БЮДЖЕТ-2005: На карманные расходы
Государство - это не только границы, армия, чиновники, но и налоги. Причем, последнее является таким же равнозначным элементом определения государства, как и остальное. Все, что я перечислил, необходимо для одного - создать условия для комфортабельной жизнедеятельности власти. Для местной власти из четырех составляющих наиболее важной являются налоги. Они дают возможность отдельным людям почувствовать себя ВЛАСТЬЮ. Но налоги нужны и государству. И вот здесь-то и возникает внутреннее противоречие самой власти. Дележ денег налогоплательщиков как ни что иное сказывается на самих же налогоплательщиках. И происходит это в момент формирования бюджетов. Именно бюджетов - государственного, областного и муниципального. О том, какие трудности ждут налогоплательщиков в 2005 году, мы попробовали проанализировать через призму Новодвинска. Города в Архангельской области, на первый взгляд, благополучного, но имеющего, как и любой другой небольшой провинциальный городок, массу уязвимых мест. И в этом нам помогла Екатерина ЗВОНАРЕВА, начальник финансово-казначеского отдела мэрии Новодвинска.
- Екатерина Викторовна, сейчас идет подготовка бюджетов, как городского, так и областного, и было бы интересно узнать, как выстраиваются отношения между новодвинской и областной администрациями в бюджетном вопросе.
- Ситуация малоутешительная. Сейчас глобальным образом меняется налоговое законодательство, и правительство еще работает над рядом документами, то есть на уровне областного департамента финансов не спущены законодательные акты, на основе которых будут формироваться межбюджетные отношения. Поэтому можно сказать, что отношения муниципальных образований и областного центра пока развиваются слабо. Пока что дважды проводились коллегии руководителей финансовых органов, где оговаривались основные моменты, которые будут намечены при формировании будущих межбюджетных отношений. Но, в целом, работа не начата из-за того, что отсутствуют правовые документы.
Несомненно, такая заминка скажется либо на сроках окончательного принятия бюджетов как областным Собранием, так и городским Советом депутатов, либо, что еще хуже, на качестве принятых финансовых законов. Предстоящий декабрь - месяц избрания депутатов в совещательные органы как области, так и Новодвинска (если быть точнее, то в Новодвинске должны будут доизбрать еще половину городского Совета. – прим авт.). То есть будущие бюджетные дебаты будут достаточно интересны с точки зрения поведения самих политиков, представителей власти. Осмелюсь предположить, что прозвучит немало популистских заявлений. Но вернемся к нашей беседе…
- Я слышал, что предполагают сократить норматив налога с доходов физических лиц, остающегося в муниципальных бюджетах с 50 до 40 %. Насколько это реально?
- Это ожидаемо, и не только по налогу на доходы. В следующем году вводится в действие такая глава налогового кодекса как "Водный налог". В нем меняются ставки по оплате за воду, и меняется процент распределения между бюджетами. Если сейчас доля платы за воду в бюджет муниципального образования составляет 60 % от общей суммы, то со следующего года все 100 % собирается забрать себе федерация. То есть порядка 20 млн. рублей в следующем году городской бюджет не дополучит. Кроме того, меняется законодательство по налогу на прибыль, уже приняты поправки в налоговом кодексе. И если в этом году фиксированная ставка для муниципальных бюджетов составляла 2 % из 24, то со следующего года этой муниципальной фиксированной ставки не будет. Но в бюджет субъекта ставка увеличена на 1,5 %, следовательно, при рассмотрении межбюджетных отношений регион будет решать, - дать муниципалитетам что-то или нет.
На самом деле, не так страшно перераспределение налоговой базы, как может показаться на первый взгляд. Но в следующем году, к сожалению, налоговый потенциал, возможный объем собранных налогов, не так высок. А, следовательно, делить то, чего, по сути, не будет, сложнее вдвойне (прим. авт.).
- С предприятиями вопрос тоже очень серьезный. В начале августа в областной департамент экономики мы отправили предварительный прогноз социально-экономического развития города. Эти результаты малоутешительны - у нас снижается финансовый результат к уровню этого года, фонд оплаты труда растет не так быстро, как хотелось бы. По представленным данным, в городе суммарный объем выпускаемой продукции увеличивается, но на финансовом результате предприятий это никак не отражается, то есть налог на прибыль не увеличивается. Налог на доходы физических лиц также растет медленно. К тому же АЦБК обратился в налоговую инспекцию о предоставлении льготы по закону "О Северах", сумма очень большая. Пока они получали только отказы, но что будет в следующем году, предположить сложно. Работу в этом направлении АЦБК ведет постоянно.
- В этих условиях вполне резонным звучит вопрос о возможной помощи муниципалитету со стороны области или федерации?
- Об этом говорить пока рано. Сначала надо определиться с доходной часть бюджетов, потом распределить налоги, и только после этого можно будет говорить о каких-то субвенциях в город. К тому же идут разговоры о том, что финансирование заработной платы бюджетников передадут на муниципальный уровень, а в этом году в Новодвинске этот объем составил почти 100 млн. рублей. О компенсации этих затрат тоже пока конкретно в областной администрации ничего не говорят.
Из этого краткого, не обнадеживающего интервью каждый налогоплательщик сделает свои выводы сам. И если кто-то верит, что ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, он делает правильно. С надеждой на светлое будущее спится гораздо спокойнее. И помните, нервные клетки не восстанавливаются, а бюджетный вопрос всплывает ежегодно, когда у власти кончаются деньги на карманные расходы
Антон ПОПОВ