Столь безрадостные показатели обусловлены тем, что значительная часть водопроводно-канализационного хозяйства досталась городу «в наследство» от поселкообразущих предприятий: коммуникации в поселке 29-го лесозавода и на острове Бревенник, на Экономии и Кегострове, Турдеево и Хабарке, на Левом берегу строились лесозаводами. В 2000-е как и жилфонд они оказались в одночасье не нужными новым собственникам предприятий. Для того, чтобы жители отдаленных территорий не остались без воды, было принято волевое решение о передаче бывших «бесхозов» на обслуживание МУП «Водоканал». Изношенные сети, которые ранее не принадлежали муниципалитету, он был вынужден латать за свой счет.
Пока тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливали городские власти, потери, которые нес МУП «Водоканал», компенсировались из городского бюджета. При этом плата для населения за воду практически не поднималась. Когда человек покупает в магазине пол-литровую бутылку воды за 30 рублей, он, вряд ли задумывается, что тысяча литров воды поставляется ему прямо домой за несоизмеримо меньшие деньги. Сегодня тариф на водоснабжение для населения составляет 19 рублей 14 копеек за кубометр, на водоотведение - 16 рублей 96 копейки. Мы привыкли к тому, что вода может течь из нашего крана хоть круглосуточно. Но она - тоже ресурс, и для города с изношенными сетями, ресурс дорогой. Однако долги населения города за воду составляют почти 180 млн. рублей.
Ситуация кардинально изменилась после того как с 2010 года тарифное регулирование услуг по водоснабжению стало полномочием областного правительства. Утверждаемый ежегодно Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тариф меньше экономически обоснованного в среднем на 35-40%. По закону разница должна компенсироваться из областного бюджета. Однако, выделяемые на эти цели средств - так называемая «дельта В» - более, чем в два раза меньше, чем реальные затраты МУП «Водоканал». Все дело в том, что областное Агентство принимает уровень потерь только в 20%, как если бы сети были только что построены, тогда как три четверти водопроводных и канализационных труб имеют износ 75%. Тем самым из областного бюджета, да и то только в прошлом году, компенсируется менее 40% реальных затрат «Водоканала», возникших в результате регулирования тарифов региональными властями.
Результатом подобной тарифной политики стали убытки предприятия в размере 456 млн. рублей за 2011-12 год. В итоге «Водоканалу» остро не хватает средств даже на решение текущих проблем. Более того, как заявил на заседании депутатской комиссии директор предприятия Сергей Рыжков, в настоящее время создается реальная угроза для обеспечения водоснабжения города. А для проведения масштабной реконструкции, которая позволит перейти от «латания дыр» к развитию и обеспечит устойчивое водоснабжение города, нужны инвестиции и кредиты. Но говорить о благоприятном экономическом прогнозе и планировании при существующем тарифе для МУП «Водоканал» нельзя. Тем более, что в тарифе отсутствует инвестиционная составляющая.
Вопрос об убытках предприятия и очевидном источнике их возникновения стал предметом острой дискуссии на заседании депутатской комиссии. Вопросы были адресованы министру строительства и ЖКХ Архангельской области Игорю Войстратенко, также участвовавшему в обсуждении вопроса.
- Сегодня у предприятия 456 млн. рублей убытков, и мы понимаем, что покрывает оно их исключительно за счет кредитов, обеспеченных городским имуществом, - отметил депутат гордумы Сергей Малиновский. - Мало того, что из собираемых в городе 25 млрд. рублей, в муниципальном бюджете остается только 5 млрд., так еще мы вынуждены вновь платить за последствия принятых не нами решений. Деньги в областном бюджете, несомненно, есть, их можно найти, было бы желание.
- Действительно в городе остается только 25% собранных налогов, - поддержал коллегу депутат Дмитрий Акишев. - Дотируя область, мы вправе рассчитывать на понимание нужд областного центра, учитывая, что «Водоканал» является стратегически важным предприятием.
«Что делается мэрией Архангельска для исправления данной ситуации?», - уточнил спикер городской Думы Сергей Моисеев у представителей муниципалитета.
Как пояснил заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чиненов, правительство Архангельской области было проинформировано о ситуации, складывающейся вокруг МУП «Водоканал» в полном объеме. 3 октября 2012 года на заседании Наблюдательного совета по реализации Программы усовершенствования городского хозяйства и услуг в области водоснабжения и водоотведения Архангельска директор МУП «Водоканал» Сергей Рыжков доложил о предполагаемой схеме реструктуризации водопроводно-канализационного хозяйства города. Также в Правительстве Архангельской области 10 и 26 ноября 2012 года состоялись совещания с аналогичными повестками. В работе данных совещаний принимали участие руководство мэрии Архангельска и МУП «Водоканал». Однако никаких кардинальных решений на уровне Правительства области принято не было, что в дальнейшем может привести к дестабилизации системы водопроводно-канализационного хозяйства города.
Для выхода из сложившейся ситуации мэрия Архангельска и МУП «Водоканал», в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» разработали концепцию реструктуризации деятельности водопроводно-канализационного хозяйства. Наряду с существующим МУП «Водоканал» предлагается создать 2 новых муниципальных унитарных предприятия: МУП «Архводоканал» и МУП «Водоочистка».
МУП «Водоканал» будет производить подъем и очистку воды для города, эксплуатируя Центральные водоочистные сооружения и ВОС в поселке силикатчиков.
МУП «Водоочистка» создается для подъема и очистки воды, а также очистки стоков на отдаленных территориях. Предприятию будут переданы локальные водо- и канализационные очистные сооружения, а также сети на островах и в поселках, не подключенных к централизованной системе водоснабжения.
МУП «Архводоканал» будет осуществлять транспортировку воды и водоотведения в центральной части Архангельска. К сетям этого предприятия будет подключено наибольшее количество абонентов. Впоследствии «Архводоканал» предлагается присвоить статус гарантирующей организации.
Необходимость реструктуризации активов вызвана в первую очередь исполнением закона «О водоснабжении и водоотведении». Одно из основных требований Закона, заключается в том, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети, наделяется статусом гарантирующего поставщика, если к сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов. При этом плата для населения за воду и канализацию в черте города останется одинаковой, т.к. услугу будет оказывать гарантирующий поставщик.
До определения гарантирующей организации, в соответствии с Законом, органы местного самоуправления осуществляют инвентаризацию водопроводно-канализационных сетей, утверждают схему водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, реструктуризация хозяйствования даст возможность вновь созданным предприятиям подать заявку на установление экономически обоснованных тарифов и получение «дельты В» из областного бюджета в полном объеме, что позволит не повышать плату для населения за водоснабжение и водоотведение.
Как заявил на заседании депутатской комиссии министр строительства и ЖКХ Игорь Войстратенко, правительство области против предлагаемого решения. Суть возражений связана с несколькими моментами: во-первых, появление трех новых МУПов якобы приведет к уменьшению процента частных организаций в сфере ЖКХ Архангельска ниже предела, установленного для участия в программах Фонда реформирования ЖКХ. Однако в этом случае министр противоречил сам себе, ибо тут же заявил, что регион предложил городу привлечь к модернизации водопроводно-канализационного хозяйства частных инвесторов. Переговоры с одной из серьезных российских компаний уже ведутся, и в перспективе могут завершиться акционированием муниципальных предприятий, занимающихся водоснабжением и водоотведением. Тем самым вопрос о выполнении условий Фонда ЖКХ снимается. При этом следует напомнить, что именно Архангельск обеспечил и обеспечивает области участие в федеральных программах капремонта и расселения ветхого жилья, поскольку именно в областном центре подавляющая часть жилфонда находится в ведении частных управляющих компаний и ТСЖ, а тепло и электроснабжением занимаются также частные компании. В отличии, например от Северодвинска с его жилищными МУПами или районов области, с ежегодно банкротящимися ООО со 100% муниципальным участием.
Во-вторых, это согласие на реструктуризацию со стороны ЕБРР, являющегося кредитором «Водоканала», причем гарантом по кредиту является Правительство Архангельской области. Как сообщил Сергей Рыжков, банк проинформирован о сути предложенной реструктуризации, и поскольку сам МУП «Водоканал», несущий обязательства по кредиту сохраняется, его организационно-правовая форма, как и предусмотрено соглашением, остается неизменной, то с большой долей вероятности можно ожидать положительного решения ЕБРР, заинтересованного в возвращении кредита, а не в банкротстве предприятия. Что касается других кредиторов, то мэрия ведет с ними переговоры в ежедневном режиме, при этом у большинства заемщиков есть понимание необходимости выхода из ситуации. Чего не скажешь о должниках самого «Водоканала». Например, правительство области до сих пор не расплатилось с предприятием за подключение к воде многострадальных ветеранских домов на пр. Ленинградский.
И, наконец, самое серьезное возражение. При установлении тарифов для новых предприятий в областном бюджете придется предусмотреть около 900 млн. рублей на «дельту В» - разницу между экономически обоснованными затратами и платой для населения. Сумма, казалось бы, астрономическая, но при этом не учитывается ряд обстоятельств. На протяжении последних лет Архангельску регулярно сокращаются нормативы отчислений по налогам. В итоге, город теряет до 1 млрд. рублей в год. Кроме того, прямые потери от возможного банкротства «Водоканала» могут составить не менее 2 млрд. рублей, без учета социальных потрясений, в случае нарушения работы системы водоснабжения.
- Очень удобно отнимать у муниципалитетов деньги, при этом заставлять выполнять их не обеспеченные должным образом финансами полномочия, - резюмировал депутат Сергей Малиновский. - Я готов поддержать внесенное предложение о реструктуризации, поскольку оно на сегодня единственное, а ситуация может прийти к тому, что при затягивании решения, мы как депутаты будем нести личную ответственность за невыполнение требований закона об обеспечении населения услугами водоснабжения и водоотведения. Поэтому вопрос можно продолжать обсуждать, но выносить его на сессию необходимо.
В свою очередь, депутат Татьяна Дробешкина уточнила у Сергея Рыжкова насчет кредиторской задолженности и не получиться ли так, что нынешние кредиторы муниципального предприятия не получат своих денег.
«Данные шаги предпринимаются только с одной единственной целью - создать эффективную и самоокупаемую систему водоснабжения Архангельска, все кредитные и другие обязательства МУП «Водоканал» выполнит в полном объеме», - заверил Сергей Рыжков.
Он подчеркнул, что «Водоканал» готов предоставить депутатам всю необходимую информацию, с финансовыми расчетами, экономическими обоснованиями и прогнозом развития ситуации. Поскольку вопрос требует серьезного осмысления и проработки, принято решение рассмотреть его повторно на заседании депутатских комиссий.
Но даже после одобрения депутатами гордумы предложений о реструктуризации водопроводно-канализационного хозяйства, дальнейшая судьба и надежное функционирование системы водоснабжения и водоотведения в столице Поморья будет зависеть от грамотных действий Правительства Архангельской области, в исключительной компетенции которого находятся вопросы тарифного регулирования. Именно экономически обоснованные решения по тарифам, могут стать основой для привлечения серьезных государственных и частных инвестиций в модернизацию водопровода и канализации в Архангельске.
По прогнозам новое строительство жилья и объектов социальной сферы в областном центре потребует увеличения потребления воды с нынешних 150 тыс. кубометров в сутки до 180 тыс. кубометров в 2025 году. Соответственно вырастет объем водоотведения и нагрузка на систему канализации. Общий объем инвестиций в водопроводно-канализационное хозяйство Архангельска для его комплексной модернизации за 12 лет должен составить 33 млрд. рублей.
Однако для гарантированного привлечения серьезных государственных и частных инвестиций, необходимо подкрепление разработанной программы комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры Архангельска соответствующими тарифными решениями на уровне области и федерации. Город рассчитывает, что решения областного Агентства по тарифам и ценам будут направлены на создание долговременной нормативной базы для частных инвесторов, готовых вкладывать средства в модернизацию объектов коммунального хозяйства Архангельска.
«Только в результате совместных переговоров - региональной и городской властей - мы можем успешно реструктуризировать водопроводно-канализационное хозяйство столицы Поморья», - сделал заключение председатель городской Думы Сергей Моисеев.
«Надо до текущей сессии еще раз сесть за стол переговоров, всё детально обсудить и принять единственно верное решение», - отметил Дмитрий Акишев.
«Самое главное, чтобы жители нашего города не пострадали, и водоснабжение города было в бесперебойном режиме», - добавил Сергей Малиновский.