеспечивают лишь 20% лесозаготовки. Остальные 80% приходятся на долю беднеющих и гибнущих леспромхозов. И если аукционные ставки увеличить еще в два-три раза, как предлагает Минэкономразвития, лесозаготовка сократится еще, а количество «лесных» банкротов возрастет в десятки раз. Все предложения Союза лесопромышленников по корректировке системы аукционов, между тем, по словам Маклюкова, приняты не были. Всеволод Гаврилов, министерство которого и будет вносить готовый Лесной кодекс в правительство, парировал, что только аукционы могут обеспечить прибыль ЛПК, а определение ставок - задача самого правительства. При этом Гаврилов дважды подчеркнул, что «мы открыты для всех предложений, со всеми ведомствами у нас единое целеполагание. Если возникают вопросы - это не потому, что мы не хотим работать, а потому что это очень трудный процесс - совсем не просто принять такого рода закон в XXI веке».
Депутат областного Собрания, директор Шенкурского лесхоза Николай ТЯПКИН говорил о том, что
нет ясности в новом кодексе и с тем, как будет вестись заготовка второстепенных лесных материалов и ресурсов. «Это заготовка грибов, ягод. Это использование леса в целях охоты, использование в целях отдыха, - поясняет Тяпкин. - И представьте: я беру лес в аренду на заготовку грибов и ягод. Владелец, который получит лес в собственность или в аренду даже для заготовки грибов и ягод, поставит шлагбаум и ограничит доступ местного населения. Как это, нормально? То же самое – для использования леса в охотничьих целях. То есть закон не отвечает интересам жителей, прежде всего, многолесных районов». Тяпкин же акцентировал внимание и на том, какие сложности могут возникнуть у местного населения, которое пользуется лесом в личных целях. «Сегодня для того, чтобы сделать в лесу какую-то работу, надо выписать лесорубочный билет или ордер. Любой гражданин наш, который живет на селе, приходит за этим в лесничество. И с этим документом производит заготовку дров для отопления. Или для строительства дома. Закон, который предлагается нам принять, говорит, что лес должен быть продан только через аукцион. Это значит, гражданин должен приехать в центр на аукционную комиссию, должен пройти все процедуры, связанные с аукционом. Кроме того, он должен затем заключить договор, зарегистрировать договор в центре регистрации прав. Представьте, какая бюрократия вырастает! Мы только усиливаем влияние бюрократии. Этого не должно быть!».
«Кодекс полностью соответствует российскому законодательству, но не имеет ничего общего с реальностью, - резюмировал итоги всероссийского совещания вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России Андрей ФРОЛОВ. - Наша задача - наполнить его техническими деталями, чтобы привести его в соответствие с реальностью. Необходимо совместить административные методы и законы свободного рынка для развития ЛПК страны. Это очень сложная задача. Но именно её нам и предстоит решить в самое ближайшее время».
Всего для доработки нового Лесного кодекса собрано порядка 1.000 предложений из субъектов Российской Федерации, в том числе из Архангельской области. Но непосредственное принятие документа нарисует лишь рамку, в пределах которой этот закон будет действовать. Для того же, чтобы он заработал в полную силу, в правительстве России должны будут принять еще три федеральных закона и порядка 30-ти подзаконных актов.
Татьяна ДЕМИНЦЕВА