Улыбка как двигатель прогресса
Добрый товарищ моей юности, прошедший тернистый путь от упаковщика склада готовой продукции одного из мелких московских издательств до шеф-редактора Издательского дома «Коммерсантъ», Андрей ВАСИЛЬЕВ слывет среди московских журналистов начальником новой формации, за которого они в «огонь и воду». У Андрея, как и у всех рыцарей пера и диктофона перестроечного периода, разрушенная нервная система, псориаз и кариес, он может сорваться и накричать на подчиненного. И не всегда по делу. Но как можно таить злобу на начальника, который после громогласного разноса делает глубокий выдох, отечески смотрит на подчиненных и говорит свою коронную фразу: «Не обижайтесь на старика, родные, я же м…к». За это ему прощается все. Даже лишение квартальной премии.
Я не призываю всех начальников идти по этому популистскому пути. Не у каждого получится такое гармоничное уничижение. Согласитесь, трудно представить вышеупомянутую фразу, прозвучавшую из уст действующего Президента. Хотя в чувстве здорового юмора и ему не откажешь. На предвыборных встречах со студентами Владимир Владимирович ПУТИН с улыбкой Макиавелли на устах просил не сравнивать его с «неумными чиновниками». Мол, предвыборная гонка в самом разгаре, и такие высказывания могут непоправимо повлиять на его рейтинг. Студенты смеялись. Рейтинг рос как на дрожжах. О результатах вы в курсе.
Феномен безумной популярности самого молодого из генеральных секретарей ЦК КПСС Михаила ГОРБАЧЕВА основывался не только на первых потугах всеобщей демократизации и попытках ввести альтернативную экономику цивилизованных кооператоров. Мир впервые увидел, что у главы ядерной сверхдержавы на лице появились проблески простых человеческих эмоций. Привычно путаясь в ударениях, Михаил Сергеевич позволил невиданную доселе роскошь: шутить не только над соратниками по партии, но и над самим собой. Его самоирония покорила всех, даже заклятых врагов из капиталистического лагеря. Немудрено, что до сих пор он самый востребованный и высокооплачиваемый лектор в университетских аудиториях.
Алтайский край на последних губернаторских выборах отдал предпочтение представителю популярного речевого жанра – Михаилу ЕВДОКИМОВУ. Выбор был не богатый: или хлипкая дотационная стабильность от руководителя старой формации, или «ветер перемен» от мастера «Аншлага». Избиратель решил однозначно – хорошо не жили и нечего привыкать, зато посмеемся. Жители красивейшего края явно разуверились в счастливом экономическом будущем родного Алтая при любом руководителе и проголосовали эмоциями. Вспоминается старая история времен крепостного права. Помещик послал управляющего для сбора оброка с «подведомственных» деревень. По прибытию поинтересовался:
«И что там крестьяне?»
«Ругают Вас, Ваше сиятельство, на чем свет стоит!»
«Поворачивай назад, еще подати собери».
Вернулся управляющий с полными возами.
«Ну, как народ?»
«Кроют власть, срамно слушать».
«Давай по-новой».
Вернулся управляющий с полупустыми телегами.
«Что народ?»
«Да смеются!»
«Распрягай, теперь у них точно ничего не осталось!»
Вот он, загадочный русский характер. Злятся на власть, когда по закромам и сусекам еще можно наскрести на масленичные блины. А когда наступает предел, в ход идет здоровое чувство юмора. И мне кажется, что любимый «банный» персонаж Евдокимов имеет все шансы переизбраться еще не на один срок. За ним, конечно, стоят серьезные парни из топливно-энергетического комплекса, готовые вложить немалые средства в развитие дорогого их сердцу региона. Но даже в случае экономического сбоя, не дай Бог, конечно, у нового губернатора всегда есть возможность пошутить в прямом эфире над собой и своими экономическим советниками. Народ поймет. И простит. И даст шанс на исправление ошибок. Россия ценит такое качество, как САМОИРОНИЯ.
Бывший губернатор Архангельской области Анатолий ЕФРЕМОВ очень импозантно смотрелся на телеэкране. И «речевой жанр» был его сильной стороной. Он имел в запасе несколько беспроигрышных домашних заготовок из своей догубернаторской жизни, которые, по его мнению, должны были создавать ему имидж областного главы, не утратившего связи с народом. Но все истории касались именно жизненного периода до 1996 года, когда он стал во главе загибающегося от экономической разрухи края. К себе, как губернатору, Анатолий Антонович относился более чем серьезно. На последних предвыборных встречах в глубинке он рассказывал поморским сельчанам о будущем строительстве атомной электростанции, о перспективах алмазодобычи с многомиллионными долларовыми налогами в казну области… Сельские бабушки смотрели на него, мягко говоря, с удивлением. Им бы услышать, чем избу натопить суровой северной зимой, да что на стол подать к светлому пасхальному празднику. Миллионные контракты для них – это как межгалактические круизы по путевкам «Росавиакосмоса». Они устали ждать и надеяться. Им нужны не перспективные будущие доллары, а сегодняшние стабильные «деревянные» рубли. На них уже можно купить все необходимое. Запоздалое покаяние губернатора по поводу: «Меня обманывали, я не знал, что народ так страдает», - возымело обратный эффект и отняло у Ефремова во втором туре не один десяток процентов. Это верные ленинцы тридцатых годов прошлого века, едущие в «столыпинских» вагонах поднимать экономику Колымского края, верили, что «товарищ Сталин ничего не знает о перегибах на местах». В начале ХХI века «незнание» не освобождает от ответственности. Анатолию Антоновичу опять изменило чувство самоиронии. Исправить ситуацию было уже не в его силах.
За Анатолием Антоновичем закрепилась слава жесткого руководителя. На еженедельные областные планерки директора департаментов часто приходили, не зная, в каком качестве они выйдут через полчаса. Трудно судить, были ли эти отставки мотивированы. Но, как бывший работник администрации области, могу свидетельствовать: его гнева и резких изменений настроения боялись, как высшей кары. И никогда не возражали. Боялись расстроить губернатора. А, значит, действительно скрывали положение дел в районах.
Маленькое лирическое отступление: на киностудии «Мосфильм» эпохи застоя мечтой любого кинематографиста было попасть в съемочную группу режиссера Никиты МИХАЛКОВА. И не важно, что съемки будущей картины проходили не на Елисейских полях Парижа, а в диких степях Забайкалья. Это была большая творческая семья единомышленников, которая много лет после выхода картины на экран продолжала дружить домами. Что отнюдь не поощрялось студийным руководством и его партийной организацией. При этом в группе была строгая дисциплина, и свято соблюдался принцип сухого закона во время съемок. Никита Сергеевич придумал потрясающий вариант групповой психотерапии, который был перенесен на экран в фильме «Утомленные солнцем». После каждого съемочного дня вся группа, от исполнителей главных ролей до бригады осветителей, играла в футбол! И в пылу спортивный борьбы помощник режиссера мог высказать директору картины все, что он думает о его предках до девятого колена. А если невмоготу, то и подножку сделать. Зато после игры все снова становились братьями и сестрами без лишнего панибратства. Жалко, что никто не подсказал Анатолию Ефремову проводить товарищеские матчи по хоккею с мячом между директорами департаментов со своим участием в качестве защитника. Или спарринги по таэквон-до.
Избранный 28 марта 2004 года на пост главы администрации Архангельской области Николай КИСЕЛЕВ в своих первых послевыборных интервью заявил о готовности исправить ошибки предыдущего областного руководства. То есть - не отрываться от надежд и чаяний простого человека. Народ ему поверил, и у нас пока нет повода сомневаться в его искренности. Но внешний имидж «первого лица» иногда играет еще большую роль, чем достижение поставленных задач. Очень хочется увидеть губернатора с доброй улыбкой на устах и с мудрой хитринкой в глазах. Пока же перед нами образ сурового исправителя чужих ошибок. Увидим ли мы его истинное человеческое лицо, способное на простую шутку и здоровую самоиронию? Для народной любви это не так мало. Будем ждать.
Леонид ЧЕРТОК