Наивно полагать, что и в других ведомствах дела обстоят лучшим образом. В многострадальном здравоохранении, например...
Оглянитесь вокруг - так ли много у нас в стране больниц, по всем параметрам отвечающих самым современным требованиям? Многопрофильных, оснащенных самой современной техникой, с отзывчивым, квалифицированным персоналом, не запятнавшим себя брутальной коррупцией в отношениях с пациентами? Так ли много больниц, которые в народе не только не величают «гвардейскими истребительными», но и вспоминают с благодарностью, стремятся попасть туда не лечение?
Одна из таких немногих больниц - 400-коечная многопрофильная больница №31 в городе Санкт-Петербурге.
В этом стационаре эффективно «пролечивают» в год около 15 000 больных, в том числе экстренных, по хирургическому, терапевтическому, урологическому, гинекологическому профилю. На базе больницы эффективно функционирует городской детский онкологический центр. К больничной поликлинике прикреплено около более десяти тысяч граждан - Героев Советского Союза и России, блокадников, ветеранов, а также госслужащих высокого ранга.
Особенность больницы еще и в том, что каждое отделение уникально. Например, урологическое отделение, в котором бесплатно лечатся больные нефрологического и урологического профиля, здесь же проводиться диализ и осуществляется пересадка почки (кстати, единственный городской, а не федеральный центр трансплантации почки на Северо-Западе). Здесь же после пересадки и наблюдаются порядка 300 чел., т. к. ни в одном другом стационаре Санкт-Петербурга их бесплатно принять не могут, тем более снабдить дорогостоящими препаратами, сделать соответствующие исследования в динамике.
Или хирургия: на базе отделения функционирует городской эндовидеохирургический центр, под который специально открыта в октябре единственная в городе интегрированная операционная (ремонт обошелся около 80 млн. руб.). Здесь делают уникальные лапароскопические операции жителям Санкт-Петербурга и России (опять же бесплатно), посмотреть на которые приезжают врачи со всей страны.
Гинекология больницы №31- признанный лидер в городе по качеству плановых операций.
Терапевтическое отделение - центр лечения воспалительных заболеваний кишечника, где вместе с сотрудниками кафедры гастроэнтерологии МАПО (Медицинской Академии последипломного образования) бесплатно лечат массу больных.
Центр по лечению рассеянного склероза то же единственный и неповторимый. И т. д. и т. п.
Зайдите на сайт www.spbsverdlovka.ru ( в народе больницу любовно называют «свердловкой»), там говорится обо всем этом доходчивым и понятным языком.
Спрашивается - как должен относиться к подобному явлению Минздрав, правительство городского и федерального уровня? Лелеять, «носить на руках» т.е. продолжать поддержки и инвестиции, организовать распространение передового опыта и тому подобное... Логика, казалось бы, понятная всем - от министра до пенсионера, однако не тут-то было...
И вот становится известно, что больницу собираются «подвергнуть реконструкции», а по иным сведениям даже до основания снести, вместе с прекрасно отремонтированными отделениями, поликлиникой, операционными блоками, «рассовать» по всему городу дорогое оборудование и более 700 человек высококвалифицированного персонала. Деньги налогоплательщиков и внушительные спонсорские инвестиции при этом в расчет не принимаются...
Больницу якобы собираются «перепрофилировать» под нужды судей Конституционного суда, что вызвало бурю негодования среди петербуржцев: это ж какими небожителями надо быть, чтобы брезговать таким прекрасным стационаром?! Тут уже сами судьи поспешили сконфуженно заявить, что слыхом не слышали о подобных проектах и никак не хотели бы начинать свою деятельность в Северной Столице с реконструкций более чем сомнительного характера. Тут же прошел слух, что лакомый участок территории Крестовского острова, на котором расположена 31-я больница, хотят освободить под застройку...
Заместителем губернатора Санкт-Петербурга была тем временем озвучена конкретная дата расформирования больницы. И гибель Свердловки состоялась бы по «расписанию», если бы не главные силы, способные ныне противостоять бюрократическому произволу - гласность и широкий общественный протест. Именно благодаря твердой единой позиции медиков, общественных деятелей, депутатов и простых горожан, благодаря более чем стотысячному людскому фронту, всколыхнувшемуся навстречу чиновничьей алчности и грозящему перерасти во всеобщий общественный протест, губернатор Петербурга поспешил заявить, что больница № 31 останется на том же месте и будет функционировать на благо города в прежнем режиме.
Что ж, у Георгия Полтавченко появилась прекрасная возможность, показать и доказать, что он на деле является защитником своего города!
Казалось бы можно радоваться по поводу победы и успокоиться... Да. Это так. Хотя ситуация вокруг больницы ныне напоминает осажденную крепость: посрамленные захватчики ретировались, чтобы...вернуться. Но уже не штурмовать «в лоб»: запустить в крепость «троянского коня», произвести подкоп, использовать стаю голубей с привязанной к лапкам горящей паклей, перекрыть источник водоснабжения... Полистайте учебники истории - все это было! К тому же любая власть мстительна и не прощает плебсу его триумфов.
Больницу можно закрыть иными средствами - замордовав и обескровив множественными проверками, спровоцировав финансово-экономический скандал, скомпроментировав, обанкротив...
Доктора из «свердловки» говорят о том, что живут и работают в ситуации, напоминающей затишье перед ураганом или убийственным артобстрелом, или...
В создавшейся ситуации медикам и городской общественности остается лишь «держать порох сухим», пребывать в состоянии непреходящей высочайшей бдительности. Говоря словами вождя мирового пролетариата: «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться...» Думали ли петербуржцы и ленинградцы, что придет время защищаться от произвола собственной власти?
Владимир Гуд,
член Союза писателей России
Санкт-Петербург, специально для ИА RUSNORD