Основы земского самоуправления
6 мая мэр Новодвинска Михаил ЮРЬЕВ предложил на рассмотрение депутатам городского Совета свою административную структуру - схему из клеточек и стрелочек. После этого те же интеллигенты начали ждать имена тех «счастливчиков», которые должны будут заполнить вакансии в мэрии. Вполне нормальный процесс в человеческом сообществе. Каждый хочет выжить, а поэтому пытается предугадать дальнейшее развитие цивилизации и свое место в ней. В Новодвинске ощущение легкой паники, которое наступило сразу после переизбрания верховного руководителя 14 марта, сменилось заискивающими настроениями. В начале задавали вопрос: «Что будет дальше?». Спустя пару недель после прихода нового городского руководителя стали спрашивать: «Как будет дальше?». Теперь же: «Чем все закончится?». Люди беспокоятся за свои позиции. Они не хотят ничего потерять. Но есть и те, кто надеется в этой ситуации даже что-нибудь приобрести. Это так называемые сторонники мэра, помогавшие ему в предвыборной гонке, и ждущие теперь наград на свою грудь, или голову, это уж как «судьба» распорядится. Поэтому до 6 мая в новодвинском обществе шло бурное брожение всевозможных домыслов о том, кто и на какое место в администрации может сесть. Теперь же все стало более-менее понятно.
Структура администрации - это схема, состоящая из клеточек и стрелочек, которые показывают, какая клеточка является доминантой, а какие ей обязаны беспрекословно подчиняться. На бумаге все выглядит достаточно просто и понятно. Мэр Юрьев особо не стал себя утруждать занятиями по черчению и пригласил для этого ответственного дела специалистов из института управления ПГУ, тем более что таковой имеется в областном центре. Специалисты с радостью откликнулись на это предложение и даже в ходе переговоров «умудрились» заключить договор на четырехлетнее сопровождение всего муниципального управления. Все-таки опытные специалисты, ученые. Итак, наемные специалисты взялись за работу. Исходя из соображений заказчика, изменений на федеральном и областном уровнях, используя законодательную базу, была создана новая структура администрации Новодвинска.
Мэр Юрьев на своем посту второй раз. Впервые в руководители города его избрали в 1996 году. К 2000-му народ в нем, по всей видимости, разочаровался и поставил во главу «человека комбината» (Николай ДРУЖИНИН до избрания работал на АЦБК). Но непредсказуемый электорат предоставил возможность Юрьеву взять реванш. В 2004 году новодвинцы вновь избрали мэром человека, который вызывает к себе двойственное отношение. С одной стороны, во время его правления внешне город становится благополучным, и ему за это благодарны, с другой - поведение, образ жизни, система отношений Юрьева, порой, не понятны простым гражданам Новодвинска и даже вызывают недовольство и осуждение в их среде. Тем не менее, Юрьев - мэр. Придя к власти, он на протяжении двух месяцев вычерчивал свои взаимоотношения с каждым городским субъектом, будь-то отдельный человек или же предприятие. Публично Юрьев не раз заявлял, что он «служит для людей, для простого человека». Вот только работники коммунальных предприятий - это не люди, руководство городской больницы тоже называется по-другому, а чиновники родной мэрии по определению не заслуживают внимания своего начальника. Система двойных стандартов присуща, опять же, человечеству. Только если она нас устраивает, мы живем, не замечая негативных явлений. Если же альтернатива нам противна по ряду причин, начинаем «вопить» направо и налево, что к нам несправедливы. Мэра Юрьева система не равнозначного, двойного подхода к проблемам горожан устраивает. Пока. Так было в конце 90-х, так происходит и сейчас. Мэр Юрьев не очень-то изменился, всего на 4 года.
Изменение структуры любого общественного института – это ни что иное, как вариант для устранения нежелательных людей, находящихся в ней. Это понятно и не понятно одновременно. Понятно, что «врагов» надо «убирать». Непонятно, «зачем бить своих», ведь «чужие и так боятся».
Я не буду пытаться ответить на вопрос: «С какой целью изменили структуру администрации Новодвинска?», а прослежу ее генезис.
В первый Юрьевский срок существовала вполне безобидная мэрия, в которой Глава имел трех заместителей, 7 управлений и 3 комитета. С приходом Дружинина структура изменилась не намного: 2 заместителя, 5 управлений и 4 комитета. В 2000 году изменения коснулись в основном верхушки городской власти, названия и функции отделов, а главное кадры практически не изменились. Сейчас же Юрьев, делая заказ ученым, осознанно и не совсем, повлиял на создание новой структуры. Теперь у него будет 4 заместителя и 1 помощник, управлений не осталось, из комитетов продолжил свое существование только один - по управлению муниципальным имуществом. На первый взгляд, изменения серьезные и даже в сторону прогресса – мэр хочет быть ближе к своим отделам и населению. Первым впечатлениям верить можно, но не всегда, и в основном в вопросах любви, а не муниципального управления. Разработчики структуры, используя в первую очередь опыт Юрьева и специфику Новодвинска, привели в систему тот материал, который им дали в руки. Четыре направления городского хозяйствования, которые существуют в каждом муниципальном образовании, и Новодвинск не исключение, достались четырем заместителям мэра: по экономическим, социальным, коммунальным и административным вопросам. Предшественник Юрьева справлялся с этим объемом при помощи двух заместителей. К тому же в России уже не один год создается вертикаль власти, и чтобы в нее вписаться появился «пятый элемент» - помощник мэра, который, по всей видимости, ежедневно будет представлять Новодвинск на областном уровне.
Это вкратце то, что Юрьев предложил городским депутатам. И защитники народных интересов проголосовали за весь пакет, не вникая особо в подробности. Понятно поведение специалистов в «муниципальном управлении», для которых Новодвинск - площадка для проведения эксперимента, предмет научного изучения, возможность заработать деньги. Не укладываются до конца в логическую цепочку действия городских депутатов. Им-то жить в этом городе еще не один год. И в одночасье переходить с колес на протезы никогда не было верным управленческим шагом. Скорее всего, все запуталось в межличностных отношениях. Именно межличностные отношения Юрьева и определят ключевые персоналии в структуре мэрии Новодвинска. Несомненно, они достанутся тем, кто до этого был в забвении вместе с Юрьевым, а после 14 марта получили возможность «поуправлять» городом. Любая номенклатура устроена по принципу круговой поруки, и связав себя однажды с Юрьевым, его сторонники будут ходить за ним по пятам, да и сам Юрьев не в силах будет отказаться от присутствия своего окружения – все слишком «перепуталось», чтобы уложиться в какую-то структуру администрации.
Менеджмент - это не командование, а управление процессом. Не важно каким, историческим, молекулярным или общественным, это управление, которое подразумевает контроль над происходящим, ответственность управленца за последствия, готовность жертвовать собой на благо системы, но никак не наоборот. Осмелюсь предположить, что в новой структуре этого нет. В ней легко командовать сверху, давать поручения и спрашивать за их исполнение. Но в то же время ни один из элементов структуры не наделен самостоятельными полномочиями, кроме самого мэра, а это ведет к тотальной безответственности чиновников всех уровней. Не потому что они люди такие, а по причине своего удручающего положения. Им будет запрещено без ведома мэра делать очень многое. Чиновников в новодвинской мэрии предостаточное количество, а вот Юрьев один, и справится ли он со всем объемом поступающих предложений и вопросов от подчиненных, это еще «бабушка надвое сказала». Следовательно, то, что произошло 6 мая, для новодвинских депутатов стало политическим поражением, проигрышем в незамысловатой межличностной «игре». А вот для мэра Юрьева – это не политическая победа. Это … Может быть. Покажет ближайшее время.
Рюрик ЭРЕНВОРТ