А через пару лет загорелась гостиница «Россия». Далёко не небоскрёб, а всё равно 42 погибших. Получается, не были готовы ни технически, ни морально. Эх, тот «Ад» бы да в широкий прокат! Впрочем, так и осталось неизвестным, от чего «Россия» загорелась. То ли окурок, то ли проводка, то ли террористы. А что, в том году метро уже взрывали...
Зачем нужны эти фильмы-катастрофы? Чтобы гордиться. Прежде всего, своими людьми, готовыми к подвигу в любое мирное время. Известно, в экстремальных ситуациях человеческое нутро вылезает наружу - последний раздолбай героически вытаскивает людей из самого пекла, пока партийно-профсоюзный активист спасает лишь собственную шкуру.
Именно тут и скрывалась засада для советских фильмов-катастроф, у нас подонков и трусов не могло быть априори. Вспомните «Экипаж» - все герои. Даже бортинженер, неразборчивый в интимных связях, вылез на крыло летящего в облаках самолёта, чтобы с помощью молотка и известной матери заклепать дыру в обшивке. Народ ржал, но ходил на кино по три раза. Правда, в том «Экипаже» катастрофы было минут на 15-20, в остальном производственная мелодрама с элементами эротики.
В конце 80-х мой добрый товарищ из Воронежа Саша Гришин («Пушкин») снял «Поезд вне расписания», который тоже позиционировал, как катастрофу. Совсем малобюджетную, что и положено дебютанту тех лет, даже каскадёров на ней работало полтора человека (о спецэффектах лучше не спрашивать). Четыре героя и взбесившийся состав, оставшийся без машиниста. Лучшим (морально) оказался трудовой подросток из ремеслухи с лицом рафинированного гардемарина, склонивший к подвигу сомневавшегося студента вуза. При других обстоятельствах сценарий так и лежал бы в редакционном портфеле.
Ох, чуть не забыл, был ещё ленинградский «Прорыв», в котором в тоннель питерского метрополитена протекла подземная Невка, в нём Олег Борисов и Андрей Ростоцкий геройствовали. Если смотрели, то знайте - наше «Метро» почти ремейк того «Прорыва».
С чего начинается любая техногенная катастрофа? А ни с чего. Многомиллионный мегаполис жил своей обычной жизнью - завтракал, стоял в пробках, состоял во внебрачных интимных связях. Зато потом началась гусарская рулетка - в метро оказались те, кто при наличии собственных колёс в нём почти не ездит. И тут СУДЬБА. О ней, злодейке, наверняка до сих пор думают близкие тех, кто садился во взорванные террористами вагоны. А толку... от судьбы, как известно, не уйдёшь.
Но сначала постараюсь объяснить техническую сторону проблемы. Наша столица стоит на пустотах, об этом говорят давно и постоянно. Несколько лет назад в районе станции «Войковская» вбивали в землю столб под рекламный баннер, и чуть было не прошили насквозь вагон подземки. Что, страшно? А под рекой-Москвой проезжать как, жутко? Ах, вы об этом не задумываетесь? Теперь будете...
Уверен, работники метрополитена, не только московского, заплюют экран от увиденной технической лажи, происходящей на двух выдуманных сценаристами станциях - «Садовой» и «Боровицкой». Но это же не учебное кино по технике безопасности. Сразу хочу сказать - съёмки момента экстренного торможения даже на меня, искушённого, произвели впечатление. Но фильм, всё-таки, о людях. И что с людьми?
Надеюсь, каждый из вас слышал выражение «закон жанра»? Так вот, по этому закону в центре каждого фильма-катастрофы должен быть определённый набор героев. Как-то: семья; рыцарь без страха и упрёка; сильный, но колеблющийся; весельчак-балагур; слабое звено (инвалид, даун, толстяк и тп.); прекрасная незнакомка (для продолжения отношений); деклассированный элемент (бежавший узник, наркот, алкаш, бомж и тп). Рамки этой сюжетной схемы создатели «Метро» раздвинули по самое «не могу». У них в одном поезде ехал обманутый муж с дочкой и тот, с кем его обманывают. Вот муж как раз рыцарь-бюджетник, Сергей Пускепалис даже внешне соответствует, работает в районной больнице, спасает людей. Так увлекается, что жену раз в месяц забывает приголубить, она с экрана жалуется. Меня, правда, несколько смутило, что, придя в себя от экстренного торможения», он больше своей дочерью занимался, чем помогал действительно пострадавшим (а как же Клятва Гиппократа?), но отнесём это к правде жизни.
А жена у этого рыцаря Светлана Ходченкова, которой на этот раз очень не повезло с ролью. Бедняжка, без очков в 3D видно - она просто не знает, что ей играть. То есть, в койке с любовником знала, когда рефлексировала на работе по поводу двух мужиков, один из которых честный, а второй богатый - вполне гармонично. Лажа начинается тогда, когда она узнаёт о катастрофе. Как должна вести себя в таких случаях женщина? Каждая по-своему. Кто-то падает в обморок, кто-то бьётся в истерике, кто-то моментально группируется и начинает действовать. Героиня Светы всё это делает одновременно, поэтому ждёшь над ухом самый известный вопль Станиславского...
В итоге эта шлындра выбирает мужа (хотя не видела, как муж её держался в подземелье, не знает, что любовник её предал на словах). Сразу в памяти возникает образ Анфисы из «Вечного зова», рыдающей на шее безного Кирьяна. Но там была война, совсем другая ситуация, да и сибирская колхозница не менеджер процветающей столичной фирмы. Короче, туфта так и прёт. Снимайся «Метро» где-нибудь во Франции или Швеции, выход и искать не надо - жили бы герои ленты втроём, тем более что мужики в тяжёлую минуту не только подрались, но и где-то зауважали друг друга. А так получилось - выбралась из-под земли дочка, мама кинулась к ней, дочка к папе (не к чужому же дяде), мама за ней, так семья и восстановилась. Даже додумывать нечего. Хотя по жизни, если есть описанные проблемы, они и останутся до следующего подвернувшегося мачо.
Ещё один актёрский провал - второе появление на экране Ивана Макаревича. Сын знаменитого «машиниста» окончательно доказал свою неспособность к актёрскому ремеслу, как говорится, ни кожи, ни рожи, ни таланта. А ведь роль «наследнику» дали, пусть и небольшую, но выигрышную, через неё вся развязка сюжета проходит.
Так что, совсем никудышное кино получилось? Не буду так категоричен. Во-первых, серьёзно подняты на художественном уровне проблемы Москвы - транспортный коллапс, подземные пустоты, перезастройка центра города. Во-вторых, проехались по мэру Собянину, которого на месте катастрофы ждали-ждали, да так и не дождались.
Но, главное, создатели фильма напомнили старинную притчу про двух мышат, попавших в бидон с молоком. Одна мышка смирилась с судьбой, сложила лапки и захлебнулась в вкуснятине. А вторая стала барахтаться, да так, что сбила кусок масла, на котором и продержалась до прихода хозяйки (которая, несомненно, прибила её тапком). В «Метро» роль мышки очень достоверно исполнил 150-килограммовый Стас Дружников, то самое слабое звено, положившееся на судьбу.
А наверху бардак, МЧС в растерянности, милиция занята тем, что гоняет журналистов. Так что барахтайтесь, господа, сбивайте масло! Целее будете...
Леонид Черток