Послесловие к Морской коллегии. Просто есть в металле корабельном золото с Севмашевских ладоней…
Есть такая легенда времен СССР начала индустриализации. Начали варить сталь на новом металлургическом комбинате, а плавка раз за разом не удавалась. Металл не соответствовал нормам. Хоть завод закрывай… Нашел тогда директор старого-престарого сталевара, который еще при царе работал, упросил совет дать. Старый сталевар подошел к печи, затылок почесал, перекрестился и… плюнул прямо в кипящий металл. И вышла плавка качественная, соответствующая всем нормам. Долго молодые металлурги гадали: в чем секрет? А старик и сам объяснить толком не может: мол, так меня учили. Потом ученые предположили, что, возможно, сыграл свою «химическую» роль … плевок мастера! Добавил те микрограммы того самого состава, который и нужен был для металла. А люди постарше сказали: да не в «химии» тут дело, просто опыт нужен. Опыт, сын ошибок трудных.
Не знаю, насколько легенда совершенна с «узко-научной» точки зрения, но вот какой вывод напрашивается: без многолетнего опыта, без «ошибок трудных» не бывает успехов ни в промышленном производстве, ни в управлении.
Увы, сейчас на уникальных, высокотехнологичных и прочая-прочая судостроительных производствах Северодвинска нет-нет да и озвучиваются такие мысли: будь проклят тот провал в кризисных 90-х годах, когда с производства начали уходить опытные кадры, у которых суть корабельной науки вошла в кровь. Чьи умные трудовые руки стали поистине золотыми...
Что и говорить, Морская коллегия при Правительстве России немало внимания уделила предприятиям Северодвинска. С их посещения начался осмотр морских и промышленных объектов области. Дольше всего правительственная делегация во главе с премьер-министром Михаилом ФРАДКОВЫМ задержалась на Севмаше. Визит на Севмаш председатель Правительства начал с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской». Его сопровождали генеральный директор Владимир ПАСТУХОВ и главком ВМФ адмирал Владимир КУРОЕДОВ. На набережной, где пришвартован авианосец «Адмирал Горшков», у специально подготовленных стендов состоялось обсуждение выполнения программы ВТС. Пастухов доложил, что первый этап переоборудования крейсера для ВМС Индии выполнен строго по графику. Как сообщает корпоративный сайт Севмаша, «Премьер поинтересовался у генерального директора Севмаша о том, все ли готово к приему индийского экипажа в Северодвинске, на что получил положительный ответ». Основные производственные фонды города корабелов сохранены, технологии развиваются и обновляются, есть квалифицированные кадры, хотя их наличие – величина непостоянная, и если положение с оплатой труда останется без изменений, люди будут уходить. Что и наблюдается. Правда, есть и «обратный поток», весьма, правда, небольшой: опытные кадры, помыкавшись в рынке, возвращаются все-таки на заводы. Кстати, единственный вопрос о зарплате и неравных затратных условиях с другими регионами председателю правительства озвучил председатель профкома «Звездочки» Михаил ГМЫРИН. Михаил Фрадков его информацию выслушал и в ответ только кивнул. Что подумал –неизвестно…
Вот какой нюанс: индусы, оказывается, собираются посылать свои экипажи на Севмаш не только присматривать за ремонтом «Горшкова». Как сообщает главная индийская газета «Хиндустан таймс» (данные взяты с сайта Инопресса.Ру), тамошних моряков в числе прочего посылают учиться в Северодвинске организации судоремонта, впитывать опыт русских корабелов. В общем, индусы хотят, чтобы к ладоням их моряков прилипли хотя бы частички того золота, из которых сделаны руки северодвинских корабельных мастеров. И совсем не обязательно, что члены индийского экипажа, которые пробудут в Северодвинске несколько лет, потом будут служить на отремонтированном мини-авианосце. Не исключено, что набравшиеся опыта индусы потом по российским наработкам будут поднимать свою, индийскую промышленность. В свое время в СССР ковались кадры для огромного количества развивающихся стран. СССР распался, а кадровое «золото» у России еще осталось… Это золото, пожалуй, не менее ценно, чем наше золото «черное» – нефть.
И Северодвинск, и вся Архангельская область уже прошли пик трудностей 90-х годов. Помните? Дикие задержки зарплаты, «застой» на предприятиях, митинги протеста. Пожалуй, это был своеобразный «момент истины» для северодвинцев. Город корабелов не сломался – сделал все, чтобы сохранить высокие технологии «государевых заводов» Северодвинска, не отдал их в губительное «акционирование». В результате, что бы там не говорили, в Северодвинске сложилась, пожалуй, самая эффективная в России система взаимодействия местных властей с директорами и коллективами крупных предприятий Северодвинска, что позволяет оперативно решать любые вопросы на любом уровне власти. Был изначальный плотный контакт с профсоюзами, то есть, по сути, с трудовыми коллективами – с тем самым кадровым костяком, без которого заводские цеха остаются только мертвыми помещениями. Местные и губернские власти традиционно вместе с директорами и заводскими профлидерами ходил по высоким московским кабинетам, выбивал средства для заводов. Это северодвинцы хорошо помнят. Такое не забывается…
В общем-то именно в 90-е годы как-то стихийно определились пути, заложены основы, построен фундамент сотрудничества и областной власти с «государевыми заводами». Пройдет много лет, но именно этот фундамент останется – по-другому областной власти сотрудничать с Северодвинском просто не дано. Вот он, опыт, «сын ошибок трудных». Очень хочется верить, что новый губернатор Николай КИСЕЛЕВ это понимает. Только без обид, Николай Иванович, хорошо? Это намек не на якобы заслуги предыдущего губернатора, а на СИСТЕМУ, сложившуюся в предыдущие годы. Сейчас на корабельных гигантах, как показала и Морская коллегия, наладилось с заказами, есть фронт работ. Но! Провальная «десятилетка» 90-х годов привела к тому, что и на Севмаше, и на «Звездочке» время от времени появляются проблемы с кадрами. Нет, не с молодыми, а, в первую очередь, как раз с опытными, проверенными, с теми самыми, чьи руки помнят времена серийного производства сложнейшей военной техники. Говорят, атомную подлодку сделать сложнее, чем космический корабль…
Помнится, некоторое время назад в северодвинских газетах была озвучена мысль: инициировать «на самом верху» вопрос о том, чтобы молодые северодвинцы имели возможность проходить альтернативную гражданскую службу у себя дома, на предприятиях ГРЦАС. Многие критиковали заводчан за такую позицию. Теперь голоса таких «критиков» почти не слышны. Именно сейчас все приходят к пониманию, что «пробивать» этот вопрос все равно придется рано или поздно! И причем лучше «рано» – то есть прямо сейчас, пока не ушло с заводов то поколение рабочих, чьи руки еще помнят настоящее «корабельное железо». Власть не имеет права «упустить» ситуацию – поколение молодых рабочих должно проработать как минимум пять-шесть лет рядом с опытными, все знающими и понимающими опытными рабочими, золото с ладоней которых и попадает в корабельный металл… Это поколение нельзя упускать. Заканчивается период, когда молодежь рвалась в «юристы и экономисты». Как и во всей России, в Поморье уже де-факто есть некоторое «перепроизводство» таких специалистов. У нас экономики-то, извините, для них столько нету - для такого количества экономистов! Чтобы нынешний свет в конце тоннеля не оказался для северодвинской оборонки некой «электричкой», нужны именно золотые руки, должен возродиться именно «Его величество рабочий класс»… Вот такое послесловие к Морской коллегии. Точнее, предисловие. К чему? К будущей истории российской оборонки.
Никита МУРАВЬЕВ
На снимке: на палубе АПЛ «Дмитрий Донской» – руководство правительства и северодвинской оборонки.
ФОТО с корпоративного сайта Севмашпредприятия www.sevmash.ru