БЮДЖЕТ-2005. Размышления о честности
Перед тем, как сделать главное предположение, проведем бюджетный ликбез и определим ряд ключевых понятий, которыми будем пользоваться в дальнейшем. Межбюджетные отношения – это ничто иное, как составление консолидированного бюджета области, который состоит из бюджетов всех муниципальных образований и областного. Когда составляется консолидированный бюджет области, а именно это сейчас и происходит в недрах областного департамента финансов, по каждому муниципальному образованию и по области считают доходы и расходы. Потом все это складывается и выводится – сколько доходов, расходов будет в следующем году, и какой дефицит сложится в областном бюджете.
Доходы считаются по каждому муниципальному образованию отдельно на основе статистики, прогноза социально-экономического развития и т.д. Яркий пример: налог на доходы физических лиц – это одна из основных статей доходов всех муниципальных образований. Поэтому делается прогноз, насколько повысится заработная плата в целом по муниципалитету, а потом выводится этот 13%-й налог. Каждая местная власть, предоставляя свои прогнозы доходов, старается их занизить, а департамент экономики, который проверяет эти же прогнозы для департамента финансов, наоборот, норовит их завысить. И те, и другие прогнозы, в глазах их составителей, выглядят реальными, жизненными, хотя в полной мере этому не соответствуют.
Расходы тех же муниципалитетов считаются по так называемым минимальным стандартам. На каждого школьника определены учебные расходы. Но эта сумма настолько мала, что если не добавлять денег из муниципальных бюджетов, все школы в области давно бы развалились. А зачастую муниципальные образования в своих бюджетах предусмотреть деньги на эти расходы, - намного большие, чем предлагает область, - не могут. По тем же минимальным стандартам рассчитываются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в зависимости от жилой площади. На капитальные ремонты каких-либо объектов выделяется вообще смехотворная сумма. Расходы на заработную плату бюджетников рассчитываются исходя из их численности, а она исчисляется в зависимости от количества бюджетных учреждений и по нормативам, т.е. по тем же самым минимальным стандартам. Фактическая численность работающих бюджетников не учитывается, ведь муниципальное образование может ввести дополнительного преподавателя по отдельному школьному предмету, чтобы усилить какое-то направление, а это расходится с нормативом. Уловили подвох? В доходной части учитывают всех работающих и по полным доходам, а в расходной части по формуле, где знаков «отнять» и «разделить» наверняка больше, чем противоположных.
Самое интересное, что методику, по которой выводятся минимальные стандарты, департамент финансов никому не выдает, даже финансистам муниципальных образований. Как они считают, известно только им одним – свою формулу расчета, в отличие от известных математиков, в областном департаменте хранят, как зеницу ока, – ведь это формула успеха.
А теперь перейдем к прогнозам. Судя по той информации, которая поступает с мест, областной департамент финансов еще не готов вести какие-либо переговоры с муниципальными финансистами. В частности Елена ТИМЧАК, заместитель новодвинского мэра по социальной политике, курирующая финансово-казначейскую деятельность мэрии, 9 августа сообщила ИА «Русский Север», что «областной департамент финансов еще не предоставил им бюджетную роспись на следующий год». А через пару месяцев проект консолидированного бюджета уже должен вовсю обсуждаться областными депутатами. Они должны будут утвердить его. В этот момент каждое муниципальное образование попытается отстоять свой бюджет, точнее свой проект доходов – расходов, но у них это вряд ли получится: областной администрации тоже «денюшки нужны». Вообще говоря, это редко когда и кому удавалось.
Так что 2005 год в бюджетном вопросе, в лучшем случае, будет близнецом года нынешнего. Предполагается сократить норматив налога на доходы физических лиц, который остается в муниципальных образованиях, с 50 до 40 % – принципиальный момент, который серьезно скажется на общей ситуации во всех городах и районах. Так же «забирают» налог на прибыль, несколько процентов которого до сих пор оставалось в муниципалитетах. Политика этого вопроса до конца не понятна – любой Глава и его команда должны проводить работу по увеличению прибыльности предприятий, создавать условия для того, чтобы любая отрасль в городе или районе работала с прибылью. А зачем это теперь местной власти, если никакого налога с прибыли не остается в ее руках. Создавай, не создавай условия – налога как не было, так и не будет. К тому же планируется передать фонд заработной платы бюджетников на местный уровень. Пока лишь говорится об этих намерениях, никакой правовой базы не создано, поэтому остается только предполагать, как повернуться события. Так что чем дальше, тем меньше на местах остается налогов, а бюджеты муниципальных образований все больше и больше превращаются в ведомость на заработную плату.
Все это - правила честной бюджетосозидающей игры. Любая власть, формируя и исполняя бюджет, считает, что она правильно направляла деньги. Другая власть, скорее всего, имела бы противоположное мнение. Но только – правильно это было сделано или неправильно - покажет время. О правильности и честности бюджетов судить вообще сложно – субъективизм мнений порождает плюрализм. Но в одном уверенность полная – «ложка хороша к обеду». Сейчас областная власть не берет кредиты, отдает старые, а может перекредитоваться надо? Транспортные предприятия «посажены» на огромные убытки, в том числе и бюджетные, лекарственное обеспечение на ладан дышит и т.д. Но, согласен, каждую ситуацию надо просчитывать. Хорошо бы в 2005 году сесть к обеду за стол с полным столовым набором. Главное, чтобы просчитали это создатели бюджета честно и правильно для людей.
Рюрик ЭРЕНВОРТ