Глава Казкосмоса Талгат Мусабаев уточнил, что в настоящее время между Россией и Казахстаном ведутся переговоры о поэтапном отходе казахской стороны от условий аренды комплекса, заключенного в 1994 году, и созданию проекта нового «всеобъемлющего договора».
«Сейчас обсуждается возможность отхода от арендных отношений по городу Байконур, который может быть передан под юрисдикцию Казахстана», - сказал Мусабаев в рамках правительственного часа в мажилисе (нижней палате) казахстанского парламента в понедельник. По словам политика, «никогда этот вопрос до этого не ставился. Вот сегодня положение такое». Так и хочется спросить - какое? Война, дружба врозь, или Назарбаев на склоне лет решил забросать общий космос казахскими ракетами с собственным портретом на обшивке?
Между тем, глава Казахского космического агентства ещё раз подчеркнул, что отход от аренды будет осуществлен поэтапно. «Мы не говорим, что сразу мы аренду прекращаем, это невозможно сделать одним махом, это будет беда. А вот частично, поэтапно», - пытался успокоить давних партнёров (то есть, нас) Мусабаев.
Как этот процесс видит Казахстан? Первым этапом прекращения договора об аренде может стать вывод из-под аренды России пусковых площадок комплекса «Зенит», а также города Байконур. «Первый этап - это по «Зениту». Это фактически правый фланг космодрома Байконур, это сам по себе космодром, отдельный, в других странах даже такого нет. Вот если мы выведем из аренды это правое крыло и войдём туда уже как полноправные участники, это огромный шаг вперёд Республики Казахстан», - цитируют Мусабаева. Что ясно указывает на то, что шаг по сворачиванию российской аренды из разряда политических и направлен на подъём престижа собственной страны. Или, всё-таки, у Казахстана появились более щедрые и сговорчивые партнёры? Это ещё предстоит выяснить. Пока же можно констатировать лишь небрежное отношение космического чиновника к построению фраза на русском языке. Или это огрехи переводчика? Как много вопросов...
Назвать какие-то более конкретные сроки, когда произойдёт изменение статуса города и космодрома, глава Казкосмоса не смог, объяснив это, в частности, упорством России в данном вопросе. «Мы пытаемся сейчас записать кое-какие сроки. Это всё в проработке с Российской Федерацией. Они же не согласны. Мы ставим, например, 2015 год - не удовлетворяет. Но это просто сейчас в стадии проработки».
Мусабаев также сообщил, что решать судьбу Байконура будет специальная межправительственная комиссия, которую создадут в ближайшее время. «Я (!!) настоял, и сегодня принято решение правительств обоих государств (...) создать комиссию по комплексу Байконур», - рассказал он. Уже известно, что с казахстанской стороны возглавлять её будет вице-премьер, экс-министр экономического развития и торговли республики Кайрат Келимбетов, а с российской - первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Создание такой комиссии было предусмотрено договором аренды, заключенным между РФ и Казахстаном в 1994 году. Однако с 1997 года её функции были переданы подкомиссии.
Почему стоят восклицательные знаки перед заявлением «Я»? Не просто так стоят. В менталитете восточных чиновников, в их кодексе профессиональной этики при каждом удобном случае подчёркивать главенство султана (в нашем случае - президента) в решении государственных вопрос. И, если глава ведомства нарочито подчёркивает своё эго, значит можно предположить, что он сбивает со следа истинного виновника разгорающегося конфликта.
О том, что Байконур может быть выведен из-под российской аренды, сообщалось ещё в середине ноября. Данный вопрос обсуждался на уровне подкомиссии по комплексу «Байконур» межправительственной российско-казахстанской комиссии по сотрудничеству. О том, что вопрос зашёл уже далеко и не ждёт простых решений, свидетельствовал, по мнению некоторых аналитиков, визит 15 ноября на Байконур премьер-министра Казахстана Серика Ахметова. Это фактически доказывало, что «проблему уже изучили в рабочих группах и теперь необходимо принимать решения на самом высоком уровне».
Сейчас, несмотря на секретность, объяснимую в подобных вопросах, стало понятно, что на выводе города из-под российской аренды настаивает именно казахстанская сторона. В последнее время Мусабаев неоднократно и даже нарочито заявлял, что соглашение по аренде «Байконура», принятое в 1994 году, «отработало своё». Президент Нурсултан Назарбаев после встречи с Владимиром Путиным поручил Казкосмосу разработать новый договор по Байконуру. Споры на эту тему, как минимум, не выносились на суд общественности.
Между тем специалисты, работающие на космодроме, настороженно относятся к перспективе переподчинения Байконура Казахстану. Они полагают, что в случае вывода города из-под юрисдикции РФ, расформирования российских административных и силовых структур и создания соответствующих казахстанских органов, начнётся массовый отъезд россиян. Что, собственно, происходит уже давно по десятку причин, в том числе религиозно-этническим. Но именно Байконур оставался маленьким островком почившего вбозе СССР, и долгое время казался непотопляемым.
В случае исхода российских специалистов неизбежно должна будет обостриться кадровая проблема, которая и сейчас является острой для космодрома - инженерных кадров, способных работать на космической технике и поддерживать объекты космодрома, не хватает.
Тут самое время напомнить, что город Байконур и космодром Байконур образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. В этом году в РФ началось строительство космодрома «Восточный» Амурской области. В связи с этим не исключено, что после 2050-го Россия сама покинет Байконур, аренда которого ежегодно обходится ей примерно в 315 млн. долларов (115 млн. за аренду, 100 млн. на поддержание в эксплуатационном состоянии объектов и ещё 100 млн. на поддержание жизнедеятельности космодрома), и будет отправлять космические корабли с новой точки запуска. По другим данным, отказ России от аренды космодрома может произойти ещё раньше - уже через девять лет. Но в любом случае не настолько быстро, как настаивает казахская сторона.
Ну, а самой казахской стороне скорость в таком деле нужна? 37 % жителей Байконура имеют российские паспорта, четыре тысячи россиян работают непосредственно на космодроме. Стоит ли уточнять, что трудятся они отнюдь не уборщиками. К тому же именно в этой отрасли наблюдается самая массовая преемственность поколений. А не в кино, как многим кажется.
Так откуда спешка? Дело в том, что о повышении арендной платы давно заговорили на депутатском уровне. «Какие 115 миллионов, миллиард баксов давай!» - волнуются избранники казахского народа, прознав о российских доходах за счёт экспорта энергоносителей. Почему их султан... пардон, президент не одёрнет? А ему приятно слышать, если что, с него-то какой спрос?
Впрочем, здесь может иметь место и далеко идущий план. Бывший глава Роскосмоса Перминов в своё время предлагал акционировать «Байконур» после ввода в эксплуатацию космодрома «Восточный». Главными акционерами предполагались Россия, США, Казахстан и Евросоюз, участие Китая тоже рассматривалось. Предполагаю, что Назарбаев дал распоряжение начать предварительную «артподготовку», чтобы потом сподручней было торговаться по количеству акций. А что, вполне в азиатском духе.
Но мне вспоминается фильм «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего. Гора фаянсовых ванн, лежащая посреди весенней казахской грязи, на том самом месте, где потом возник Байконур. Они так бы и сгнили за невостребованностью, не вернись 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин из космоса. Но историю повернулась так, как повернулась.
Могли бы остаться в той самой грязи, вам крупно повезло, казахи...
Леонид Черток